litceymos.ru 1



Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.



Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

  • как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.



Кого считают одаренным?

  • Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

  •  дети с высоким уровнем творческих способностей;

  •  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

  •  дети, хорошо обучающиеся в школе

  •  дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.


Дважды исключительные

  • Неравномерное развитие

  • Трудности социализации

  • Нарушение внимания и СДВГ

  • Дисграфия, дислексия, косноязычие

  • Школьная неуспешность

  • Поведенческие проблемы


Одаренность бывает:

  •  академической (способность учиться)

  • интеллектуальной (умение анализировать, мыслить)

  • художественной (музыкально-художественной)

  • творческой (не шаблонное мышление)

  • психомоторной (спортивная)

  • социальной



Принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка

  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, и т.д.)

  • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»



  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).

  • оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения)

  • преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.


Диагностические этапы одаренности

  • Номинация (имена кандидатов в одаренные);

  • Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

  • Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

  • Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;


  • Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

  • Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;

  • Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.



Диагностика по типам одарённости



Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.