litceymos.ru 1



МАСТЕР – КЛАСС


учителя истории и обществознания


КУЗИЧЕВОЙ

ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ


«Обучение – это общение

человека с человечеством »

А. Петровский


2011

Презентация педагогического опыта

Слайд № 1

Преподавая историю и обществознание в старших классах, я столкнулась с проблемой - снижения познавательной активности школьников на III ступени обучения. Реализация же принципа активности в обучении имеет важное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Это возможно только в том случае, если школьник осознано и мотивировано организует свою познавательную деятельность.


Слайд № 2

С 2008 года мной ведётся исследовательская работа по теме «Развитие познавательной активности старшеклассников через усиление практической направленности преподавания обществоведческих дисциплин».

Для исследования был взят 9 А класс, на базе которого в 2009 г. был создан профильный социально-экономический класс, сегодня они уже выпускники.

Что подразумевается под познавательной активностью?

Слайд № 3

Познавательная активность - свойство личности школьника, реализуемое в учебной деятельности, которое характеризует отношение старшеклассника к учению, его стремление овладеть различными способами познания, мобилизующее волевые усилия старшеклассников на достижение цели обучения. Она обеспечивает не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие.

Слайд № 4

Развитие познавательной активности невозможно без учета психологических основ построения деятельности, так философ М.С. Коган выделял пять блоков в структуре любой деятельности, в том числе и познавательной:


1. Мотивационный (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

2. Ориентационный – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

3. Содержательно-операционный. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

4. Ценностно-волевой - включает в себя внимание, волю.

5. Оценочный – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.


Слайд № 5

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:


  • Между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем познавательной активности, и недостаточной сформированностью данного качества у учащихся общеобразовательных учреждений;

  • Между учебными целями, поставленными программой и недостаточной мотивации школьников к процессу обучения;

  • Между традиционной методикой вербального преподавания и необходимостью приобретения учениками социального опыта.


Выявление противоречий помогло мне определить ведущую проблему моего исследования: обеспечение роста мотивации школьников к изучению обществоведческих дисциплин через усиление практической направленности преподавания. Применение уроков- практикумов позволяет сделать ученика активным субъектом познавательного процесса, что является главной составляющей повышения эффективности и качества учебной деятельности.

Слайд № 6

Основная цель моего опыта - создание условий, обеспечивающих развития познавательной активности учащихся старших классов.

Слайд № 7


Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:


  1. Развитие у обучающихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

  2. Создание условий для овладения школьниками различных способов познания.

  3. Развитие творческих способностей обучающихся, умения взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал.


Свою педагогическую деятельность строю на принципах классической педагогики (доступность, посильность, наглядность), основах технологии развивающего обучения истории, созданной В.В.Суховым, в сочетании с идеями Т.М.Феофилактовой о необходимости создания на уроке атмосферы гласности, бесконфликтности, системы обратной связи, равных условий для всех обучающихся. Считаю, что наиболее эффективной формой организации урока для развития познавательной активности школьников являются уроки-практикумы.

Показателями эффективности моего опыта работы могут служить:

1.Безоценочные данные:

Слайд № 8-10

а) психологическая диагностика исследуемого класса на основе анкеты Лукьяновой М.Н. «Изучение мотивации учения» показала, что значительно изменился уровень мотивации школьников в учебной деятельности. У основной части обучающихся главными стали внутренние мотивы познавательной деятельности. Более 80% школьников стали более активными на уроках.

Слайд № 11

б) результаты участия в олимпиадах подтверждают рост познавательной активности. Учащиеся исследуемого класса Батищева Мария, Котарева Ксения, Давыдова Анастасия, Хатем Валерия являются неоднократными призерами муниципального этапа олимпиады школьников по обществоведческим дисциплинам, а Заровнятных Александра, Рыбцева Екатерина призерами регионального этапа по обществознанию и праву.

Слайд № 12

2.Сравнительные (оценочные) данные – качество знаний обучающихся.

В течение исследуемого периода оно в целом составило

2008-2009 уч.г. – 85 %;

2009-2010 уч.г. – 93%;

2010-2011 (I полугодие) уч.г. – 96%.


Представление системы учебных занятий.

Шаламова Т.И. выделяет три уровня активности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности:

Слайд № 13


  1. Репродуктивно-подражательный - воспроизводящая активность.
    Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  2. Преобразующий - интерпретирующая активность.
    Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  3. Творческий - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
    Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

В связи с этим в своей педагогической деятельности использую следующие формы практических занятий, которые соответствуют перечисленным уровням активности:


Слайд № 14

а) практикумы, направленные на применение уже имеющихся знаний и умений;

б) практикумы, направленные на развитие определённых познавательных умений;

в) практикумы, направленные на организацию творческо-поисковой деятельности обучающихся.


В процессе организации познавательной деятельности школьников особое внимание уделяю следующим моментам:





Этапы

Содержание деятельности

Приемы обучения

I

Организационный

Слайд № 15


Актуализации знаний школьников

Приемы: ассоциации (ученикам предлагается записать в тетради все ассоциации, которые возникают с ключевым словом урока);

решение проблемной задачи, опираясь на имеющиеся знания; дискуссия, в ходе которой происходит обмен мнениями, которые фиксируются на доске в виде тезисов.

Прием поиска ключевых вопросов к содержанию темы урока.

II

Самостоятельная работа школьников


Слайд № 16

выполнение заданий практикума

Школьники должны:

составить схему, раскрывающую данную тему,

заполнить таблицу,

обсудить высказывание,

сравнить статистические данные

Сопоставить содержание изученной темы с определенным ими на организационном этапе ключевым вопросом.

III


Подведение итогов самостоятельной работы


Слайд № 17

Публикация результатов самостоятельной работы

На этом этапе происходит не только обсуждение, полученных результатов, но и рефлексия изученного материала. Поэтому использую такие приемы,

как написание короткого эссе по теме урока,

подготовка словаря по данной теме,

создание кроссвордов,

выступление представителей групп,

определение ключевого вопроса к теме.


Использование в работе уроков-практикумов позволило усилить внутреннюю мотивацию к учению старшеклассников и усилить их познавательную активности.


Сегодня я остановлюсь на одном из приемов, который позволяет мне ввести обучающих в тему урока и активизировать их познавательную деятельность на всех этапах практического занятия. Это формулирование ключевых вопросов к данной теме. Данный прием приучает школьников к осмысленному восприятию учебной информации и сознательной целенаправленной работе с ней. Выделение ключевых вопросов по изучаемой теме нацеливает обучающихся на поиск ответов, что делает их полноправными соавторами урока.


Модель приема «Ключевой вопрос» состоит из пяти этапов.

Слайд № 18


1. Определение учебной проблемы по теме урока.

Исхожу из того, что она должна быть броской, интригующей, привлекающей к себе внимание школьников. Использую следующие способы формулирования учебной проблемы:

Слайд № 19


    • Указание точного времени и места действия главного исторического факта;

    • Вопросительную форму построения;

    • Показ траектории развития исторических процессов;
    • Использование скрытого или явного противоречия в оценке исторического факта;


    • Применение крылатых выражений, пословиц, загадок.




  1. Составление вопросов к теме.

На этом этапе, использую различные формы организации процесса обучения как индивидуальные, так групповые и коллективные. В младших классах работаем коллективно, в старших чаще индивидуально или в группе.

Слайд № 20

Обязательно знакомлю ребят с требованиями к постановке вопросов. Они должны быть краткими, четко сформулированными, должны соответствовать логики урока и желательно содержать скрытые или явные противоречия. Чтобы помочь ребятам, предлагаю им классификацию вопросов по группам:

Слайд № 21

      1. Что я знаю по данной теме;

      2. Что я хочу узнать;

      3. Что меня волнует в данной теме.

Вопросы школьники фиксируются в тетрадях, а после обсуждения выносятся на доску или на экран. Результат предлагаю ребятам заполнить в виде таблицы.

Слайд № 22



Вопросы по теме:

______________________________


Ключевые вопросы

Слайд № 23

  1. Изучение содержания учебного материала.

На данном этапе организую самостоятельную познавательную деятельность обучающихся в ходе урока практикума.


4. Определение ключевого вопроса (одного или нескольких).

После изучения содержания темы урока обучающиеся выясняют:

  1. на какие вопросы, записанные в начале урока они нашли ответы;

  2. какие вопросы остались за рамками содержания изученной темы;
  3. составляют последовательность раскрытия этих вопросов;


  4. определяют, какой или какие из них является ключевыми, то есть несущими главную смысловую нагрузку.

  5. заполняют вторую часть таблицы.


5.Самоанализ познавательной деятельности обучающимися.

На последнем этапе школьники сравнивают первоначальный набор вопросов к теме с изученным материалом и итоговыми ключевыми вопросами. Через сопоставление они видят тот путь, который они проделали от незнания к знанию, т.е. совершают рефлексию собственной интеллектуальной деятельности, учатся определять свой темп в познании нового.

Прием поиска ключевых вопросов позволяет сосредоточить внимание школьников на ведущей учебной проблеме по изучаемой теме, организовать осознанное восприятие учебного материала, добиваться глубокого его изучения.

Данный прием позволяет эффективно провести и закрепление изученного материала, как на уроке, так и при повторении определенного раздела из курса.


Проведение имитационной игры по теме

«Общество «нормальных» людей. Что это значит?»


Урок можно сравнить с загадкой, где для нахождения ответа нужно найти ключ к пониманию, предложенных условий и тогда ответ не заставит себя долго ждать.

Одну из загадок я хочу предложить вам.

«Наши предки называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющие слово. Как они называли иных не понимающих их языка» (Немцами, от слова «немой»).


Тема имитационной игры из раздела «Социальная сфера жизни общества» курса обществознания в 11 классе, которую я сформулировала как «Общество «нормальных » людей. Что это значит?».

Давайте вместе попробуем поставить вопросы к данной теме, которые помогли бы раскрыть её сущность.

Слайд № 22

Название


Тема урока

Вопросы по теме

Общество «нормальных » людей. Что это значит?

Социальные ценности и нормы. 11 кл.

Что такое норма?

Кем она устанавливается?

Какие существуют виды социальных норм?

Что такое ценность?

Могут ли существовать общечеловеческие ценности?

Почему не всегда соблюдаются социальные нормы?

Почему общество негативно относится к нарушителям социальных норм?

Зачем нужны нормы и ценности в обществе?

Всегда ли они существовали?


Слайд № 23 (для сравнения результатов)

Прием поиска ключевого вопроса позволяет сконцентрировать внимание школьников на главном, способствует переосмыслению ими учебного материала, развивает умение давать оценку общественным явлениям. Выделение ключевого вопроса это своеобразный тренинг для развития критического мышления школьников, позволяющий повысить их познавательную активность.

Моделирование

Предлагаю смоделировать данный прием в групповой работе. Перед вами лежат рабочие листы, где предложена тема из курса обществознания 10 класса «Самое трудное познать себя». Каждая группа в течение 2-3 минут должна составить набор вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы раскрыть тему и выделить среди них тот, который является ключевым, на ваш взгляд, для раскрытия данной темы. Для работы используйте находящиеся у вас бланки.

название

Тема урока

Вопросы к теме

Самое трудное познать себя. (Фалес)


Самопознание. 10 кл.

Что такое самопознание?

Из каких элементов состоит самопознание?

Когда оно начинается?

Можно ли всё о себе знать?

Какую роль выполняет самопознание в становление человека?

Как можно себя изучить?

Можно ли иметь объективные знания о себе?


Рефлексия

Выскажите свое отношение к тому, что состоялось на мастер-классе, продолжив следующие предложения:

  • теперь я могу ……

  • было трудно …..

  • было интересно …..

  • мне захотелось ….


Большое спасибо всем за внимание. Особая благодарность активным участникам.


Модель приема «Ключевой вопрос»





Вопрос – положение или обстоятельства, требующее разрешения.

Ключевое слово слово или словосочетание, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.

Ключевой вопрос – одно из положений, несущее основную смысловую нагрузку, разрешение которого открывает возможности глубокого овладения знаниями


Рабочий лист



Способы формулирования учебной проблемы:

    • Указание точного времени и места действия главного исторического факта;

    • Вопросительную форму построения;

    • Показ траектории развития исторических процессов;

    • Использование скрытого или явного противоречия в оценке исторического факта;

    • Применение крылатых выражений.



Классификация вопросов


  • Что я знаю по данной теме

  • Что я хочу узнать по данной теме

  • Что меня волнует в данной теме



Имитационная игра



Вопросы по теме:

«Самое трудное познать себя»

Ключевые вопросы















































Рефлексия


Выскажите свое отношение к тому, что состоялось на мастер-классе, продолжив следующие предложения:

  • теперь я могу ……

  • было трудно …..

  • было интересно …..

  • мне захотелось ….