litceymos.ru 1

Организация питания учащихся в МБОУ СОШ № 9 г. Амурска

АМ района Хабаровского края.


В начале каждого нового учебного года в нашей школе планируется работа по организации питания среди педагогов и учащихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для учащихся и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа. Ежемесячно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания.
В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы.

Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди родителей включает в себя проведение родительских собраний на темы: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний», «Итоги медицинских осмотров учащихся»; индивидуальные консультации фельдшера школы «Поговорим о диетическом питании»; родительский лекторий «Здоровье вашей семьи»; встреча с родителями фельдшера школы: «Личная гигиена ребенка».

Ответственной за питанием по приказу директора школы назначена Докучаева Н.Н., социальный педагог. Ею ведется ежедневный контроль качества продукции, проводится регулярный контроль охвата горячим питанием школьников, она следит за всем процессом здорового питания: проверяет меню, культуру поведения в столовой, посещаемость столовой. Ежемесячно ведется оформление документации и отчет. Регулярно выступает на педагогических советах, родительских собраниях с вопросами по организации здорового питания. Налажено дежурство учителей по столовой.

Имеется вся нормативно – правовая база по организации питания:

Положение об  организации питания,

Положение  о  Совете  по  питанию,

Приказ о создании  бракеражной  комиссии,

Приказ о   назначении   ответственного  за  организацию   питания; 


Составлены  графики  работы  столовой, режима питания учащихся, поваров, графики  уборок; разработаны   инструкции.

Приказ об организации питания учащихся

Приказ об организации льготного питания для учащихся и др.




Совещание учителей по организации питания учащихся


Бракеражная комиссия создана на основании приказа от 31.09.2011 г. № 261-Д директора школы в составе:


  • Силина О.Е., директор – председатель

члены комиссии:

  • Ильюк Л.В., фельдшер;

  • Докучаева Н.Н., социальный педагог:

  • Дмитриенко Н.А., шеф-повар.

Основные направления деятельности комиссии:

  • Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.

  • Ежедневно осуществляет контроль:

1. За целевыми средствами, направленными на бесплатное питание детей из многодетных и малоимущих семей,

2. За организацией приема пищи обучающимися,
3. За соблюдением графика питания учащихся,

  • Проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.

  • Регулярно бракеражная комиссия проводит проверки по соблюдению технологии приготовления блюд в соответствии с утвержденным меню, соответствие веса готовой продукции.

  • Регулярно присутствует при закладке продуктов.

  • Ответственный по питанию всегда присутствует при кормлении детей. Все пожелания выслушиваются, доводится до сведения работников столовой и по возможности все пожелания выполняются.
  • Организует и проводит опрос обучающихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции и представляет полученную информацию руководству школы.


  • Вносит администрации школы предложения по улучшению обслуживания обучающихся.

  • Оказывает содействие в проведении просветительской работы среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам рационального питания, гигиене, культуре поведения в столовой.

  • Привлекает родительскую общественность и различные формы самоуправления школы к организации и контролю за питанием обучающихся.

Содержание и формы работы

1. Бракеражная комиссия в полном составе ежедневно проводит снятие бракеражной пробы за 20 минут до начала раздачи готовой пищи.

2. Результаты бракеражной пробы заносятся в бракеражный журнал установленного образца.

3. В журнале отмечается результат пробы каждого готового блюда, согласно органолептическим показателям оценки готовности блюд.

Документы на пищеблоке

  1. Наличие 10-тидневного меню.

  2. Ассортиментный перечень дополнительного питания.

  3. Бракеражный журнал готовой продукции.

  4. Медицинские книжки работников пищеблока.

  5. Технологические карты.

  6. Журнал “Здоровья” (допуск сотрудников пищеблока до работы).

  7. удостоверения качества поступающей продукции.

  8. Контрольный журнал (записи проверяющих пищеблок).

  9. Наглядная информация (график работы столовой, приказ об организации питания, положение об организации питания, правила поведения в школьной столовой).

  10. Сан.ПиН 2.4.5.2409-08.



В нашей школе с 2011 года действует программа «Здоровое питание», целью которой является обеспечение качественным питанием обучающихся школы при сохранении его доступности, формирование общей культуры правильного питания.

Программа МБОУ СОШ № 9 г. Амурска


"Здоровое питание на 2011 – 2016 годы "

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.


I. Основные направления реализации Программы

Основными мероприятиями Программы являются:

1. Организация и регулирование школьного питания

Предусматривает:

развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;


развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания;

формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей, организация мероприятий по вопросам организации питания;

организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания;

оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся;

2. Укрепление материально-технической базы школьной столовой предусматривает:

приобретение нового оборудования,

отработку системы эксплуатации нового оборудования,

совершенствование дизайна школьной столовой, отработку системы формирования культуры питания.

3.Повышение квалификации персонала предусматривает:

повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации;

проведение конкурсов, презентаций школьных обедов;


II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Цель Программы:

Обеспечение качественным питанием обучающихся школы при сохранении его доступности, формирование общей культуры правильного питания.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, 15-минуток, родительских собраний, оформление информационных стендов).

2.Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья.

3.Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы и работу с родителями.

4.Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

5.Обеспечения качественного, сбалансированного питания детей.

6.Разработка и внедрение новых форм организации горячего питания.


7.Дальнейшее совершенствование материально-технологического оборудования столовой.

Срок реализации Программы – 2011-2016 годы.

III. Обоснование актуальности поставленных задач

Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма

Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

IY. Стратегия реализации программы:

1 этап Базовый -2011 год:

- анализ нынешнего состояния;

- планирование реализации основных направлений программы;

- создание условий реализации программы;

- начало реализации программы.

2 этап Основной -2012 -2014 года:

- поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;

- промежуточный мониторинг результатов;

- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.


3 этап Заключительный - 2015-2016 год:

- завершение реализации программы;

- мониторинг результатов;

- анализ результатов.

Y. Ожидаемые конечные результаты.

Выполнение Подпрограммы "Здоровое питание" позволит школе достигнуть следующих результатов:

1. Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.

2. Обеспечить учащихся качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;

4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;

5. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

6. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;

7. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой. Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;

8. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100%.

9. Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;

10. В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:


  • рост учебного потенциала детей и подростков;

  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;

  • улучшение успеваемости школьников;

  • повышение их общего культурного уровня.

Составив и реализовав программу санитарного просвещения в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящую к развитию ряда заболеваний.

YI. План работы в рамках решения поставленных задач:


(создается ежегодно в соответствии с направлениями деятельности)

Направления деятельности в системе воспитательной работы и работе классных руководителей


  • При проведении школьной научно-практической конференции создать секцию по вопросам сохранения здоровья детей.

  • Использовать научные работы учащихся по вопросам укрепления здоровья, организации правильного питания.

  • Вести пропаганду здорового питания на родительских собраниях. Проводить общешкольные родительские собрания, разработать тематику бесед для детей и родителей "Правильное питание - неотъемлемая часть сохранения и укрепления здоровья".

  • Проводить презентации классных собраний на тему "Рациональное питание" в начальной школе.

  • Третий классный час в месяц посвятить вопросам горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни.

  • Пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций).

  • В библиотеке создать картотеку по вопросам здорового питания, здорового образа жизни.

  • Создать систему поэтапного формирования компетентностей учащихся по вопросам здорового питания.

Направления деятельности администрации совместно с врачами и работниками столовой.

  • Проводить дни здоровой пищи, с приглашением родителей с целью проведения дегустации школьных блюд.

  • Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

  • Создать банк данных по желудочно-кишечным заболеваниям.

  • Совершенствовать системы профилактического осмотра учащихся.

  • Один раз в год проводить конкурс "Лучший класс по организации горячего питания"

  • Проводить ежедневный мониторинг по организации питания в классах.

  • Обеспечить качественное, сбалансированное питание детей.

  • Организовать питьевой режим в школе.

  • Проводить общешкольные родительские собрания, совместно разработать тематику бесед для детей и родителей "Правильное питание - неотъемлемая часть сохранения и укрепления здоровья".




YII. Ресурсное обеспечение Программы

Источниками финансирования Программы являются средства бюджета образовательного учреждения и внебюджетных источников.

YIII . Средства контроля

Проверка хода процесса, сбор и учет данных о качестве питания, обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. Обсуждение вопроса на школьном активе, совещаниях учителей, родительских собраниях.

В рамках мероприятий данной программы было охвачено 100% учащихся школы. Уже за учебный год выполнение программы "Школьное питание" позволо школе достигнуть следующих результатов:

  1. Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;

  2. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

  3. Продолжить формировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;

  4. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;

  5. Оснастить новым технологическим оборудованием школьный пищеблок;

  6. Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.

  7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся.

В нашей школе имеются дополнительные формы обслуживания учащихся и педагогов.

  • Витаминные столы







  • Класс-кафе





  • Стол заказов для педагогов




  • Прием кислородных коктейлей за родительскую плату по разрешению мед. работника.




  • «Молочный день»







Питание учащихся осуществляется в соответствии с графиком, утверждённым директором школы. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале. Продуман режим работы столовой, который соответствует режиму работы школы. Предварительное накрытие столов осуществляют работники столовой.




В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и преодоления дефицита микроэлементов, с ИП Стулёв заключен договор и организовано снабжение столовой йодированным хлебом. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима. Ежедневно учащимся на обед готовятся витаминные салаты.



В каникулярное время особое внимание оказывается оздоровительной направленности питания. Составляется перспективное меню, утверждённое Роспотребнадзором, по которому дети получают полноценное и здоровое питание. (Приложение )


Осенние каникулы –

охват детей – 85 чел.

Зимние каникулы –

охват детей – 105 чел.

Весенние каникулы –

охват детей – 95 чел.

Летние каникулы –

охват детей – 191 чел.


Мы можем говорить о том, что в школе созданы все условия для здорового питания. Столовая школы отвечает всем необходимым требованиям — гигиеничность, многофункциональность, и, что важно, — красота и эстетика.

Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и всех детей знает по именам. Это опытные повара, мастера своего дела: Дмитриенко Надежда Александровна, Бутолина Татьяна Филипповна.

Школа располагает большим и уютным помещением обеденного зала на 150 посадочных мест, что позволяет персоналу из 6-х человек успешно справляться с пиковыми нагрузками во время школьных перемен.

Обеденная мебель позволяет рассадить всех учащихся, столовая посуда и приборы в наличие - в соответствии с СаНПиН.

Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, наши повара уделяют этому огромное внимание.

Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Современный интерьер столовой немыслим без цветов и растений. Они вносят уют и тепло в помещение. Как радуют они глаз зимой, когда на улице снег и мороз, а окна все в ледяных узорах. Зелень в интерьере не только благотворно действует на психику и нервную систему человека, она влияет также и на микроклимат помещения регулирует температурно-влажностный режим, улучшает состав воздуха, обогащает его кислородом. Общеизвестно, что все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его взгляды на окружающий мир. Поэтому вся окружающая обстановка, в том числе и школьная столовая, является неотъемлемой частью воспитания. Прием пищи в красивой столовой обеспечивает положительный психоэмоциональный настрой учащихся нашей школы. Дети с удовольствием посещают школьную столовую.





























В обеденном зале находится информационный стенд, где каждый желающий может ознакомиться с нормативно-правовыми документами, с полезной информацией о здоровом питании.

Приказ об организации питания;

Положение о порядке организации питания школьников;

График дежурства по столовой учащихся;

График работы столовой;

План работы по пропаганде здорового полноценного питания школьников на 2011/2012 учебный год,

Полезная информация.




Согласно программе развития проводятся мероприятия по модернизации технологического оборудования школьной столовой. Администрацией МБОУ СОШ № 9 проведена большая работа по укреплению материально-технической базы школьной столовой. Все помещения школьной столовой (мясо-рыбный цех, овощной цех, горячий цех, моечный, обеденный зал, складское помещение) достаточно оборудованы, выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе.


Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В работе постоянно находятся два комплекта столовых приборов. Это позволяет увеличить время дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.

В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется холодильники, ларь, холодильный шкаф, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.

Шеф – повар, повар и кухонные работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Периодически проходят курсы повышения квалификации. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.

За 2011-2012 год приобретены: фартуки 8 шт., , салфетницы для для обеденных столов 20 шт., электрополотенца – 3 шт., холодильник, жалюзи, новая посуда и др.
































Приготовление блюд осуществляется по сборнику технологических нормативов. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при образовательных школах. Под редакцией В.Т. Лапшиной. Издательство «Хлебпродинформ» Москва, 2004.


Имеются в наличие разработанные технико-технологические карты.


  • технико-технологическая карта на булочку «Любава»

  • технико-технологическая карта на «Пирожок деликатесный»

  • технико-технологическая карта на булочку «Устрица с маком»

  • технико-технологическая карта на салат «Бордо»

  • технико-технологическая карта на салат «Витаминный»

  • технико-технологическая карта на суп сахалинский

  • технико-технологическая карта на суп фруктовый

  • технико-технологическая карта на батончик с изюмом

  • технико-технологическая карта на печенье «Гусиные лапки»


Наши успехи