litceymos.ru 1


Понятие о конфликте, причины, виды, их характеристика.

  • Цели: формирование потребности в оптимистическом отношении к жизни; выявление психологических барьеров в общении; познакомить уч-ся с понятием «конфликт», с кодексом поведения в конфликте; научить приёмам бесконфликтного общения и обратной связи в общении.


Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.

  • Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.

  • Причина конфликта – противоречия, напряжённость в отношениях, вызванные различными или противоположными интересами.

  • В конфликте всегда присутствует объект интереса двух сторон (сценка).



Способы разрешения конфликтов

  • Юмор.

  • «Психологическое поглаживание».

  • Компромисс.

  • Анализ ситуации.

  • Третейский суд.

  • Ультиматум.

  • Подавление партнёра.

  • Разрыв связи.



Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо (к кому-либо).

  • Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо (к кому-либо).

  • В нём не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.



«Психологическое поглаживание»

  • «Психологическое поглаживание»

  • проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника» (например, ты умный, знающий и т.п.)


Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.

  • Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.

  • Третейский суд как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».


Ультиматум – т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не .. то я вынужден буду..).

  • Ультиматум – т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не .. то я вынужден буду..).

  • Если затронуты принципы, убеждения, то используются крайние способы разрешения конфликта - подавление партнёра (моральное или физическое) и разрыв связи.



Необходимо конфликт разрешить доброжелательно, для этого надо понять внутренний мир др.человека (при условии уважения к нему).

  • Необходимо конфликт разрешить доброжелательно, для этого надо понять внутренний мир др.человека (при условии уважения к нему).

  • Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему др.глазами – всё это не разрешит конфликт.

  • Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражённости, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности, тревожности, страха, привести к неврозам и психическим заболеваниям.



Почему возникают проблемы в общении даже у близких людей?

  • Почему возникают проблемы в общении даже у близких людей?

  • Потому что общению тоже надо учиться, чтобы понимать друг друга.

  • (деловая игра «Как избежать конфликта») Стр. 112



Три номинации

  • Порядочность.

  • Нравственность.

  • Тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам.


Кодексы поведения в конфликте

  • Дайте своему противнику «выпустить пар».

  • Если он раздражён и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение.

  • Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Если ч. агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются др.на др.


Сбивайте агрессию неожиданными приёмами.

  • Сбивайте агрессию неожиданными приёмами.

  • Например:

  • - попросите доверительно у противника совета,

  • - задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для него,

  • - напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным,

  • - сделайте комплимент, выразите сочувствие.

  • Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключили сознание вашего противника с отрицательных эмоций на положительные.



Дайте противнику «сохранить своё лицо».

  • Дайте противнику «сохранить своё лицо».

  • Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию.

  • Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личности.

  • Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили своё обещание», но нельзя говорить : «Вы – необязательный человек».


«Если ты считаешь себя разбитым, ты действительно разбит. Если ты думаешь, что не посмеешь – значит, не решишься. Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто считал себя на это способным».

  • «Если ты считаешь себя разбитым, ты действительно разбит. Если ты думаешь, что не посмеешь – значит, не решишься. Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто считал себя на это способным».

  • Дейл Карнеги (1926г)