litceymos.ru 1

От простого к сложному …

«Свои способности человек может узнать
Только попытавшись приложить их»
Сенека младший
римский философ


Любому обществу нужны одаренные люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Одной из задач обучения физике является развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать и проводить эксперимент, определять цели исследования можно на уроке именно в ходе организации исследовательской деятельности, начиная с седьмого класса.

Задача учителя — поддержать ребенка и развить его способностей, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Всю тематику школьных исследований по физике можно разделить на две части. Одна повторяет и, возможно углубляет учебный материал. Другая группа тем для учащихся включает в себя элементы научных поисков, выходящих за границы школьной учебной программы.

На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе. Для этого я использую беседы, конкретные примеры из жизни, эксперименты, качественные задачи. А также провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады, сообщения и презентации учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу.

У нас очень много школьников, которые хотят что-то делать своими руками, экспериментиро- вать и проводить самостоятельные работы.

Многие учащиеся особенно 7-9 классов хотят сами готовить и проводить демонстрацию того или иного опыта, эксперимента, создавать самодельные приборы к уроку. Например, демонстрация опыта на тему « давление в жидкости» ученик изготовил из пластиковой бутылки сосуд, с помощью шила проделал отверстия, закрыл отверстия клейкой лентой и налил воду, у основания сосуда приклеил линейку и продемонстрировал перед ребятами. Или демонстрация по теме «Плавание тел».Используя капсулу от игрушки «киндр - сюприз», для увеличения силы тяжести ребёнок использовал песок. Или, например, создание модели фонтана. А далее ведется фронтальное обсуждение результатов эксперимента. Учащиеся делают выводы. В 7 классе описание природных явлений происходит в виде сказок, рассказов, поговорок, где учащиеся рассматривают произведения с физической точки зрения .Учащиеся старших классов менее активны, но, однако охотно делают презентации к урокам (« Первые паровые машины», «Создание первой атомной бомбы», «Последствия аварии на ЧАЭС», «Биологическое действие радиации», «Экология, энергетика, человек», «Зрение», «Сила трение», «Явление самоиндукции» и другие), мини-проекты ( «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза» с использованием дифракционной решётки, источника света, линейки; «Определение электрической ёмкости своего тела» (С=4πɛ0R=4πɛ0 =2ɛ 0) и другие), а также другие презентации к урокам.


Продолжением познавательной деятельности учащихся на уроке и подготовкой к следующему уроку является домашняя работа. Например, опыты по теме «Испарение», когда ребята наблюдают за процессом в течение некоторого времени, и каждый выясняет, от чего зависит испарение, делает отчёт по работе и свой вывод. Составляют кроссворды, ребусы, таблицы, занимательные задачи по одной теме или по разделу.

Опыт показал, что самостоятельное исследование по определенной теме, особенно в том случае, если за ним следует отчет о его результатах перед всем классом, вызывает глубокий интерес учащихся и желание работать. Сама методика построения урока способствует поддержанию и развитию интереса к познавательной деятельности: есть «свой» закон, который могу обосновать, подтвердить опытом, определить его жизненную значимость, и сделать все это достоянием всех учащихся класса. Причем желательно сделать не хуже, чем другие группы, а даже лучше. Разумное соревнование приводит к «присвоению» учащимися не только деятельности, но и результатов ее.

В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (телевидение, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, Интернет), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на возникшие вопросы.

В процессе выполнения данных заданий ученики проявляют творческую активность, раскрывают свои способности, привыкают, критически относится к получаемой информации.

   Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков, внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.

   Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности  изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методами моделирования, методиками обработки экспериментальных данных. Обладая достаточным багажом теоретических знаний, учащиеся могут выполнять серьёзные исследовательские работы.


   Научно-практические конференции – заключительный этап исследовательской, творческой деятельности. Творчество учащихся проявляется в создании презентации своей работы, в умении её представить.  

С 2009 года я с ребятами принимаю участие в научно-исследовательской конференции. Темы работ были различные: «Сила трения» - Комендантов Слава 7 класс, «Зрение» - Кулешова Оксана 8 класса; «Влияние компьютера на ребёнка» - Кудашова Яна 8 класс; «Энергосбережение в быту» - Акимов Миша 7 класс; «Определение антропогенных загрязнений окружающей среды транспортом в посёлке Факел Социализма» - Акимов Миша 8 класс. Темы подбираем так, чтобы можно было выполнить эту работы в наших условиях и с нашими возможностями.

Таким образом, подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что работа с учениками с повышенной мотивацией, конечно, требует от учителя больших затрат времени, творческого подхода к обучению на уроке и к внеклассной работе. Я стараюсь, чтобы для каждого ученика окружающий мир был интересным, излучающим тепло и радость, радость познания нового.