litceymos.ru 1




ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБОУ ООШ с. Подсосенки

«29» декабря 2011 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ ООШ с. Подсосенки

__________________ Корушина Л.Ф.

Приказ № 11от 17.01.2012 г.




ПОЛОЖЕНИЕ

о повышении квалификации

педагогических работников



  1. Общие положения.




    1. Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения, что в конечном счете определяет качество образования школьников как основной параметр государственно – общественного заказа школе.

    2. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре внутришкольного управления отдельную подсистему, обеспечивающую постоянное совершенствование профессиональных качеств педагогов.

    3. Настоящее Положение ( далее просто положение) определяет основные методологические принципы, на которых строится работа по повышения профессиональной компетентности, отражающей реальную квалификацию педагогических работников МБОУ ООШ с. Подсосенки, цели, задачи, порядок и формы его организации.

    4. Положение разработано в целях реализации КПМО на территории Саратовской области в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст.144) , Законом Российской Федерации и Саратовской области «Об образовании», существующим Положением о повышении квалификации педагогических работников Российской Федерации.



  1. Основные методологические принципы.



Профессиональная компетентность – комплексная характеристика, объединяющая педагогическую, технологическую, менеджерскую подготовленность педагога в теоретическом и прикладном форматах и проявляющаяся в сугубо индивидуальной форме за счет уникальности личностных качеств каждого из них. Развитие всех компетенций, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, и поддержание их на требуемом уровне происходит в двух формах: в форме самообразования и самосовершенствования и в форме внешне организованного профессионального обучения. Система внутришкольного управления должна предусматривать механизм влияния на обе указанные формы и обеспечивать их органичную увязку и взаимодополнение. Эта идея принимается в качестве ведущей при совершенствовании профессиональной деятельности педагогического коллектива МБОУ ООШ с. Подсосенки. Используются и другие важные принципы при организации работы по повышению профессионального уровня педагогов:

  • выявление особенностей педагогического стиля каждого учителя и создание благоприятных условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;

  • стимулирование поисковой и инновационной деятельности;

  • поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;

  • организационная поддержка пожеланий учителей на участие в инновационных формах профессионального совершенствования, предлагаемых на региональном и муниципальном уровнях;

  • регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и практики в рамках общешкольных тематических семинаров.


3.Цели и задачи в области повышения квалификации

3.1.Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.


3.2.Задачи повышения квалификации:


  • поддержка и совершенствование профессионального уровня всех педагогов в соответствие с требованиями сегодняшнего дня;

  • создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности до потенциально возможного уровня:

  • переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;

  • активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,

  • предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;

  • удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;

  • освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства.


4.Организация повышения квалификации.


4.1. Структура школьной модели повышения квалификации включает четыре организационных уровня:

  • школьный,

  • муниципальный,

  • региональный (областной).

4.2. Первый уровень - наименее формализованный, предоставляющий наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя или личным планом развития профессиональной карьеры, оформленным официально или существующим как личный рабочий документ. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план работы, а процедура их регистрации в рамках методического объединения носит уведомительный характер. Педагог при желании может воспользоваться списком рекомендуемых для освоения тем и вопросов, разработанных и утвержденных Методическим советом школы для МО. По завершении учебного года составляется краткий отчёт о выполнении принятых на себя обязательств в рамках самообразования, который утверждается методическим объединением и становится одним из документов портфолио педагога. Количество и объём вопросов, выбираемых для освоения, определяются педагогом самостоятельно. Самообразование может осуществляться в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, проведения научных и экспериментальных исследований по утверждённым программам, написания диссертаций, статей, подготовки докладов, конкурсных материалов и др.


4.3. На школьном уровне учителям предлагаются задания, связанные с научной, экспериментальной или методической темой школы либо с программой её развития. Необходимость их выполнения является одним из условий скоординированной работы школы в избранном тематическом направлении, а школа как социально-педагогическая система обретает целостность и определенные гарантии выполнения принятых программ. Работа над заданиями школьного уровня может проходить индивидуально или в составе творческих групп. Разработка заданий этого уровня осуществляется проблемной группой во главе с научным руководителем соответствующей программы. Проблемная группа формируется педагогическим и Управляющим советами школы по представлению методического совета (или методических объединений).

4.4. Повышение квалификации на муниципальном уровне производится по планам Комитета образования г. Балакова. Оно осуществляется в форме предметно-методических и тематических семинаров, проведения конкурсов, педагогических чтений, различных конференций, мастер-классов и др. Особый вид повышения квалификации на данном уровне представляет участие в конкурсе «Учитель года» и работа в различных комиссиях и объединениях Комитета образования.

4.5. Региональный уровень отличается наибольшим разнообразием форм и методов повышения квалификации. Наряду с введенными ранее альтернативными формами повышения квалификации, такими, как очная, очно-заочная и заочная, экстернат, стажировка, проходит апробацию новая форма повышения квалификации, использующая дистанционные образовательные технологии. Ведущим учреждением региональной системы повышения квалификации работников образования является СарИПКРО. 4.5.1.Прохождение повышения квалификации в форме экстерната предлагается исключительно для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию и прошедших хотя бы один раз курсы повышения квалификации в традиционной очной форме.

4.5.2. Форма стажировки, как правило, практикуется для начинающих педагогов и проводится, в основном, на базе опорных школ и площадок Саратовской области. Для них созданы индивидуальные образовательные программы повышения квалификации, имеющие до 80% аудиторной нагрузки, выполняемой в общеобразовательном учреждении. Для их реализации привлекаются лучшие учителя-новаторы.


4.5.3. Заочная форма повышения квалификации используется, в основном, для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, старших вожатых. В ее реализации используются кейс-технологии, дистанционные образовательные технологии.

4.5.4.Аннотированный сборник реализуемых СарИПКРО образовательных программ повышения квалификации содержит в своей структуре названия программ, краткое содержание основных вариативных модулей программ, возможные сроки прохождения курсов повышения квалификации.

4.5.5. Повышение квалификации на данном уровне производится по заявкам муниципального органа образования и удостоверяется соответствующим сертификатом. Обучение на курсах повышения квалификации регионального уровня является нормативным требованием для всех педагогических работников и должно осуществляться не реже одного раза в течение 5 лет.

4.5.6. Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения он может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации, введенной в СарИПКРО с 2007 г.

4.5.7. Образовательная программа повышения квалификации по накопительной системе рассматривается как совокупность учебных программ, выбранных слушателем в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации.


      1. Конструирование образовательной программы (не менее 128 часов) повышения квалификации по накопительной системе выполняется педагогом самостоятельно и предполагает обязательное включение в ее состав вариативного блока (не менее 64 часов) и двух инвариантных блоков (по 32 часа каждый), состоящих из:
  • учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, информационным технологиям в образовании («Общепрофессиональные дисциплины»);


  • учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам предмета профессиональной деятельности («Специальные дисциплины»)

4.5.9. На базе сформированной образовательной программы составляется индивидуальный учебный план повышения квалификации по накопительной системе. Индивидуальный учебный план отправляется на согласование в образовательное учреждение ДПО (СарИПКРО). Он должен содержать:

  • полный перечень названий учебных программ инвариантного и вариативного блоков выбранной образовательной программы, которую предстоит освоить слушателю, с указанием количества часов, а также предполагаемых сроков их освоения на учебный год;

  • выбранную слушателем форму итоговой аттестации по окончании реализации образовательной программы.

Образовательное учреждение ДПО утверждает согласованный с руководителем ОУ индивидуальный учебный план (образовательный маршрут) повышения квалификации педагога.

4.5.10. В качестве инновационных образовательных технологий повышения квалификации на всех трех уровнях могут использоваться цифровые образовательные ресурсы, формирование которых осуществляется в настоящее время в СарИПКРО и доступ к которым будет свободным, а также консультационные форумы по актуальным вопросам региональной системы образования на портале «Сеть творческих учителей».