litceymos.ru   1 2 3

Как составлять простой план

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план


1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.


Приложение № 6.


Примерные задания ГИА с комментариями.

Задание выполняется с использованием приведенной ниже карты.

  1. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

В каком направлении от точки отдельно стоящего дерева находится вершина горы Малиновки?







  1. северо – западном 3) северном

  2. северо – восточном 4) восточном



На этом рисунке направление северо – юг соответствует направлению вверх – вниз, поэтому легко можно определить, что вершины горы находится к северо – востоку от отдельно стоящего дерева. Ответ – 4.

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до вершины горы Малиновки. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: _____________________________ м.


Измерив линейкой расстояние между точкой А и отдельно стоящим деревом получаем 2 см. Масштаб данной карты – в 1 см 100 м, значит в 2 см – 200м. Ответ:200м.


  1. Определите по карте азимут, по которому надо идти от отдельно стоящего дерева до вершины горы Малиновки. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________________________ градусов.



Через точку, где находится отдельно стоящее дерево, на карте проводим прямую линию, параллельную направлению север – юг. В данном случае это вертикальная линия. Через основание дерева и точку, обозначающую самую высокую точку горы Малиновки, также проводим прямую линию. Полученный угол измеряем. Важно помнить, что азимут – угол между направлением на север и предмет, поэтому он всегда измеряется от направления на север вправо. В данном случае получается 50°. Ответ – 50.


  1. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для создания школьной спортплощадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Эти задания проверяют сформированность способности использовать географические источники информации для решения конкретной жизненной задачи. Вначале следует подумать о критериях, по которым нужно выбрать более подходящее место для предлагаемого в задании объекта. В данном случае нужно разместить спортплощадку. Для нее нужно открытое и ровное место. Это участок 1. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Участки 2 и 3 расположены на довольно крутых склонах, играть в футбол, баскетбол и другие спортивные игры на склонах плохо. Участок 3 расположен в лесу, что делает его ещё более неподходящим. В экзаменационной работе следует чётко написать, какой участок лучший и объяснить почему. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно знать условные обозначения топографических – луг, кустарник, лес, болото, вырубленный лес и пр. и уметь определять особенности рельефа по горизонталям.





  1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенести основу для построения профиля на бланк ответа № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5м.



Прочитав текст задания, уточняем требуемый масштаб. Устанавливаем, что профиль нужно построить, используя горизонтальный масштаб в два раза больше, чем на карте ( масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля –в 1 см 50 м).Также обращаем внимание, что на карте горизонтали проведены через 2,5 м, а на профиле в 1 см по вертикали будет 5 м ( в 1 мм – 50 см).

Переносим на лист ответов основу построения профиля. Внимательно обозначаем высоту для точек А и В. А – 154, В – на высоте 145 м. Анализируя карту, находим , какие обозначения помогут определить высоты горизонталей ( кроме обозначенных на основе профиля высот точек А и В). В данном случае на карте подписана горизонталь с высотой 150 м и обозначена высота г. Малиновки – 156, 0 (Также подсказкой является то, что рельеф обычно понижается в сторону реки, и еще в числе 150, обозначающем высоту горизонтали, низ цифр показывает в сторону понижения рельефа). Далее по карте нужно определить, какие горизонтали пересекает линия А – В и на каком расстоянии находятся точки пересечения, а на основе профиля обозначить эти точки. Начинаем от точки А. Первая горизонталь, которую пересекает линия

А – В, это горизонталь 155. Она находится на расстоянии 0,3 см от точки А (на рис. обозначена буквой а). Поскольку горизонтальный масштаб профиля в два раза больше масштаба карты, то на профиле это расстояние будет тоже в два раза больше 0,3 см × 2 = 0,6 см. Первая точка нашего профиля находится на высоте 155 и на расстоянии 6 мм от точки А. Соединяем точку А с точкой. Далее линия А – В снова пересекает горизонталь 155 ( точка b ). Это на расстоянии 3,2 см от точки А ( или можно определить расстояние от предыдущей точки пересечения – 2,9 см). Значит, следующая точка профиля снова на высоте 155 и на расстоянии 3,2 см × 2 = 6,4 см от точки А. Обозначаем её. У нас две точки с высотой 155. Их можно соединить прямой линией, но по карте мы видим, что между этими точками высокая часть холма. Значит, лучше показать, что здесь рельеф повышается, и провести небольшую дугу. Но не показывать это повышение выше 2 мм от линии 155 ( т.к. самая высокая точка холма – 156 м, т.е. всего на 1 м выше нашей горизонтали, а в вертикальном масштабе профиля 1 м = 0,2 мм). По карте видно, что на горизонтали 155 м в месте пересечения b обозначен обрыв (эти условные знаки нужно знать). Его нужно обязательно обозначить на профиле. Его глубина на карте не показана, но явно меньше 2,5 м – высоте сечения рельефа. Поэтому высоту выбираем произвольно, соизмеряясь с масштабом карты. Следующая горизонталь, которую пересекает линия А – В, -152,5 м. Точка пересечения ( на рис. обозначена с) находится на расстоянии 0,7 мм от точки b ,на профиле это будет 1,4 см. Обозначаем точку, рисуем понижение рельефа. Следующая горизонталь 150 м пересекает линию А – В в точке d. Она расположена на расстоянии, 1,1 см от точки c,т.е. на профиле обозначаем ее через 2,2 см. Точка e имеет высоту на 2,5 м ниже 150 – 147,5. Она расположена на расстоянии 0,5 см от точки d, на профиле это 1 см. Соединяем все точки.



Ответ:




В данном примере для ясности нарисованы вспомогательные линии. В чертеже, являющемся ответом на экзамене, они не обязательны. Но если вы их нарисовали, стирать их не нужно.


На экзамене лучше строить профиль аккуратно. Важно знать условные обозначения форм рельефа (оврага, обрыва, ямы, карьера), путей сообщения

( просёлочной, грунтовой, железной дороги), зданий (церкви, школы, фермы, дом лесника, завода), других объектов (колодца, ветряной электростанции и пр). Прежде чем начинать вычерчивание профиля, целесообразно проанализировать общее направление близко друг к другу – склон круче, где далеко – склон более пологий. Если линия рельефа пересекает круговую горизонталь, посмотреть, как изменяется рельеф между точками пересечения – повышается или понижается. Важно сразу установить, какие особенные формы рельефа пересекает линия профиля. Перед началом, еще раз прочитав текст задания, уясните, отличается ли масштаб профиля от масштаба карты. Если да, то не забывайте переносить измеряемые по карте расстояния в требуемый масштаб. При вычерчивании профиля лучше тщательно вымерять все расстояния, каждый раз определять высоты точек.


Список литературы, рекомендованной для подготовки и проведения ГИА в 9-м классе.

К экзамену по географии можно подготавливать учащихся по учебникам, включённым в "Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях", помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:

  1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.


  2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2009 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.

  3. Настольная книга учителя географии. 6 – 11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с.

  4. В. В. Барабанов Задания компетентностной направленности на аттестационных экзаменах по географии / Оценка качества образования № 6 2008 г. с. 38-46

  5. О.А. Хлебосолова, З.Н. Ткачева Итоговая оценка учебных достижений по географии в IX классе / География в школе № 8 2008 г. с. 38 – 41.

Интернет – ресурсы:

http://www.ege.edu.ru/

http://www.omc-sinergi.ru

http://www.fipi.ru

http://www.mioo.ru

http://www.mcko.ru

http://www.edu.ru/index/php



<< предыдущая страница