litceymos.ru 1 2 ... 14 15


Конспект лекций по Правилам дорожного движения Украины.

Правила дорожного движения являются частью закона «О дорожном движении» и устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Лица, нарушающие Правила дорожного движения, несут ответственность за их нарушение в соответствии с действующим законодательством.

Отступить от правил дорожного движения можно лишь в исключительных случаях, а именно – при возникновении непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), а также, если иными способами невозможно избежать собственной гибели или нанесения увечья другим гражданам.

Законом «О дорожном движении Украины» установлено правостороннее движение. Это означает, что все транспортные средства обязаны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, а рабочее место водителя на транспортном средстве должно быть расположено с левой стороны транспортное средство.

Правила дорожного движения разбиты на 34 раздела (хотя по большому счету – их 32 раздела и 2 отдельных приложения). Первые семь разделов описывают общие положения, термины и определения, а также обязанности и права участников дорожного движения. Разделы 2, 4, 5, 6, 7 – это разделы описывающие права и обязанности участников дорожного движения. Их необходимо просто выучить, при этом некоторые пункты надо знать наизусть, а некоторые очень близко к тексту, т.е. обратить на них особое внимание (ООВ), они важны как для понимания требования всех остальных разделов ПДД, так и для подготовки к сдаче экзаменов.

Раздел 2. ООВ – 2.1, 2.3, 2.4; 2.9 г, г’; 2.10 – знать порядок действий.

Наизусть – 2.3 в; 2.8.

Раздел 4. ООВ – 4.1; 4.2; 4.3; 4.6; 4.7; 4.12; 4.14.

Наизусть –4.9; 4.10; 4.13; 4.14 в,г,д.

Раздел 5. ООВ –5.2; 5.3. Наизусть – 5.1.

Раздел 6. ООВ – 6.1; 6.2; 6.3; 6.7. Наизусть – 6.6; 6.7 б,в,д,е.

Раздел 7. ООВ –7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.6. Наизусть –7.7.


Общие положения, термины и определения, изложенные в 1 разделе правил дорожного движения, их четкое понимание, имеют решающее значение для понимания требований, изложенных в других разделах Правила дорожного движения.

Правовые основы взаимоотношения всех участников дорожного движения базируются на следующих положениях.

Действия либо бездействия участники дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.

Лицо, создавшие такие условия, обязано немедленно принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры к устранению препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участники дорожного движения, информировать подразделение милиции, владельца дороги или уполномоченный им орган.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, происшедшее при движении транспортного средства, вследствие которого погибли или получили ранения люди либо нанесен материальный ущерб.

УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира, погонщика животных.

Водитель – лицо, управляющее транспортным средством. Всадник, возчик, погонщик животных, который ведет их за повод, приравнивается к водителю. Водителем также считается лицо, обучающее вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Обязанности и права водителей изложены в разделе 2 ПДД, а требования, предъявляемые к выполнению ими маневрирования в 10 – 18 разделах ПДД.

Пешеход – лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства и не выполняющее на дороге какие-либо работы. Лица, выполняющие какие либо работы на дороге, к участникам дорожного движения не относятся. К пешеходам приравниваются также лица. Передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Обязанности и права пешеходов изложены в разделе 4 Правила дорожного движения.


Колонна пешеходов - организованная группа людей, которые движутся по проезжей части в одном направлении.

Пассажир – лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им. Обязанности и права водителей изложены в разделе 5 Правила дорожного движения.

Владелец транспортного средства – физическое или юридическое лицо, которое владеет имущественными правами на транспортное средство и имеет на то соответствующие документы. Обязанности и права владельцев изложены в разделе 2 Правил дорожного движения.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ВИДЫ.


Само по себе деление транспортных средств на виды уже определяет отличие в подходе к режиму их движения и преимуществ относительно других участников дорожного движения.

Транспортное средствоустройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов.

Колонной транспортных средств называется организованная группа из трех и более транспортных средств, которые сообща движутся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар.

Транспортные средства делятся на такие категории по их конструкции и видам эксплуатации:

Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб.см.), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 квт.

К ним относятся:

Автобус – автомобиль с количеством мест для сидения более 9 с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.


Микроавтобус – одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более 17, с местом водителя включительно.

Примечательно то, что в предыдущих правилах дорожного движения не было термина «автобус» и тем более «микроавтобус». В новых правилах дорожного движения отличия между ними определяют и подход к определению их скоростного режима при движении за пределами населенных пунктов и некоторые другие ограничения.

Грузовой автомобиль – автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов.

Легковой автомобиль – автомобиль с количеством мест для сидения не более 9 с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.

Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб.см. и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг.

Разрешенная максимальная масса (РММ) – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная технической характеристикой транспортного средства как максимально допустимая. Разрешенная максимальная масса автопоезда – это сумма РММ каждого транспортного средства, входящего в состав автопоезда.


А из механических транспортных средств можно выделить рельсовые транспортные средства и нерельсовые транспортные средства, а среди них и маршрутные транспортные средства.

Рельсовое транспортное средство – трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Все прочие транспортное средство, участвующие в дорожном движении, считаются нерельсовыми.


Маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) – автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам, и имеющие обозначенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров.

Таким образом, к немеханическим транспортным средствам можно отнести велосипед, мопед, гужевой транспорт и прицепы.

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, который на нем находится.

Мопед – двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб.см.

Прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения только в составе с другим транспортным средством. К этому виду транспортное средство относятся полуприцепы, и прицепы-роспуски.


Среди выше названных транспортных средств есть особая категория – транспортные средства оперативных, специальных и дорожных служб.

Транспортные средства оперативных, специальных и дорожных служб при выполнении неотложного служебного задания обозначают себя с помощью специальных проблесковых маячков, а для привлечения внимания других участники дорожного движения используют также и специальный звуковой сигнал. Порядок движения таких транспортных средств и их взаимоотношения с другими участники дорожного движения изложены в разделе 3 Правила дорожного движения.

ДОРОГИ И ИХ ВИДЫ


Транспортные средства движутся по дорогам различного предназначения, отличающихся между собой, по условиям движения по ним, месту их расположения, а также по строительным нормам.

По строительным нормам дороги делятся на пять категорий, каждая из которых отличается от остальных качеством ее строительства и геометрическими параметрами дороги, обеспечивая движение по ней строго определенных категорий транспортных средств, в зависимости от их весовой нагрузки.


Дороги 1-2 категорий имеют капитальное основание и усовершенствованное покрытие, которые обеспечивают движение по ним колесных транспортных средств.


  1. Широкие полосы – 3,75 метра.

  2. Ограниченные продольные уклоны 3 % - 4 %.

  3. Увеличенные радиусы поворота.

  4. Широкие обочины.

К дорогам 1 – 2 категории относятся:

  1. Автомагистрали

  2. Автомобильные специальные дороги

  3. Дороги, имеющие по одной полосе для движения в каждом направлении.

Дороги 3 категории имеют облегченное усовершенствованное покрытие (битум минеральное покрытие), которое также рассчитано на движение по ним колесных транспортных средств, с осевой нагрузкой, не превышающей 10 т, однако с меньшей интенсивностью движения. Ширина полосы может быть до 3,5 м., уклоны до 5 %, радиусы кривых до 400 м.


Дороги 4 категории имеют основание, которое рассчитано на движение колесных транспортных средств. Это основание легко размягчается грунтовыми водами и имеет неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на нагрузку не более 6 т. Ширина полосы движения не превышает 3 м, максимальные продольные уклоны до 6 %, а минимальные радиусы поворотов – 250 м. На таких дорогах зимой после расчистки остается слой снега и льда. Ослабленное полотно дороги легко прогибается под нагрузкой.

Дороги 5 категории прокладываются по естественному грунту. Как правило, не имеют покрытия. В распутицу и в период снежных заносов становятся не проезжими.

Скорость для дорог расчетная:

1 – категория – 150 км/час

2 – категория – 120 км/час

3 – категория – 100 км/час, на пересечениях – 80 км/час

4 – категория – 80 км/час, на пересечениях – 60 км/час.

По условиям движения на них дороги делятся на: автомагистрали, дороги для автомобилей и остальные дороги. Условия движения, более благоприятные для одних УДД, создаются определенным режимом, который поддерживается на этих дорогах введенными запретами и ограничениями для остальных УДД.


Автомагистраль – автомобильная дорога, начало и конец которой обозначаются дорожными знаками 5.1, 5.2, имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, разделенные разделительной полосой, не имеет пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Дорога для автомобилей, начало и конец которой обозначается дорожными знаками 5.3 и 5.4 может иметь перекрестки и пешеходные переходы, поэтому скорость движения на ней несколько меньше, чем на автомагистрали.

К остальным дорогам относятся дороги, на которых действуют правила дорожного движения, а специальных условий движения на них нет. Таких дорог большинство.

Автомобильная дорога, улица (дорога)часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает в себя также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей).




1

2 3 4 5 4 3 2 1

полоса отвода

1 – обрез, 2 – кювет 3 – обочина 4 – ПЧ 5 – разделительная полоса

Дороги в населенных пунктах отличаются от тех дорог, которые расположены за пределами населенных пунктов тем, что за пределами НП нет тротуаров, трамвайных путей, электронных средств регулирования дорожного движения, характерных для дорог, расположенных в населенных пунктах.

Для лучшего ориентирования водителей относительно правого края проезжей части и сохранения дорожного покрытия укладываются вдоль проезжей части краевые полосы. Чтобы исключить опасность при разъезде встречных транспортных средств на дорогах с несколькими проезжими частями устанавливают разделительные полосы.


На дорогах типичными участками, где ограничена обзорность, (см видимость дороги - п. 1.10) являются закрытые повороты, особенно серпантины на горных дорогах, тоннели, железнодорожные переезды, переломы продольного профиля дороги и перекрестки.

Проезжая частьэлемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы.

Край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) – видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке.

Полоса движения – продольная полоса на проезжей части, шириной как минимум 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой, и предназначенная для движения нерельсовых транспортное средство.

Разделительная полоса – выделенный конструктивно или с помощью сплошных линий дорожной разметки 1.1 или 1.2 элемент автомобильной дороги, разделяющий смежные проезжие части. Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на РП тротуара по нему разрешается движение пешеходов.

Обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, который примыкает непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположен с ней на одном уровне и не предназначен для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных Правила дорожного движения. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортное средство, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или в случае невозможности двигаться по ним), гужевых повозок (саней).

На дорогах могут располагаться инженерные сооружения различного назначения, такие, как мост, эстакада, путепровод и т.п.

Мост – сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и другие препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений.

Эстакада – инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов. Поднятие одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, которая не имеет съездов на другую дорогу.

Путепровод - инженерное сооружение мостового типа над иной дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, которое обеспечивает движение по ней на разных уровнях и дает возможность съезда на другую дорогу.

Пешеходный переход – участок проезжей части, либо инженерное сооружение, предназначенные для движения пешеходов через дорогу.

Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1 - 5.37.2, дорожной разметкой 1.14.1 – 1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки – шириной тротуаров или обочин.

Пешеходный переход бывает нерегулируемым и регулируемым, причем в зависимости от того, чем и как он обозначается, он бывает:

Нерегулируемый ПП обозначается дорожным знаком 5.35.1 и 5.35.2, установленными на противоположных сторонах дороги и дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (зебра и зебра со стрелками). На таком ПП пешеход имеет преимущество в движении перед транспортными средствами тогда, когда он находится непосредственно на пешеходном переходе.

Регулируемый пешеходный переход обозначается дорожной разметкой 1.14.3 (ряд белых прямоугольников поперек проезжей части) и (или) пешеходными светофорами. На таком ПП пешеход имеет преимущество в движении только тогда, когда он движется на разрешающий ему движение сигнал светофора или регулировщика.


Преимущество – право на первоочередное движение по отношению к другим участники дорожного движения.

Уступить дорогу – требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.

Кроме того, статус пешеходного перехода может измениться в зависимости от условий регулирования дорожного движения на них.

Регулируемым считается ПП, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемымПП, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены, либо работают в режиме мигающего желтого сигнала. При этом совершенно не имеет значения то, как и с помощью чего обозначается пешеходный переход.


Геометрические параметры дороги:




Поворот считается опасным, если R кр. пов менее 500 м за пределами населенных пунктов, и менее 150 м в населенных пунктах.

R кр. пов

I = Н / L х 100% (наносится на знаки

L 1.6 и 1.7)

Н

Дороги могут располагаться в населенных пунктах, проходить через населенный пункт, и располагаться за их пределами.

Населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой, обозначены дорожными знаками 5.45, 5.46, 5.47. 5.48.

Населенный пункт, обозначенный дорожным знаком 5.45 на белом фоне – такой НП, на всех дорогах которого действуют требования Правила дорожного движения, касающиеся движения в НП.


Населенный пункт, начало которого на дороге обозначается дорожным знаком 5.47 на синем фоне, – такой НП, в котором на данной дороге не действуют требования Правила дорожного движения, касающиеся движения в НП. Это дорога, проходящая через застроенную территорию населенного пункта. Однако, если водитель свернет с этой дороги на любую другую дорогу, расположенную в этом населенном пункте, то сразу же вступают в силу требования Правила дорожного движения, касающиеся движения в НП.

«в»




«За» « через» «за»




«в»

Пешеходная дорожкадорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная дорожным знаком 4.13.

Велосипедная дорожка – выполненная в пределах дороги или за ней дорожка с покрытием, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах и обозначенная дорожным знаком 4.12.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который примыкает к проезжей части или отделен от нее газоном.


В населенных пунктах имеются специальные зоны, предназначенные для движения пешеходов, где движение транспортных средств запрещено или ограничено. Это жилые и пешеходные зоны.

Жилой зоной называются дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31 (жилая зона) ее начало и 5.32 ее конец..

Пешеходной зоной называется такая специальная зона, которая обозначена знаками 5.33 ее начало и 5.34 ее конец, предназначенная только для движения пешеходов.

ДВИЖЕНИЕ В ЖИЛОЙ И ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЕ



следующая страница >>