litceymos.ru 1

Памятка для организации работы в режиме внедрения инноваций


Педагогический коллектив или педагог, решившие работать в режиме развития, т.е. внедрения инноваций, должны:


  • создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер – классы, педагогические студии);

  • определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;

  • оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;

  • провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;

  • составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;

  • объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.

Работа в режиме развития  требует определенных условий:

  • достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, крае;

  • хорошая учебно – материальная база по обучению и воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;

  •  высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;

  • готовность детей и родителей к восприятию нового;

  • микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.

Инновации в области обучения и воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно – творческая направленность личности включает:


  • творческий интерес к инновациям в учебной и воспитательной работе;

  • сформированная потребность в личных достижениях;

  • стремление к профессиональному лидерству;

  • ожидание позитивной оценки;

  • создание ситуации успеха для коллег;

  • позитивное отношение к творчеству и творческим людям.

Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по учебной или воспитательной работе.

Творческие возможности заместителя по учебной и воспитательной работе заключаются, на наш взгляд, в следующем:

  • знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;

  • независимость суждений на основе высокого профессионализма;

  • владение панорамой инноваций в образовании края, района, школы;

  • способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;

  • способность к оценочным суждениям и к рефлексии.

В структуре инновационной деятельности по проблемам обучения и воспитания, как убеждает практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:

  • общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;

  • креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;

  • постоянное обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом обучения и воспитания;

  • знание и использование национально – региональных особенностей в контексте образовательной и воспитательной системы;

  • уверенность и ответственность за порученные дела;
  • способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.