litceymos.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым

изучением английского языка г. Мончегорска


«Педагогическое проектирование профессиональных компетенций учителя технологии.»


Махневич Александр Степанович

учитель технологии


г. Мончегорск 2005г.


Каждый педагог – технолог, будь то молодой специалист или опытный учитель, всегда задается вопросами:


  • Как правильно спланировать и провести занятие трудового обучения в условиях школьных мастерских?

  • Какие учебные и воспитательные цели поставить?

  • Какое оборудование подготовить к занятию?

  • Кук использовать на уроке учебное пособие?


Как учитель дает ответ на эти вопросы его умение решать возникающие проблемы, на основе своих знаний - все это говорит, в какой мере компетентен педагог в своем предмете.

Учитывая, что интерес к труду в наше время не так уж и высок, то приходиться чаще задумываться о том:

  • Как повысить интерес к изготовлению изделий

  • Как повысить у детей интерес к творчеству и учебно-познавательной деятельности

СОШ № 8 по виду производственного труда представляет третий вид – самообслуживание – изготовление изделий для школы и личных нужд. Перечисленные вопросы нас тоже касаются в полной мере.

На начальном этапе обучения технологии преподавателю необходимо научить детей

  1. анализировать форму предмета;

-правильно определять каким геометрическим телом является данный предмет;

-какими геометрическими телами являются \ или сходны с ними \ его составляющие;

  1. научить детей изготавливать эти геометрические тела \ куб, конус, цилиндр, шар\.
  2. разбираться в технологической документации \ уметь чертить, читать и составлять технологические карты \


Важную роль при этом играет подбор объектов труда, при изготовлении которых используется изучаемые технологические процессы.

Учитель должен постоянно пополнять и возобновлять объекты труда, а это никак невозможно без проектной деятельности самого учителя. Он своим примером (деятельностью) может заинтересовать, увлечь учащихся в трудовой творческий процесс.

Зачастую решение одного вопроса является решением или частью решения другого.

Решая вопрос материального обеспечения школы, мы запасли и используем материал, который вседоступен и в изобилии – ящики для фруктов.

Обычные ящики для фруктов состоят из дощечек сосновых и буковых. Они в основном одинаковой толщины и ширины. Их мы используем для изготовления кулинарных лопаток. При этом мы используем технологию выпиливания ручным лобзиком. Затем дорабатываем изделие напильником и шкуркой. так применяя простую технологию ученики за одно занятие из бука успевают изготовить 1 лопатку, а из сосны 2 лопатки.

А так же этот материал используется : при изготовлении поделок (фигур животных). Это дает возможность сэкономить фанеру и улучшить качество изделий \ спил, подбор цветовой гаммы \.

Удачен выбор данного материала при изготовлении крючков для вязания, черенков для флажков, нагелей.

Очень важно при изготовлении фигурок животных научить детей самостоятельно изготавливать шаблоны. При этом добиться правильности технологии изготовления, ( калька – картон - фанера) доводка контуров элементов. 5-6 классы

В 7 классе эта работа усложняется. Дети изготавливают декоративные тарелки. Здесь идет выпиливание внутреннего замкнутого контура.

При изготовлении изделий с криволинейной поверхностью ученики проявляют большую творческую фантазию: составление композиций, усложнение конструкции декоративной тарелки \ двойная, на ножке \ .

В 7 классе идет скульптурная обработка древесины, которая требует больше внимания и усердия, чтобы передать форму изображаемого предмета. Работа выполняется напильником и шлифовальной бумагой. Здесь также используется шаблоны и задача учителя – научить детей самостоятельно их изготавливать подбирать объекты труда, изготавливать по ним шаблоны и составлять композиции.

В целом в своей работе я использую большую базу материалов и идей, заимствованных из разных источников информации: книги, журналы, опыт других преподавателей, Интернет.