litceymos.ru 1

20 мая 2008 год


Кристин Баттистелла


«Прах» - современный, достойный вестерн.


Если я скажу, что мой любимый персонаж во «Властелине колец» - Фарамир, я не услышу в ответ: «О, и мой тоже!» или «Ах, не могу поверить, что они его так изменили по сравнению с книгой!». Нет, мне отвечают: «Кто?» Если уж Фарамир так недооценен, что же говорить об актере, который его играл? Мой любимый австралийский актер, Дэвид Уэнам настолько мало известен в США, что мне пришлось очень долго и упорно искать его фильмы на DVD 1 региона, а потом недели ждать, когда они придут. Так было с «Прахом». Вестерн 2001 года, в котором так же играет Джозеф Файннс («Влюбленный Шекспир»), на Оверстоке стоил всего 6 долларов. Дешево и к тому же я люблю вестерны! Кроме того, что более важно, диск был 1 региона. Три недели спустя, когда, наконец, DVD был доставлен с почты, первым моим потрясением стал тот факт, что эта история вовсе не об австралийском западе. Это американский запад, да к тому же еще и современный Нью-Йорк. Держите меня!


Сначала мы видим Эджа (Эдриан Лестер) в низко опущенном капюшоне, который вламывается в чью-то квартиру. Внутри обнаруживается бабуся (Розмари Мерфи), и она оказывает ему такой прием, на который Эдж явно не рассчитывает. Злющая старушка держит Эджа на мушке и рассказывает ему историю. Если Эдж желает заполучить её спрятанные сокровища, он должен выслушать её историю о старом западе.

Проблемы начались, когда два брата-ковбоя Люк (Дэвид Уэнам) и Элайджа (Джозеф Файннс) влюбились в одну женщину – Лилит (Энн Броше). В поисках острых ощущений и приключений Люк путешествует в Турцию и становится наемником на Османской войне. Все это время он пытается убежать от нравоучений, преследующего его Элайджи.

Обе сюжетные линии, представленные режиссером Милчо Манчевски («Перед дождем») кажутся явно надуманными и переигранными. Молодой черный парень и белая старуха связываются с любовной историей враждующих братьев-ковбоев. Мдддааа…..



Необычно видеть эти два сюжета в одном фильме. Ретроспективные кадры, юмор и персонажи ломают время и пространство, которые их разделяют, действие свободно двигается между событиями. Вначале все кажется почти абсурдным, но потом, это мнение заглушается и начинаешь вкладываться в персонажи. Просто необходимо узнать, чем эти истории закончатся!


Естественно, ты не можешь никуда идти с людьми, которые тебе не нравятся. Дэвид Уэнам – главный персонаж фильма, хотя его диалог почти ничего из себя не представляет. Очень странно, что Файннс указан в списке первым, хотя у него есть только горстка сомнительных сцен. По большому счету повествование Бабуси заменяет им обоим речь. Временами навязчивый, как и у всех повествователей, голос Анжелы здесь делает её личную историю только лучше. К тому же он спасает нас от странного американского акцента Уэнама. Он старается, но, так или иначе, это не работает: смесь южно-техасского говора с манерой столетней давности. Он, тем не менее, превосходит всех в мимике, и его безголосое исполнение говорит гораздо больше, чем это вообще возможно. И дело не только в выражениях лица и сверкающих взглядах. Даже физически Уэнам принимает на себя всю тяжесть жестоких ковбойских ударов и боль ушибов. Смотришь на Люка и понимаешь, что ему должно быть больно по-настоящему. Сердце и душа Уэнама – на экране. И независимо от того, в какой роли вы видели его раньше, здесь он Люк.


Приятный сюрприз «Праха» - Эдриан Лестер в роли Эджа. У него самый лучший диалог и саркастические замечания. Должна признать, что я ничего о нем не знаю, кроме его перепалок с Бабусей (прозвище, которое он дал Анжеле) и его терзаний, но они раскрывают его как хорошего парня, в котором жесткость перемешена с отчаяньем. Не так трудно увидеть параллели между Эджем и Люком. Оба персонажа к концу фильма меняются совершенно. Отношения между Люком и Лилит и Эджем и Анжелой идут не по проторенной дороге.

Странно, что «Прах» заявлен как романтический вестерн (это было написано на обложке диска), в то время как здесь фактически романтики так же мало, как и запада. Думаете, я жалуюсь? Нет.



В «Прахе» есть одна болевая точка и это Джозеф Файннс. Его предыдущие работы в фильмах «Влюбленный Шекспир» и «Враг у ворот» меня не впечатлили. Тоже произошло и здесь. В то время как его реальный брат Ральф Файннс пробует разные роли и жанры («Английский пациент», «Красный дракон», «Гарри Поттер») Джозеф, кажется, играет в одном измерении снова и снова. Предполагается, что Элайджа – богобоязненный обманутый муж, который ведет вендетту против своего брата. Но мы этого не видим в том немногом, что видим в нем. С противоположного угла сценария Манчевски «Прах» должен быть фильмом Элайджи. Но ничего подобного не случилось и Элайджа всего лишь персонаж поддержки, который только реагирует на поступки Люка.


С другой стороны, небольшая команда второстепенных актеров «Праха» работает отлично. Коррумпированные копы, преследующие Эджа, османские наемники и командиры противоборствующих сторон. Все они на своем месте. Энн Броше великолепна в роли Лилит, а изображенная Николиной Куяца беременная партизанская жена прекрасна, экзотична и грациозна.

«Прах» проливает для меня свет на неизвестную мне часть истории. Вероятно, если бы я знала, что фильм в большей степени об Османских войнах, я не стала бы его смотреть. Сцены Старого Запада стандартны и достаточно коротки, но они служат своим целям. Вот где «Прах» действительно окупает себя, так это в современном Нью-Йорке, место обитания Эджа и Анжелы. Странно это говорить, но Нью-Йорк Сити, «Праха» - это больше несуществующий город «до 11 сентября». Сегодня мы предпочитаем изображать Нью-Йорк новым, восстановленным, олицетворяющим Американский Путь! «Прах», тем не менее, уловил то, что многие жители Нью-Джерси, вроде меня, привыкли думать о городе «до 11 сентября»: грязный, темный, наполненный отвратительным насилием и преступлением. Эдж во многом дитя своего общества, так же как и Анжела – своего. Мы хотим, чтобы она передала ему свой факел пока это еще не слишком поздно. Мы хотим, чтобы он, жестокий обидчик в начальной сцене фильма, взял его. Сюжетные линии переплетаются и закручиваются воедино. И я подозреваю, что здесь следует искать объяснение названию: прах к праху, пыль к пыли.


И, эй, пока я не забыла, в «Прахе» есть несколько красивых кадров Всемирного Торгового Центра.


Европейские сцены «Праха» сняты на местности, и Манчевски удачно преподносит экзотический ландшафт и иностранный конфликт. Экшн, к сожалению, временами слегка сомнителен. Когда мы впервые встречаем наших друзей и соперников в Турции, очень трудно сказать, кто есть кто. Возможно, некоторые характеристики не слишком политически корректны сегодня, это фильм, который драматизирует специфическое время и комментарий Эджа относительно событий далекого прошлого облегчает восприятие.


Интервью Манчевски и закадровые съемки так же проливают свет на сюжет, персонажи и место действия. Его мысли и философия – хорошее добавление к этому необычному рассказу. К сожалению, на диске нет больше никаких дополнений, но к фильмам, подобным «Праху», где исполнение и сюжет намного важнее экшна, много добавлять не нужно. «Прах» говорит сам за себя, никаких допов не требуется. Я видела гораздо более авангардистские фильмы, но любители нетривиальных и причудливых картин должны посмотреть «Прах» при первой же возможности. Насилие и сексуальные сцены, конечно, не для детей, парни, желающие посмотреть на цыпочек не найдут их здесь. Фанаты Дэвида Уэнама, несомненно, уже открыли этот фильм. Но американская публика, ищущая кино со смыслом, «Прах» должна увидеть обязательно.


Перевод Neil- Сказочницы

Оригинал здесь

http://ithinkthereforeireview.blogspot.com/2008/05/dust.html