litceymos.ru 1

Патриотическое воспитание и формирование активной жизненной позиции учащихся.

Дегтярева В. И.

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей школы является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Сегодня для нашей страны нет более высокой идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима, особенно в переломные моменты истории. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, поклонение чужим идеалам. Молодые люди не всегда правильно понимают лексическое значение слова патриот (трактуют как бережное отношение к природе или уважение к ветеранам).

Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость учащихся, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, школы, народа и др. Благодатный материал для патриотического воспитания дают уроки литературы и уроки развития речи по русскому языку. Здесь мы говорим о горячей любви и беззаветной преданности родине и народу русских писателей, поэтов, художников, чья жизнь была как подвиг, как факел, зажженный во славу России (Грибоедов, Радищев, Некрасов, Нестеров, Васнецов, не говоря уж о Пушкине, Лермонтове, Толстом и др.) В 9 классе ребята изучают развитие литературы в тесной связи с общественным движением и понимают, что поэты и писатели – передовые люди страны, борцы, зачастую опередившие свое время. Так, например, гражданская поэзия Рылеева, Пушкина, Некрасова очень волнует современных девятиклассников. Литература дает нам возможность приобщения к духовной культуре человечества, помогает осознать её глубинную память, связывающую времена.


В учебниках русского языка представлен богатый материал на тему: «Отечество моё. Россия.» Много творческих работ пишем о родной стране, крае, «малой» родине, традициях. Например, сочинение «В судьбе России – моя судьба.»

Для изложений довольно часто использую публицистические и художественные тексты Пескова, Паустовского и т.д. Вот, к примеру, начало изложения: «Русь. Россия…Русичи. Русины. Россы. Россияне. Русские… В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра…» и т.д. Автор нашёл трогательные, проникновенные слова, которые заставляют тревожно и радостно биться сердце от гордости и чувства сопричастности к этой прекрасной земле. Обязательно работаем с идейным содержанием текста.

В воспитательной работе патриотическое воспитание – одно из основных направлений. Это классные часы: «Символы России», «Основной закон нашей жизни», «Я причастен к России», о Великой Отечественной войне: «Поклонимся великим тем годам», «Я люблю жизнь» (О разведчике Н. Кузнецове), «Поэты военной поры», «Поэзия Юлии Друниной», «Пионеры – герои», часы поэзии, уроки мужества в музее, конкурсы стихов, поездки на родину В.М.Шукшина, в музеи Бийска и Барнаула.

Вся эта работа в конечном итоге предполагает формирование ответственности всех граждан за судьбу страны. Отношение к своему краю, селу, школе, степень удовлетворённости своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Патриотизм начинается с привязанности к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой» родине важно для дальнейшего формирования патриотических чувств. В процессе взросления чувства эти дифференцируются и усложняются, происходит активное осмысление своего места в обществе.

.