litceymos.ru 1

27.01.10, 29.01.10

Семинар 2. Социологическая картина общества. Возможности и ограничения социологии

1.      Социологический взгляд на общество

2.      Социологическое воображение

3.      Научная и гражданская позиция в социологии

4.      Основные теории и дискуссии в современной социологии

 

Основная литература:

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001. С. 11-35

 Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 7-25, 243-249.


Дополнительная литература для подготовки докладов:


1. «Каковы особенности развития социологии в нашей стране?» - по тексту: Левада Ю. Что может и чего не может социология 

2. «Два способа представления общества в социологии: "социология парка” и "социология моря”» - по тексту (1-я часть): Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: Весь мир, 1994.

3.  «Что подразумевается, когда говорят, что социология позволяет объяснять, понимать, изучать общество и жить в обществе?» - по тексту (2-я часть):  Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: Весь мир, 1994.

4.  «Как социология изучает общество: что такое социологическая проблема, что значит «видеть за фасадом», какие социологические проблемы при этом формулируются» - по тексту:  Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.



03.02.10, 05.02.10

Семинар 3. Структурно-функциональный, объективный подход в социологии. Э. Дюркгейм

1.      Предмет социологии с точки зрения создателей данной науки.

 

2.      Понятие социального факта у Э. Дюркгейма.

 

3.      Индивидуальные и коллективные действия и их изучение в социологии Э. Дюркгейма.

 

4.      Методы структурно-функциональной социологии.

Скачать вопросы (Э.Дюркгейм)

Практическое задание: Исследование бюджета времени с точки зрения структурно-функционального, институционального подхода (особенности измерения в социологии).

Здесь и далее: практические задания выполняются по желанию, письменно и сдаются ДО начала семинарского занятия. Выводы, сделанные при выполнении задания, могут быть озвучены в устном сообщении на семинаре (по желанию).

Основная литература:

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 393-471; 523-527

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 157-182

Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 22 (о Э. Дюркгейме).

Для выполнения практического задания:

Караханова Т.М. Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени (1965 – 2004 гг.) // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 41-51. 




10.02.10, 12.02.10

Семинар 4. Понимающий, субъективный подход в социологии. М. Вебер.

1.      Предмет социологии в понимающем подходе М. Вебера.

2.      Понятие социального действия и его виды.

3.      Понятие идеального типа.

4.      Способы понимания в субъективной социологии.

5.      Сравнить концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера по основным рассмотренным позициям.


Скачать вопросы (М.Вебер)

Практическое задание: Исследование бюджета времени (свободного времени) с точки зрения понимающего подхода, интерпретации мотивов и смыслов (особенности контент-анализа в социологии).

Основная литература:

Вебер М.Основные социологические понятия/ Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643.  

Абель Т. Социология: Основы теории. М., 2006. С. 43-60.

Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 22 (о М. Вебере).

Для выполнения практического задания:

Шмерлина И. Свободное время – навязанное пространство жизни? // Социальная реальность. 2007. № 8. С. 5-31. 


17.02.10, 19.02.10

Контрольная работа (текущий контроль)

Семинар 5. Синтез структурного и деятельностного анализа Т. Парсонсом

 

1.      Понятие общества, его внутренние и внешние среды.

2.      Структурированный нормативный порядок.

3.      Функциональный анализ общества и его элементов.


4.      Кибернетическая модель управления.


Практическое задание: Показать использование концепции AGIL в бизнес-планировании, организационных, маркетинговых, политико-стратегических и других моделях.

Тексты для выполнения практического задания подбираются студентами самостоятельно.

Основная литература:

Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 494-513.