litceymos.ru 1

Методические рекомендации по использованию кроссворда «Загадочная бабочка» в работе учителя – логопеда в МБОУ

В последние годы, в системе дошкольного образования, происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь - компьютерных. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Новые информационные технологии можно использовать и в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Презентационные материалы можно использовать для развития речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков, нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развитие фонематического восприятия, усвоения лексических тем и т. д. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений.

Итак, предлагаемый нами кроссворд «Загадочная бабочка», выполненный в программе Microsoft Office Power Point 2007, предназначен для закрепления детьми 6-7 лет и детей младшего школьного возраста, имеющими диагноз «стёртая дизартрия» начального комплекса артикуляционной гимнастики. Данный методический ресурс также может являться обучающим пособием для родителей воспитанников, имеющих диагноз «стёртая дизартрия» и педагогов МБОУ. Отгадывание кроссворда «Загадочная бабочка» детьми добавит эффект наглядности в занятие, повысит мотивационную активность, будет способствовать более тесной взаимосвязи учителя-логопеда как с детьми, так и с родителями.


Рекомендуемый нами в данном ресурсе начальный комплекс артикуляционной гимнастики должен проводиться на индивидуальном занятии, после логопедического массажа и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью начального комплекса артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

Раскроем особенности работы учителя – логопеда с данным методическим ресурсом. Детям предлагается отгадать кроссворд «Загадочная бабочка» Учитель – логопед, читая сказку, загадывает детям загадки от лица главной героини – Загадочной бабочки. Отгадав загадку, например – птенец, дети вместе с учителем – логопедом выполняют одно из упражнений артикуляционной гимнастики, которая ранее уже была разучена с ними. В дальнейшем они помогают маленькому птенцу отгадывать остальные загадки, выполняя все упражнения артикуляционной гимнастики на каждую отгадку. Мы предполагаем, что во время логопедических занятий с использованием мультимедийной презентации у детей исчезнет негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появится уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомятся, дольше сохранится работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам увидит результат своей работы. Аналогичная работа может проводиться с родителями и педагогами МБОУ на обучающих семинарах, родительских собраниях, мастер – классах в целях повышения их компетентности в вопросах коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз «стёртая дизартрия».