litceymos.ru 1


Научно – исследовательский проект

  • «Жизнь и судьба русского дома»

  • (по рассказу В.Г. Распутина «Изба»).

  • МОУ « Малобикшихская средняя

  • общеобразовательная школа»

  • Канашского района

  • Чувашской Республики.

  • Автор проекта: ученица 11 класса

  • Константинова Мальвина.


Вся Россия - наш дом. «Главный –то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». «Дом». Ф. Абрамов.



Актуальность исследования рассказа В.Г.Распутина «Изба» и ее значимость.

  • Структурный анализ рассказа «Изба» ярко раскрывает основ- ную мысль автора – это его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме: возвращать истинно русское женственное начало, возвращать чувство Родины, восста- навливать здоровье нации.

  • Распутин горячо верит в народ, потому что «одним из отли-

  • чительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения» и созидать Дом.

  • 3. И Распутин, и Агафья понимают, что без исторической памяти и народных традиций не может быть русского дома.

  • 4. Значимость. Этот рассказ должны прочитать все старшеклас- сники, так как понятие «Дом» имеет расширенный смысл –это твой внутренний духовный мир и сама Россия. Распутин учит молодежь, как не расшатывать дом народной души.


Объект - предмет исследования

  • Объектом исследования неслучайно стал рассказ Распутина «Изба» (написан в 1999 году), ведь интерес к его книгам огромен во всем мире. Его произведения люди ждут с напряжением, с радостью, потому что он пишет о самом главном: о любви к Родине без громких слов, о душевной тревоге.

  • Сегодня мы становимся свидетелями настоящей антидуховной агрессии. Можно сказать, что в стране идет «война против детства»: на 9 мая 1945 года в России было

  • 678 000 детей –сирот. Сегодня их 720 000. Мы превзошли 1945 год.

  • Выбор пути - к духовной России через духовное детство – к постоянному совершенствованию себя в семейном кругу.


Проблемы, поставленные в проекте.

  • 1. Через структурный анализ текста по методу Р. Барта и через компонентный анализ (работа с группами ключевых слов) увидеть, что В.Г. Распутин решает проблему изображе-

  • ния жизни и судьбы русского дома с верой в будущее: будет жива деревня – будет жива и Россия в XXI веке.

  • 2. Научиться восхищаться умением автора обращаться со словом, ведь передо мной произведение искусства: читать «медленно», всматриваться в лексии и в наносмыслы.



Выдвижение гипотез.

  • 1. Предполагаю, что книга Распутина «Изба» действи- тельно народное произведение, так как писатель тесно связан с судьбой Родины и его народа.

  • 2. При условии, что данная методика исследования позволяет увидеть психологизм в тексте, то произведение искусства действительно волнует душу читателя, учит переживать, болеть за судьбу России.

  • Более того, мысль о жизни и судьбе русского дома,

  • выдерживающего напор времени, проверяемых в траги- ческих обстоятельствах, проходит через все произведения Распутина.


Цели исследования

  • 1.Доказать, что есть жизнь в избе, то есть жива Россия: пока народ не растерял главное в себе – традиции, духовность, жанровую память. Россия как неопалимая купина: горит, но не сгорает. Нет уже Агафьи, умерла, но ее изба живет, хотя жестокий внешний мир уже ворвался в ее избу.

  • 2. Доказать, что изба – символ многострадальной деревни, России.

  • 3. Заметить боль автора за судьбу деревни, русской женщины- символа России, почувствовать стремление автора сохранить духовность.

  • 4. Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас писатели, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.


Задачи исследования

  • 1. Выявить, какие коды использует автор для доказательств своих целей и проблем, для понимания метафорического языка рассказа.

  • 2. Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Распутина, его тревогу за духовное здоровье нации, что надо усиленно бороться, иначе случится непоправимое, так как идет разрушение пластов нашей культуры.

  • 3. Понять, что наша судьба тяжелая, но понятная: надо жить в согласии с природой, с Богом, с совестью, тогда мы сами же управимся с сегодняшним огнем.



Структура исследования

  • Нужно умело выбрать лексии – это или часть предложения, или часть абзаца.

  • Затем выбрать в каждой лексии слова или слово и расшифровать их, то есть описать их спрятанный смысл.

  • Изучив таким образом лексии в тексте, провести анализ, а потом синтез.

  • В каждой главе определить тему, проблему, цели, задачи исследования, проверить подтверждение гипотезы и т. д.

  • Озаглавить каждую главу своей работы.

  • 6. Обобщить, написать вступление к каждой главе и выводы ко всей научно – исследовательской работе.


Методы исследования

  • Я использовала метод французского структуралиста Ролана Барта (1915 – 1980) – структурный анализ текста. Он позволяет ощутить силу, спрятанную в слове, благодаря расшифровке 10

  • кодов:

  • - культурный код; код действия;

  • - эмоциональный код; символический код;

  • - хронологический код; код означивания;

  • - социо – исторический код; нарративный код;

  • - код коммуникации и адресации; метаязыковый код.

  • Также я использовала компонентный анализ текста – это метод группировки ключевых слов – существительных ( наносмыслы,

  • наносемы), цвет гласных звуков.


Пьеса «Вишневый сад» - пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны». Чехов – начало обобщенного смысла слова «ДОМ» в лите- ратуре XX века.

  • Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом, старый дедушка».

  • И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает:

  • «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»

  • А Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия - наш сад».

  • А мы: «Вся Россия – наш дом».



Я вырос здесь. Но смотрит из окна Заглохший сад. Над домом реет тленье… (И. А. Бунин). В. Поленов. Бабушкин сад. 1878.



И.С. Шмелев. Роман «Лето Господне»(дореволюционная Россия, его дом).

  • Шмелев создал одухотворен- ный домашний быт – любовь к земному миру и устремлен- ность к Царствию Небесному. Дом –маленькая вселенная, от которой исходит свет патрио- тизма и высшей нравствен -ности: через атмосферу дома, традиции семьи, общение с окружающими формируется личность, характер, духовный мир маленького героя. Так родной дом для ребенка становится частью русского мира и мироздания.

  • «Помни…помни об этом »,- звонят колокола.



М.А. Булгаков. В романах «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» в центре борьбы –Дом, над которым нависла смертельная опасность, но который хранит достоинство и не сдается. Писатель убежден, что разрушение бытия начинается с разрушения нормального быта. Люди должны хранить в душе заповеди Бога. И Дом в романах–цитадель Добра, хранящая Тепло Вечности.

Пока есть Лизы, Милентьевны – духовное древо человече- ства, Россия не пропадет. Ф. Абрамов с С. Семьиной (прототип Евдокии –велико- мученицы в романе «Дом». Веркола, 1976 г.

  • В романе Ф. Абрамова «Дом» главенствуют сквозные темы русской литературы – русский народ, русский характер, русская женщина. Он доказал: «человек строит себя сам», строит в себе дом. Но для духовного роста нужно каждодневное очищение и самопроверка своих желаний. «Душа у человека – самая высокая грамота». Прозрение и очищение приходят в результате страданий ( например, прозрение Михаила Пряслина).

  • Почему роман «Дом» кончается разрушением дома и гибелью любимой гениальной героини писателя Лизы?



Валентин Григорьевич Распутин

  • Распутин – вечный двигатель души человеческой, тревожная совесть России.

  • Жизнь писателя и жизнь его героев протекает в Сибири. О судьбе писателя такого масштаба, как Распутин, нужно думать только в тесной связи с судьбой его Родины, с судьбой его народа.

  • Его герои если и бегут куда, так только домой, а вообще- то живут на своем родном месте, переживая свои современные драмы там, где похоронены их предки.


Глава первая. Жизненные бури изба встречает достойно. ( это мое название).

  • Лексия 1 – «Изба» -это название рассказа, заглавие, которое «должно возбудить у читателя аппетит»:

  • Здесь нарративный код – значение суффиксов и фоники: звук «И» голубого цвета, «А» красного цвета, два звонких согласных в середине слова: «З», «Б». Отсутствие суффикса в слове говорит о силе предмета, о ее характере: «…но оставалось что –то в ее поставе и стати такое, что не позволяло назвать ее избенкой».

  • Итак, начало слова «ИЗБА» голубое, доброе. Потом раздается звон, в котором чувствуется бодрость, активность, сила. После этого звона красный цвет, а он и хорош, и плох – это судьба русской деревни, русского Дома.

  • Лексия 2: «Изба была небольшой, старой, почерневшей и потрескавшейся по сосновым бревнам невеликого охвата, осевшей на левый затененный угол…». Этот код символический, так как он вбирает в себя почти все коды.


Код действия

  • Изба изба ветер изба хозяйка

  • Бревна окна крыша достоинство ласточка

  • Охват восток тесины стекла гнезда

  • Угол сторона углы палисадник застрехи

  • Постав улицы голоса рябина припевки

  • Стать переулок дверь черемуха жизнь

  • Избенка вода сенцы ограда вода

  • Догляд канава стекла крапива солнце

  • Жилье заборы пыль

  • поленницы нежить

  • силы

  • Итак, слово «ИЗБА» трижды на первом месте, главный герой рассказа.

  • 1 и 5 микротемы в первом абзаце связаны между собой словами «жилье» и «жизнь». Значит, изба вечный источник жизни, даже если хозяйка умерла. А это наша вера в лучшее будущее.


Код действия (продолжение).

  • В 3-ей микротеме ВЕТЕР – стихийный космогонический напор,он хочет ворваться в избу, разбить стекла, поднимает пыль. «Но изба каким –то макаром из последних сил держала достоинство и стояла высоконько и подобранно, не дала выхлестать стекла, выломать палисадник с рябиной и черемухой, просторная ограда не заросла крапивой…».

  • В 5-ой группе «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда по застрехам и напевали –наговаривали со сладкими протяжными припевками ЖИЗНЬ под заходящим над водой солнцем». Аллитерация на «Л» помогает ощутить душевное спокойствие, гармонию.

  • Ассонанс: звук О – божественный звук горнего мира, мира любви и веры, А –звук чистоты, красоты, мира.

  • Итак, жизненные бури русской избе надо встречать с любовью в сердце, то есть с достоинством ( стекла и палисадник!). Изба борется за жизнь, она мужественная, как и ее бывшая хозяйка Агафья.


Лексии хронологического кода и других.

  • 1. Время не властно над избой: «Но оставалось что –то…что не позволяло назвать ее избенкой». В этой лексии глагол несовершенного вида ОСТАВАЛОСЬ раскрывает нам тайну – изба ЧТО- ТО сохранила.

  • 2. «Стареет» - символ времени – сильная объективная категория: «Без хозяйского догляда жилье стареет быстро», «Изба была… почер- невшей и потрескавшейся…»( здесь причастия сов . вида – время прошло, но изба мужественно держится, об этом говорит и звук Р).

  • 3. «Постарела до дряхлости и эта изба» - законченное действие обобщает все действия в четырех лексиях.

  • 4. Биографический код – автор знает, как строят в деревне избы: «…с двумя окнами на восток и двумя на южную сторону» (Нужны солнце и тепло!).

  • 5. Код действия - Изба все видит, на всех действует своей энергией, т.к. стоит «на пересечении большой улицы и переулка, ведущего к воде…». А вода - жизнь.


Лексии эмоционального кода.

  • 1. Мне стало жалко избу: «… ветер дергал отставшие на крыше тесины, наигрывал по углам тоскливыми голосами». Олицетворения - дергал, наигрывал, эпитет – тоскливый, метафора –голос.

  • 2. «…Жалко скрипела легкая и щелястая дверь в сенцы, которую некому и не для чего было запирать…» - дверь будто живая, она страдает под влиянием внешнего мира.

  • 3. «…Оконные стекла забило пылью». – Обычно окна украшают избу, это глаза избы, а здесь пыль, т.е. глаза избы плохо видят, как у старых людей. Автор сочувствует избе.

  • 4. Рябина – красная, а черемуха –черная, здесь они символ жизни и смерти. Побеждает рябина, т.е. жизнь, ведь ее плоды висят на ней всю зиму.

  • 5. Память – высшая инстанция, особая форма времени: «…все так же, как при хозяйке, лепили ласточки гнезда…».

  • Итак, сколько эмоций автора! Он верит в жизнь русского ДОМА! И я наслаждалась текстом, восхищалась мастерством писателя.


Глава вторая. Разрушение устоявшихся в деревне традиций (Мое название).

  • Лексии СОЦИО – ИСТОРИЧЕСКОГО КОДА - строят Братскую ГЭС.

  • 1. «…Приснился Агафье сон, будто хоронят ее в ее же избе, которую стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях». Здесь разрушение устоявшихся в деревне традиций, русского ДОМА. Сон – это память о малой Родине, о прошлом.

  • 2. «И мужики роют под избу огромную ямину, ругаясь от затянув- шейся работы». Да, мужики успешно закопают нашу историче- скую память, их не волнует будущее.

  • 3. «… Гора белой глины завалила все соседние могилы и с шуршанием , что- то выговаривающим, на что –то жалующимся, обваливается обратно». Глина недовольна действием народа, это зов самой природы, и человек не должен быть выше нее. Но у нас в обществе часто происходит обратное; и глина, к сожалению, вся обвалиться на место не может: там дом.


Лексии культурного кода

  • 1. Народ после смерти Агафьи считал, что «… за избой доглядывает сама хозяйка, старуха Агафья, что это она и не позволила никому надолго поселиться в своей хоромине».- Агафья принадлежала к той куль -туре, которая царила в ее избе до строительства Братской ГЭС.

  • 2. «Ведь здесь Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни». – Часто затапливали и кладбища. Вот этот корень и вырубили. Но Агафья поддерживает связь времен через трубу под небом – это связь избы с горним миром, с космосом. Распутину всегда характерно космогоническое мироощущение. И мы, читатели, должны так же поддерживать порядок в душе, в русском ДОМЕ.

  • 3.«Такое переселение и сравнить не с чем», - с болью пишет автор. И наше сердце отзывается тоже с болью.


Лексии кода коммуникации и адресации.

  • С помощью этой лексии автор обращается к нам, читателям, адресует нам свои мысли: и мы должны слиться со стариной, с фольклором, с корнями жанрового древа.

  • 1.Агафья любила петь песни, песни поддерживали порядок в душе.

  • «Ничто тогда, ни приемник, ни телевизор, этого чувства не перебива- ло, не убивало родную песню чужеголосьем, не издевалось над душой, и души, сходясь, начинали спевку раньше голосов…Плохо мы слушаем свою душу…Нет ничего целебнее печали…Она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость».

  • 2. Агафья думала: «…все больше выкореняется старина, выходит на поверхность. И не вниз ляжет, как века до нее, плотным удобренным пластом, а выдуется в воздух».

  • Эта лексия сообщает нам, что разрушается культура, целый ее пласт, что захлестнула нас литература разложения.


Глава третья. Новая изба Агафьи (мое название).

  • 1. Код означивания. Гром торопит старуху Агафью быстрее поднимать свой дом на новом месте, дождь может помешать работе. В Библии сказано: «От своих рук теплее будет». И слова шли к Агафье. Это научный код – Распутин связывает нас с временем Иисуса Христа.

  • 2. И Агафья сама сложила в доме печь – основу жизни, красоты, души. «Ночью она лежала без сна, слушала, как кряхтят в углах набирающие тепло стены». Она разговаривает и с небом, и с землей – это означает ее согласие с природой, лад с богом.

  • 3. Через 19 лет она умерла под самый Покров, укрывающий землю белым саваном, накрыли и Агафью в домовине белым полотном и снесли на погост». Здесь означает параллель между природой и человеком.

  • 4. Однажды «изба загорелась… и сама же управилась с огнем». Да, силен дух Агафьи, не пропадет русский ДОМ! – Это символический код.


Заключение

  • 1. Жестокий XX век испытал русский ДОМ, русскую душу во всех видах пыток, мук и надежд. И в XXI веке проблема души остается главной: она должна всегда быть отзывчивой, трепетной, порывис -той, открытой, верящей.

  • 2. Тревожит то, что люди стали терять совесть. И если у читателя есть совесть, то он не может читать рассказ в 27 страниц для наслаждения, а чувствует тоску, беду, грусть. Но вопреки времени изба растет, надо строить, за нас никто не построит…

  • 3. И Распутин тоже прекрасный строитель. Все 3 части рассказа одинаковы по объему. Эмоциональное обрамление в форме символических кодов. Абзацы большие, кажутся крепкими, устойчивыми, как изба Агафьи. И речь Агафьи тоже показывает народность произведения, его глубокий точный психологизм.

  • Таким образом, обе гипотезы доказаны, обе проблемы раскрыты, цели и задачи решены.