litceymos.ru 1 2 ... 6 7


"СОГЛАСОВАНО"

Начальник управления общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

/В.А. Сазанова/

"_____" ________________ 2011 г.




"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МОУ СОШ № 3

г. Ртищево Саратовской обл.


_____________/С.В. Рудаева/


Приказ № 371

от "01" сентября 2011 г.




Образовательная программа

муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Ртищево Саратовской области"

на 2011-2012 г.г.








Проект

рассмотрен на заседании педагогического совета

МОУ "СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области"


Протокол № 16 от "27" июня 2011 г.






ПРИНЯТО

на заседании управляющего совета

МОУ "СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области"


Протокол № 9 от "20" июня 2011 г.




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Ртищево Саратовской области"

Сроки

реализации


Сентябрь 2011 г. – август 2012 г.

Заказчики

Программы

Родительская общественность,

педагогический коллектив, социум.

Исполнители

Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность.


Законодательная база для разработки Программы


Конституция РФ, Закон РФ и Саратовской области "Об образовании", Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Государственные образовательные стандарты, СанПиН 2.4.2.2821-10,

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"





  1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

Описание "модели" выпускника, вытекающей из социального заказа.


Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования. Поскольку именно она определяет интеллектуальный потенциал страны в будущем и является условием ее процветания и развития.

Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому или находясь лишь в состоянии формального функционирования. Необходимы конкретные новшества для  совершенствования образовательного процесса, спроектированные на основе выявленных проблем и актуальные для всех участников образовательного процесса.

Организация процесса образования, и в МОУ СОШ № 3 в том числе, будет эффективной, если образовательный процесс будет строиться по принципу согласования индивидуальных, общественных и государственных интересов.


Анализ современности, концепции государственных образовательных стандартов нового поколения, федерального проекта "Наша новая школа" позволяет констатировать, что государственный интерес направлен на  развитие человеческого капитала, формирование системы ценностей, общекультурную подготовку  выпускников,  для дальнейшего профессионального образования.

Обществом востребованы такие качества личности, которые объединяют потребности личности, семьи и заключаются в формировании культуры здорового образа жизни, нравственных качеств личности, умений сделать выбор и нести ответственность за него.

Индивидуальная потребность личности на современном этапе быть успешным и с позиции становления личности с учетом индивидуальных способностей, и   с позиции эффективного участия в жизни общества, и с позиции обладания универсальными умениями будущего профессионала.

Обобщая эти факты, можно придти к выводу: современность такова, что обществом, государством востребована интеллектуальная личность, здоровая в физическом, нравственном смысле, способная к использованию полученного опыта в профессиональной и социальной жизнедеятельности.

Поэтому основная цель образования на данном этапе заключается в создании условий для личностного развития учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

Социальная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющий образовательные потребности детей и родителей в получении качественного образования.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ртищево Саратовской области" расположено в центральной части города Ртищево, что обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурным окружением (кинотеатр, библиотека, бассейн, ДК).

Однако необходимо учитывать и негативные влияния социума на образовательную ситуацию в школе (вокзал; вещевой, продуктовый и автомобильный рынки).

Большинство родителей (до 73%) ответственно относятся к своим родительским обязанностям: знают способности и склонности своего ребенка, осознанно прогнозируют его будущее развитие, активно сотрудничают со школой, в рамках домашнего воспитания активно приобщают детей к достижениям общечеловеческой культуры.


Социальный статус родителей обучающихся



Социальная принадлежность родителей

Образование родителей

Рабочие

Служа

щие

Бюджет

Коммер

ческая сфера

Пенсио

неры

Безра

ботные

Высшее

Средне-

спец.

Сред

нее

38%

22,6%

17,6%

6,3%

3,2%

12,3%

41,6%

50,2%

8,2%
Социальный состав семей обучающихся


Полные семьи

Неполные семьи

Многодетные семьи

Дети-сироты

Опекунство


Дети-инвалиды

75%

4%

1,8%

1,1%

1,1%

0,2%


Социальный заказ школе формирует государство, его образовательные ведомства и, конечно же, родители.

Заказ государства:


  • создание условий для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптивной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

Заказ социума:

  • школа должна отвечать санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям.

  • школа должна выпускать воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения сложившимися в обществе, воспитавшую в себе систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.

По результатам социологического исследования, проведенных среди выпускников 9-11х классов, родителей выпускников и первоклассников, по социальному заказу школе выясняется следующая картина в сопоставлении с действительностью.


Родители:

  • хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ – 100%;

  • желают, чтобы ребенок получил образование в профильном классе – 100% (социально-гуманитарный профиль – 42%, физико-математический профиль – 38%, химико-биологический профиль – 18%).

  • хотят, чтобы образование обеспечивалось не за счет здоровья учащихся, чтобы не было перегрузок – 100% (в действительности идет рост заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения);

  • желают, чтобы ребёнок посещал кружок или спортивную секцию при школе – 60%;
  • хотят, чтобы ребёнок посещал кружки и секции вне школы – 40%.


Наибольшее количество обучающихся посещают школу искусств и спортивные секции.

По мнению родителей, актуальными задачами для школы являются:

  • прочные знания по всем предметам – 100%;

  • формирование общей культуры и кругозора – 84%

  • изучение второго иностранного языка;

  • изучение основ православной культуры;

  • раннее изучение информатики.

    • развитие информационной и исследовательской культуры учеников – 78%;

    • опыт общения с людьми – 76%;

    • подготовка и способность ориентироваться в жизни – 75%.


Ученики:

  • хотят получить качественное образование, позволяющее им поступать в ВУЗ – 100%;

  • хотят иметь учебный успех (ребята проявляют больший интерес к предметам гуманитарного цикла) – 78%;

  • хотят иметь навыки проектной и исследовательской деятельности – 65%;

  • хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность – 100%;

Анализ итогов социальной диагностики социума школы показывает следующую общую тенденцию: родители в высшей степени заинтересованы уровнем образования своих детей и готовы способствовать школе в получении их детьми универсального качественного образования.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики родителей. В школу поступают дети с разным уровнем развития, обладающие интеллектуальными, музыкальными, художественными способностями, но школа должна обеспечить качественное образование всем категориям обучающихся.

Представленная ниже образовательная программа школы отражает результаты творческого осмысления участниками образовательного процесса траектории построения своей образовательной деятельности с учетом обновления содержания образования, стратегии и тактики совместного развития.


За время реализации предшествовавшей образовательной  программы школы существенно изменились  следующие факторы:


  • усилилась необходимость развития  процесса оптимизации содержания образования в соответствии с основной парадигмой современного образования;

  • ориентация государственной образовательной политики на  профилизацию образования на 3 ступени обучения (и постоянно расширяющийся запрос социума к разнообразию профилей);

  • усиление расслоения социума по материальному уровню обеспеченности,  как следствие этого настоятельная необходимость сохранения качественного  бесплатного образования для детей (школа расположена в районе, в котором проживают семьи, как с высоким, так и с невысоким уровнем доходов, растёт количество неполных  семей, семей, в которых работает один из родителей и т.п.);

  • не смотря на достаточно высокий уровень оплаты педагогического труда, отток из школ  молодых учителей и как следствие «старение» педагогического коллектива школы (средний возраст учителей - 45 лет);

  • тенденции к активному сотрудничеству  между семьей, школой и социумом, определяемые необходимостью  ускорения процесса адаптации к современным  постоянно меняющимся условиям жизни;

  • реальное обновление содержания  и технологий образования, развитие системы курсов повышения квалификации педагогов, накопление школой опыта организационно-педагогических и содержательных преобразований, освоение новых педагогических технологий;

  • пополнение материально-технической базы образовательного учреждения.


С учетом запросов различных категорий потребителей  качеств,  предоставляемых учащимся школы образовательных услуг сформулирована "модель" выпускника МОУ "СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области" по ступеням обучения. 


"Модель" выпускника начальной школы.

 

Выпускник начальной школы должен:


  1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

  2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

  3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

  4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

  5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

  6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа.

"Модель" выпускника основной школы.


Выпускник основной школы должен:

  1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

  2. Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации.

  3. Достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности.

  4. Овладеть основами компьютерной грамотности.

  5. Овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного).

  6. Знать свои гражданские права и уметь их реализовать; уважать свое и чужое достоинство; уважать собственный труд и труд других людей.



"Модель" выпускника средней школы.


Выпускник средней школы должен:
  1. Освоить все образовательные программы по предметам школьного учебного плана.


  2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

  3. Освоить содержание выбранного профиля на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования.

  4. Овладеть основами компьютерной грамотности, программирования.

  5. Уметь быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.

  6. Знать свои гражданские права и уметь их реализовать.

  7. Уметь осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

  8. Владеть культурой жизненного самоопределения и самореализации.

  9. Уважать свое и чужое достоинство.

  10. Уважать собственный труд и труд других людей; обладать чувством социальной ответственности.




  1. Условия реализации, соотношений целей и задач.

Организация образовательного процесса.


Наиболее важным принципом организации школьного образовательного процесса является построение единой образовательной среды школы, соответствующей идее развития главных ее субъектов (учащихся и педагогов). 

            Создание единой образовательной среды должно обеспечить формирование у каждого школьника не только глубоких знаниевых компетенций, но, прежде всего, должно способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей личности. В совокупности это развитие необходимо для успешной самореализации в трудовой, общественной и культурной сферах жизнедеятельности.

Образовательная программа школы ориентирована на развитие ключевых компетентностей: познавательных, коммуникативных, социальных, информационных и  деятельностных. Содержание деятельности педагогического коллектива ориентировано на психологическое, педагогическое и организационно-методическое обеспечение развития личности ученика и учителя.


Численность учащихся школы – 610 человек. Образовательный процесс ведётся в одну смену.

Школа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с 1 по 11 класс: в школе работают психолог, социальный педагог, медицинский работник.

Преподавание ведут 40 педагогов (36 женщин, 4 мужчины).

Имеют высшее образование 37 чел., среднее специальное – 3 чел.


Высшая категория – 15 чел.

I категория – 14 чел.

II категория – 8 чел.

Без категории – 3 чел. (молодые специалисты)


По стажу работы:



Возраст:


1-5 лет 3 чел.

до 25 лет 3 чел.

5-10 лет 6 чел.

от 25 до 35 лет 6 чел.

10-20 лет 10 чел.

от 35 до 55 лет 24 чел.

свыше 20 лет 21 чел.

пенсионного возраста 7 чел.


Школа имеет:

  • спортивную площадку,

  • 3 спортзала,

  • актовый зал на 140 мест,

  • компъютерный класс (10 компьютеров),

  • 30 кабинетов (что позволяет проводить занятия с наибольшим числом групп учащихся), 75% из них оборудованы компьютером, имеется 7 интерактивных досок, 12 мультимедийных проекторов, 36 компьютеров имеют выход в Интернет.
  • в рамках реализации национального проекта "Образование" и КПМО получено оборудование для кабинетов химии, физики, биологии, истории, математики, начальных классов, английского языка и спортивный инвентарь.








Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Нормативные условия

1

Учебная неделя

5 дней

6 дней

6дней

2

Начало уроков

08 ч. 30 мин.

3.

Продолжитель-ность уроков

Требования к обучению в 1-м классе: занятия проводятся только в первую смену, в сентябре – 3 урока по 35 минут, с ноября – 4 урока по 35 минут, обучение без домашних заданий и бального оценивания знаний учащихся, во 2-4 классах – 4-5 уроков по 45 минут, организация 1 или 2 разового питании.

45 минут

45 минут

4

Продолжитель-ность перемен

10 - 15 минут

10 - 15 минут

10 - 15 минут

5


Наполняемость классов

25 ч.

25 ч.

25 ч.

6

Продолжитель-ность учебного года

Два полугодия, 34 учебных недели для 2-8, 10 классов, 9,11 классы – 36 учебных недель (с учетом периода государственной (итоговой) аттестации), 33 - для 1 классов. Каникулы - в соответствии с рекомендациями министерства образования области, в 1ом классе – дополнительные каникулы в феврале

Организационные условия

1

Формы организации учебного процесса

Классно – урочная система

Индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности: познавательная, досуговая, эстетическая

Индивидуально-групповые занятия, занятия по элективным курсам, проектная деятельность, экскурсии, внеурочные виды деятельности: познавательная, досуговая, эстетическая, общественная.

Индивидуально-групповые занятия, факультативы, занятия по элективным учебным предметам, проекты, исследовательская деятельность, экскурсии, консультации, внеурочные виды деятельности: общественная, ценностно-ориентационная

2

Особенности организации пространственно- предметной среды

Школа располагается в одном здании.


Оснащенность учебных кабинетов и лабораторий оборудованием в соответствии с современными требованиями составляет 76%. Имеются в полном объеме оснащенные кабинеты для организации физико-математического, социально-гуманитарного и химико-биологического профилей. Имеется 3 спортзала, тренажерный зал.


3.

Организация дополнительного образования



Направленность программ дополнительного образования

2-4 кл.

5- 9 кл.

10-11 кл.

художественно-эстетическая

физкультурно-

спортивная

военно-патриотическая

научно-техническая

культурологическая


художественно-эстетическая

физкультурно-

спортивная

военно-патриотическая

научно-техническая

культурологическая


художественно-эстетическая

физкультурно-

спортивная

военно-патриотическая

научно-техническая

культурологическая


4.

Образовательное пространство

Организация тесного взаимодействия с учреждениями профессионального, дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, другими общеобразовательными учреждениями (см. приложение 1)

5.

Сотрудничество с родительской общественностью


1. Предоставление родителям (законным представителям) возможность ознакомления (Устав школы):

  • с ходом и содержанием образовательного процесса;

  • оценками успеваемости обучающихся;

  • режимом работы школы;

  • основными направлениями работы педагогического коллектива;

  • достижениями школы.

2. Привлечение родителей к сотрудничеству:

  • работа управляющего совета

  • работа родительского комитета школы и родительских комитетов класса

3. Организация родительского всеобуча.

4. Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям.

  • Организация дней родительской общественности.

  • Проведение родительских собраний.

6.

Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся

Направления:

  • физкультурно-оздоровительная работа;

  • организация образовательного процесса с учётом функционального развития и здоровья школьников;

  • формирование культуры здоровья школьников;

  • применение современных образовательных здоровьесберегающих технологий

  • профилактика вредных привычек;

  • медицинский мониторинг здоровья школьников (в соответствии с планом-графиком);

  • гуманизация образовательного процесса.


Формы занятий:

  • медосмотры с участием медицинских специалистов разного профиля;

  • витаминизация и закаливание;
  • профилактика вредных привычек;


  • увеличение количества часов физкультуры до 3-х в неделю и обязательное проведение во время уроков физкультминуток, динамических пауз;

  • тематические родительские собрания;

  • выполнение образовательных программ ОЗОЖ и ОБЖ;

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организация семинаров для педагогов;

  • выполнение программ "Школа – территория здоровья", "Разговор о правильном питании.




Цель образовательной программы школы – создание в школе современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности в избранной профессиональной деятельности.

Каждый ребенок в школе уникален в своей индивидуальности и имеет право обучаться и развиваться по своей образовательной траектории,  цель обучения в школевооружить школьников знаниями, необходимыми для решения проблем, которые ставит перед ними жизнь:

  • развивать способности к познанию, формированию впечатлений, развитию таланта, определяющих самооценку и самореализацию;

  • развивать способность к социальной идентификации личности школьника в социальном пространстве;

  • сформировать способность к труду, психологической, культурной и социальной готовности к профессиональному выбору, социальной ответственности;

  • сформировать готовность к сотрудничеству с людьми (группами людей), отличающихся друг от друга;

  • сформировать собственную позицию, направленную на достижение и выгоды и основывающуюся на моральной ответственности и общественной пользе.



следующая страница >>