litceymos.ru 1

Методы «круглого стола»


Эта группа методов объединяет около полутора десятка разно­видностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип кол­лективного обсуждения проблем.

Методы "круглого cтoла" можно объединить в следующие группы:

1. Учебные семинары.

Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственным и др. На занятие могут быть приглашены специалисты cooтветствующих профессий. Между слушателями распределяются задания дня подготовки и сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблем.

Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса препода­ватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием дан­ного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод про­блемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание - выделить сущест­венные стороны темы, проследить их связь с практикой обществен­ной и трудовой деятельности в масштабе страны, предприятия, кол­лектива. Тематические семинары углубляют знания слушателей, ориенти­руют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом обсуждения па этих семинарах яв­ляются новые аспекты известных тем, способов решения уже постав­ленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.


Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разны­ми проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема, например: "Система управления и воспитания трудовой и социальной активности", "Система правового регули­рования хозяйственной деятельности учреждения образования и хозрасчет», "Система культурных ценностей и духовное развитие человека" и т.п. Системные семинары раздвигают границы знаний слушателей, не позволяют замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных, сторон общественно-экономической жизни.


2. Учебные дискуссии.

Они могут проводиться:


  • по материалам лекции;

  • по итогам практических занятий;

  • по проблемам, предложенным самими слушателям;

  • на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы дея­тельности;

  • по публикациям в печати.

Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать н отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за "круглым столом"

Для слушателей бывают чрезвычайно полезны и познавательном отношении периодические встречи за "круглым столом" со специали­стами - учеными, экономистами, деятелями искусства, представи­телями общественных организации, учебно-воспитательных и куль­турно-просветительных учреждений, государственных органов и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает слушателям выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю "круглого стола" для подготовки к выступлению и ответов. Одновременно на "круглый стол" могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание "круглого стола" проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слу­шателей па обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

В заключение еще несколько рекомендации по организации "круглого стола". Для повышения активности обучающихся им можно предложить для обсуждении одну – две критические, острые ситуации в данной сфере деятельности. Дли иллюстрации тех или иных мнений, положений и фактов целесообразное использовать соответствующие кино- и телефрагменты, фотодокументы, материалы из газет, записи на магнитной ленте, графики, диаграммы. Не следует допускать, чтобы обсуждение уходило в сторону от сформулированной темы. С приглашенными на "круглый стол" надо проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они не выступали с докладами, a участвовали в свободном обмене мнениями по рассматриваемой проблеме.