litceymos.ru 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«ОТ КОНФЛИКТА К КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями.


1. Теоретическая часть


Обсуждение вопроса: Что такое «культура общения»? Как можно охарактеризовать это понятие, из каких элементов оно состоит?

(ответы педагогов)


Истинная культура общения означает взгляд на партнёра не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией.

В будничных ситуациях важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а, щадя самолюбие других. Вот это, пожалуй, та культура общения, общения без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава общающихся, ни от особенностей их темперамента.

А педагогическое общение – особое общение. Это система органичного социально-педагогического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, воздержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств и т. д.

Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит своё выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве воздействия на партнёра по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

В связи с этим вопрос: А какие особенности, какие тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»?


(ответы педагогов)

В течение рабочего дня учитель и воспитатель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, смена настроений и т.д. И ситуация может перейти в конфликт.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива».


Особенностями педагогических конфликтов являются:


  • Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребёнок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

  • Участники конфликтов имеют различный социальный статус

( учитель, ученик ), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

  • Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

  • Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и « глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями.

Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.


Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

К.У. Томасом и Р.Х. Киллменом были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существует пять основных стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения, приспособления. Ни один из указанных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Эффективность каждого стиля зависит от конкретных обстоятельств и условий.


Стиль конкуренции или соперничества


Суть стиля: может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.


Характерные ситуации:

* Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы;

* обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

* чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

* должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.


Стиль сотрудничества


Суть стиля: может использоваться, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.


Характерные ситуации:

* Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;


* у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

* основной целью является приобретение совместного опыта работы;

* стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.


Стиль компромисса


Суть стиля: стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте – « мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».


Характерные ситуации:

* Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

* удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения;

* вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.


Стиль уклонения, избегания


Суть стиля: Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на её решение.


Характерные ситуации:

* Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы;

* знаете, что не можете или не хотите решать вопрос в свою пользу;

* хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;

* пытаетесь решить проблему немедленно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;

* у вас был трудный дань, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.



Стиль приспособления


Суть стиля: вы действуете вместе с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.


Характерные ситуации:

*Важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

* предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

* считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию;

* осознаёте, что, правда не на вашей стороне;

* чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.


2. Практическая часть


После разделения участников педагогического совета на три группы им предлагается обсуждение трёх сюжетов конфликтных ситуаций: «педагог – педагог», «педагог – ученик», «педагог – родитель». После обсуждения этих ситуаций в группах предстоит проанализировать каждую из них и выбрать приемлемый стиль взаимодействия для разрешения данного конфликта. После окончания работы всех групп участники педагогического совета высказываются и обсуждаются выработанные точки зрения и стратегии поведения.


Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:


  1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?

  2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

  3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации ( отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии ( чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т.д.).



  1. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…).


  2. Смысл конфликта для каждого из его участников.

  3. Варианты дальнейших отношений участников конфликта.

  4. Какие действия, приемы, стили взаимодействий в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?


Конфликтные ситуации


Ситуация 1. « Педагог – педагог»


Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат – опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришёл высказывать своё негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.


Ситуация 2. « Педагог – ученик»


Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.


Ситуация 3. « Педагог – родитель»


Воспитатель в дневнике учащегося сделал запись « Поведение в столовой «2». Рассерженный родитель пришёл разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребёнок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.

Существует специальная технология общения, приёмы которой убедительно демонстрирует американский учёный-психолог


Д. Карнеги:

1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не

обедняет тех, кто её даёт!


2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным

звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к

другому человеку по имени.


3. Давайте чётко и искренне признавать хорошее в других.


4. Будьте сердечными в своём одобрении и щедры на похвалы, и люди

будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.


5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.


– Благодарю всех за плодотворный разговор и прошу вас выразить мнение о состоявшемся педсовете – опустить в копилку картонку соответствующего цвета:

Красный – разговор был интересным и полезным.

Зелёный – обязательно следует продолжить разговор на эту тему.

Желтый – разговор был непродуктивным и бесполезным.