litceymos.ru 1

РЕСУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА И ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»


РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ


Отражение истории в поэме А.С. Пушкина

«Руслан и Людмила» (5 класс)


Автор:

Никулина Галина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №24»


Сыктывкар, 2012


Тема: «Отражение истории на страницах поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


Цели урока:


  1. Научить обучающихся сопоставлять художественный и исторический тексты, находить подтверждение в исторических источниках образам героев, деталям и событиям, изображённым в поэме А.С. Пушкина.

  2. Развитие интереса пятиклассников к истории России.

  3. Развитие устной речи обучающихся.

  4. Формирование навыков обучающихся работать в группе.


Оборудование: персональный компьютер, проектор, мультимедийная презентация, справочный материал: словарик устаревших слов, отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», отрывки из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.


Использованные технологии: технология работы в группе, игровая технология.


- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Тема урока откроется позже, а сейчас вспомните и скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Примерный ответ учеников: «На прошлом уроке мы читали и обсуждали Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

- Предлагаю вам решить кроссворд, составленный на основе Пролога. Кроссворд поможет вспомнить содержание поэмы и заодно проверить, насколько хорошо вы помните его героев. Объединитесь в группы (можно по колонкам) и совместно заполните ответы. Если вы правильно ответите на все вопросы кроссворда, то вы расшифруете словосочетание, которое «спряталось» в выделенных клеточках. Это словосочетание поможет нам продолжить урок.


(Вопросы кроссворда выводятся на доску с помощью мультимедийного оборудования. Слайды с вопросами кроссворда меняются автоматически через 20 секунд. Каждой команде выдаются листочки с полем для ответов. Командир (его обучающиеся выбирают сами) организует работу в группе, распределяя обязанности: один заполняет кроссворд, другой диктует ему ответы, один-два ученика при необходимости работают с текстом Пролога, кто-то вполголоса для группы читает вопросы кроссворда, остальные озвучивают ответы).

- Итак, кроссворд отгадан.

(Называется группа, которая быстро и правильно ответила на все вопросы кроссворда и расшифровала словосочетание «Древняя Русь». (Каждой команде выдаётся жетон, на котором обозначено количество заработанных очков).

- Молодцы, вы справились с кроссвордом, но победители сделали это быстрее всех. А теперь давайте вместе подумаем, как словосочетание «Древняя Русь» может быть связано с поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?

Примерный ответ учеников: «Действие поэмы происходит во времена Древней Руси, на это указывают строчки: «Дела давно минувших дней/ Преданья старины далёкой».

- Да, действительно, эти строчки из поэмы на прошлом уроке мы взяли в качестве эпиграфа к уроку, но и сегодня они тоже будут уместны. Они уже записаны в ваших тетрадях, поэтому предлагаю записать ещё один эпиграф, который подскажет и тему урока.

(На доску с помощью проектора выводятся слова Н.М. Карамзина «Но и простой гражданин должен читать историю… Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!»).

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Почему на уроке литературы мы вспоминаем историю?

Ответы учеников.

- Спасибо за ваши ответы. Действительно, казалось бы, поэма Пушкина сказочная, и герои в ней сказочные, волшебные. Можно ли говорить о ней с точки зрения истории? Ведь история – наука точная, она не приемлет ничего выдуманного и тем более сказочного, она опирается лишь на исторические факты. Сегодня на уроке мы проведём исследование и ответим на вопрос: можно ли в сказочной поэме А.С. Пушкина найти исторические факты, относящиеся к Древней Руси? Итак, тема нашего урока: «Отражение истории на страницах поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


- Но кто же такой Николай Михайлович Карамзин? Мы назвали его имя, взяли его слова в качестве эпиграфа к уроку, но знаете ли вы о нём что-нибудь?

Ответы учеников.

- Тогда послушайте. (Рассказ учителя или подготовленного ученика о Н.М. Карамзине сопровождается слайдами мультимедийной презентации).

Николай Михайлович Карамзин - писатель, активно работавший в конце 18 и первую четверть 19 века. Ещё с юности Карамзина волновала история. И в 1803 году он целиком отдаётся сбору материала для написания своего главного труда - «Истории государства Российского», - работа над которым длилась более двух десятилетий – с 1804 по 1826 год. В 1818 году русский читатель получил первые восемь томов «Истории», повествовавших о древнем периоде России. Сюжеты Н.М. Карамзин брал прежде всего из русских летописей. Летопись отвергала вымысел. Летописцы разных веков всегда подчёркивали, что имеют дело с былью, с реальной действительностью. Даже легенда воспринималась как подлинная жизнь. Именно летописи помогли понять писателю и изобразить героический характер русской истории, показать героические страницы русского народа.

Летописи включали в себя многие произведения древнерусской литературы. Карамзин пересказывает их или цитирует, сопровождая их глубокими размышлениями и комментариями. А.С. Пушкин высоко оценил значение труда Н.М. Карамзина, написав: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом".

Сам Н.М. Карамзин писал так: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая,.. завет предков к потомству…».

- Как вы понимаете эти слова? Как бы вы их объяснили?

Ответы учеников.


- Работать вы будете в своих командах (группах). Каждой группе предложены два текста: один – отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», другой – отрывок из труда Н.М. Карамзина «История государства Российского» и задания к ним.


Обучающимся предлагается приступить к работе. Команда должна выбрать себе название, связанное со периодом Древней Руси. Подсказками могут послужить справочные материалы к уроку. У каждой группы на столах есть задания, которые необходимо выполнить и подготовить по ним устный ответ. Командиры распределяют обязанности каждому члену команды: 2 чтеца (выразительное чтение художественного и исторического текстов), ответчик, исследователи, лингвист (работает со словариком устаревших слов, должен иметь навык работы с компьютером), витязь (для конкурса знатоков русских воинских доспехов).

Материалы для команд представлены в Приложениях.

Даётся время для организации работы в группах и выбора названия (2 минуты). После этого командиры называют свои команды (например, «Русские витязи», «Владимир-солнце», «Киевская Русь», «Киевляне», «Печенеги» и т.д.) и объясняют, почему так назвали команду. Для исследования текстов и подготовки ответов даются 10 минут. Во время работы групп проводятся конкурс витязей и конкурс лингвистов.


Вызываются на поединок «Витязи» от трёх команд (по одному человеку). Учитель читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (на экране - иллюстрация картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»):

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали всё пусто; здесь и там

Желтеют кости; по холмам

Разбросаны колчаны ( ), латы ( );

Где сбруя ( ), где заржавый щит ( );

В костях руки здесь меч ( ) лежит;

Травой оброс там шлем ( ) косматый,

И старый череп тлеет в нём;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конём

Лежит недвижный; копья ( ), стрелы ( )

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает…

Участникам этого конкурса раздаются листочки с прочитанным учителем отрывком (см. Приложение 5), на слайде предлагаются пронумерованные изображения перечисленных в отрывке снаряжений русского витязя. В скобки рядом с названием снаряжения им необходимо расставить соответствующие цифры. Победитель тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Участники меняются листочками с ответами и проверяют правильность ответов товарища по слайду презентации (после взаимопроверки ответов каждому участнику выдаётся жетон с указанным количеством заработанных очков).



Следующий конкурс – лингвистический. (Конкурс требует развитой памяти, начитанности, определённой степени развития, поэтому если класс слабый, конкурс можно опустить). От каждой команды выходит «Лингвист» для конкурса знатоков устаревших слов. Им предлагаются по 4 устаревших слова из словарика устаревших слов (см. Приложение 4. При необходимости учитель может добавить в словарик слова из справочного материала). С помощью персонального компьютера они ищут соответствия устаревших слов современным. На каждого участника отводится 1,5 минуты (0,5 минут для знакомства с техникой выполнения работы: конкурс интерактивный, поэтому участники выполняют задания на компьютере по очереди; выбрав ответ, лингвист должен кликнуть мышкой на нужное слово; если выбор правильный, напротив устаревшего слова появляется современный синоним; если неправильный – слово мигает). Каждый участник приносит своей команде заработанные очки (они указаны на жетоне).


- А теперь слово предоставляется командам. Чтецы выразительно читают отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» и «Истории государства Российского». Командир или назначенный ответчик озвучивает ответ своей команды. Каждая команда должна найти соответствия героям, деталям или событиям из художественного текста историческим фактам, изложенным в отрывке из «Истории государства Российского». И ответить на вопросы: «Можно ли в сказочной поэме А.С. Пушкина найти исторические факты, относящиеся к Древней Руси? Что нового вы узнали?»

Так, первая команда (условное название «Князь Владимир») должна выяснить, что князь Владимир – историческая личность, а не выдуманный герой. У него, действительно, как это указано у Пушкина, было 12 сыновей и т.д. (см. Приложение1).

Вторая команда (условное название «Княжеский пир») должна найти соответствия описания пира в художественном тексте описанию пира в тексте летописном (см. Приложение 2) и прийти к выводу: А.С. Пушкин, работая над поэмой «Руслан и Людмила», опирался на уже изданное произведение Н.М. Карамзина, привести доказательства этому утверждению, например, Пушкин использовал те же слова из «Истории…» Карамзина: гридница, мёд; неспешность пиров подтверждается фактом о длительности пира в 8 дней и т.д.


Третья команда (условное название «Печенеги») должна сопоставить отрывок из поэмы, в котором говорится о нашествии печенегов с летописным преданием о борьбе с ними (см. Приложение3), и прийти к выводу, что печенеги – это исторически реальные враги Киевской Руси. Не раз они тревожили её границы. Великий князь Владимир делал очень многое для защиты границ своего государства от этого опасного врага.

Ответы учеников сопровождаются слайдами подготовленной учителем заранее презентации, иллюстрирующей их выводы. Учитель при необходимости задаёт наводящие вопросы или дополняет ответы учеников.

- Спасибо, ребята, за ваши интересные ответы и находки. Во время урока прошло три (или два, в зависимости от уровня класса, их подготовки) конкурса: кроссворд, конкурс витязей и конкурс лингвистов. Давайте посмотрим, какая из команд стала победителем: у кого больше очков? (За кроссворд наибольшее количество очков – 11 + 1 очко за скорость; за конкурс витязей - 8 очков + 1 очко за скорость; за конкурс лингвистов – 4 очка; всего – 25 очков). Определяется команда-победитель в конкурсах и награждается знаком отличия «Знатоки».

- Ребята, сегодня на уроке вы были в роли исследователей, ваши знания об истории Древней Руси пополнились. В дальнейшем на уроках истории вы узнаете подробнее об этом удивительном и непростом периоде истории нашей страны.

История Российского государства, открытая Карамзиным, вдохновила А.С. Пушкина на создание замечательной поэмы «Руслан и Людмила». Вот так переплелись научный исторический труд исследователя и художественный талант поэта.

А теперь обратимся ещё раз к эпиграфу – словам Н.М. Карамзина. Как вы думаете, прав ли Н.М. Карамзин?

Ответы учеников.


- Предлагаю вам дома ответить на вопрос письменно: «Нужно ли изучать историю и почему?» или выучить наизусть один из отрывков из поэмы «Руслан и Людмила».


Приложение 5

Кроссворд




1

2

3

4

5

6

7




8

9

10

11



















































































































































































































































































Приложение 1

Задания для группы


  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков.
  2. Сравните два отрывка: художественный и исторический. Найдите в них отличия и сходства. Расскажите о них.


  3. Ответьте на вопрос: «Можно ли в отрывке из поэмы А.С. Пушкина найти исторические факты, относящиеся к Древней Руси?»

  4. Что нового вы узнали?

  5. Подготовьте устный связный ответ.


Задание для Лингвиста:

Изучите словарик устаревших слов и постарайтесь запомнить их значения. Подготовьтесь к конкурсу лингвистов.


Текст №1

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

(из главы 5)

………………………………….

Но что сказал великий князь?

Сражённый вдруг молвой ужасной,

На зятя гневом распаляясь (гл.1)

…………………………………..

Владимир, в гриднице* высокой,

В кругу седых богатырей,

Между двенадцатью сынами,

С толпою названных гостей

Сидит за браными* столами.

И так же гневен старый князь ………………………………..


Текст №2

Н.М. Карамзин

«История государства Российского»

Великий князь Владимир, названный в крещении Василием.

Владимир, с помощью злодеяний и храбрых варягов, овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим, соорудил новый истукан Перуна* с серебряной головою и поставил его близ теремного* двора, на священном холме, вместе с иными кумирами*.

Владимир имел 12 сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, Вышеслава, Святослава, Мстислава, Бориса, Глеба, Станислава, Позвизда, Судислава, а также дочерей… Думая, что дети могут быть надёжнейшими слугами отца, Владимир разделил государство на области и дал сыновьям права своих наместников в городах русских...

Теперь приступаем к описанию важнейшего дела Владимирова, которое всего более прославило его в истории…

И великий князь отправил десять благоразумных мужей в разные земли испытать, какой народ достойнее поклоняется божеству… Послы посетили и страну болгаров, и земли немецких католиков и, наконец, прибыли в Константинополь. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей*,.. безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян… Возвратясь в Киев, они сказали: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной»… Великий князь решился быть христианином.


Скоро знамения* веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России... Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих* для строения храма каменного во имя Богоматери…


*Гридница – большое помещение в княжеском дворце для дружинников

*Браными (столами) – столами, покрытыми скатертями с вытканными с узорами

*Истукан Перуна – деревянная фигура Перуна (главного божества языческих славян)

*Теремного (дворца) – от слова «терем» (высокий богатый дом).

*Кумиры – деревянные фигуры славянских языческих богов, которым поклонялись и приносили жертвы.

*Алтарь – возвышенная часть христианского храма, отделённая от общего помещения иконостасом.

*Знамения веры христианской – то, что доказывает приверженность вере.

*Зодчих – архитекторов


Приложение 3


Задания для группы


  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков.

  2. Сравните два отрывка: художественный и исторический. Найдите в них отличия и сходства. Расскажите о них.

  3. Ответьте на вопрос: «Можно ли в отрывке из поэмы А.С. Пушкина найти исторические факты, относящиеся к Древней Руси?»

  4. Что нового вы узнали?

  5. Подготовьте устный связный ответ.


Задание для Лингвиста:

Изучите словарик устаревших слов и постарайтесь запомнить их значения. Подготовьтесь к конкурсу лингвистов.


Текст №1

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

(из главы 6)


…………………………..

Весь Киев новою тревогой

Смутился. Клики, шум и вой

Возникли всюду. Киевляне

Толпятся на стене градской*…

И видят: в утреннем тумане


Шатры белеют за рекой;

Щиты, как зарево, блистают.

В полях наездники мелькают,

Вдали, подъемля чёрный прах*,

Идут походные телеги,

Костры пылают на холмах.

Беда: восстали печенеги!

……………………………

Владимир в горестной молитве;

И храбрый сонм* богатырей

С дружиной верною князей

Готовится к кровавой битве.

…………………………….

Объемлет ужас печенегов;

Питомцы бурные набегов*

Зовут рассеянных коней,

Противиться не смеют боле

И с диким воплем в пыльном поле

Бегут от киевских мечей…


Текст №2

Н.М. Карамзин

«История государства Российского»


О борьбе с печенегами.

Желая… защитить южную Россию от набегов печенегов, Великий князь основал новые города по рекам Десне, Остеру, Трубежу, Суле, Стугне и населил их… славянами…

Едва окончив войну с хорватами, он сведал о набеге печенегов, которые пришли из-за Сулы и разоряли область Киевскую. Великий князь встретился с ними на берегах Трубежа; причём летописец рассказывает следующую повесть:

«Войско печенегов стояло за рекою; князь их вызвал Владимира на берег и предложил ему решить дело поединком между двумя с обеих сторон избранными богатырями. «Ежели* русский убьёт печенега, - сказал он, - то обязываемся три года не воевать с вами, а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать твою землю». Владимир согласился и велел бирючам*, или герольдам*, в стане своём кликнуть охотников для поединка; не сыскалось ни одного, и князь российский был в горести. Тогда приходит к нему старец и говорит: «Я вышел в поле с четырьмя сыновьями, а меньший остался дома. С самого детства никто не мог одолеть его. Однажды, в сердце на меня, разорвал он надвое толстую воловью кожу. Государь! Вели ему бороться с печенегом». Владимир немедленно послал за юношею... На другой день явился печенег, великан страшный, и, видя своего малорослого противника, засмеялся. Выбрали место; единоборцы схватились. Россиянин крепкими мышцами своими давнул печенега и мёртвого ударил о землю. Тогда дружина княжеская, воскликнув победу, бросилось на устрашённое войско печенегов, которое едва могло спастися бегством».



*Градской – городской

*Подъемля прах – поднимая пыль.

*Сонм – множество

*Питомцы бурные набегов – здесь печенеги *Ежели - если

*Бирючи, или герольды – вестники, глашатаи


Приложение 2


Задания для группы


  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков.

  2. Сравните два отрывка: художественный и исторический. Найдите в них отличия и сходства. Расскажите о них.

  3. Ответьте на вопрос: «Можно ли в отрывке из поэмы А.С. Пушкина найти исторические факты, относящиеся к Древней Руси?»

  4. Что нового вы узнали?

  5. Подготовьте устный связный ответ.



Задание для «Лингвиста»:

Изучите словарик устаревших слов и постарайтесь запомнить их значения. Подготовьтесь к конкурсу лингвистов.


Текст №1

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

(из главы 1)


……………………………

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице* высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана,

И мёд* из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники* носили

И низко кланялись гостям.


Текст №2

Н.М. Карамзин

«История государства Российского»


О княжеском пире.

Однажды, окружённый со всех сторон свирепыми врагами, Владимир обещался, ежели* небо спасёт его, соорудить в Василеве храм… Неприятели удалились, и Великий князь, исполнив обет* свой, созвал к себе на пир вельмож*, посадников*, старейшин* из других городов. Желая изобразить его роскошь, летописец говорит, что Владимир приказал сварить триста варь* мёду и восемь дней праздновал с боярами… Возвратясь в Киев, он дал новый пир не только вельможам, но и всему народу, который искренно радовался спасению доброго и любимого государя. С того времени сей князь всякую неделю угощал в гриднице, или в прихожей дворца своего, бояр, гридней (меченосцев княжеских), воинских сотников*, десятских* и всех людей именитых и нарочитых*. Даже и в те дни, когда его не было в Киеве, они собирались во дворце и находили столы, покрытые мясами, дичиною и всеми роскошными яствами* тогдашнего времени…»



*Гридница – большое помещение в княжеском дворце для дружинников

*Мёд – напиток из мёда

*Чашники – слуги

*Ежели – если

*Обет - обещание

*Вельможи – знатные сановники

*Посадники – наместник князя

*Старейшины – выборная должность, глава общины

*Варь – от слова «варить»

*Сотники – командир сотни

*Десятские – помощник сотника

*Именитых и нарочитых (людей) – людей почтенных, знаменитых и простых

*Яства – еда, кушанье.


Приложение 4


Словарик устаревших слов


  1. *Бирючи – вестники

  2. *Вельможи – знатные сановники

  3. *Градской – городской

  4. *Гридница – большое помещение (зал) в княжеском дворце для дружинников

  5. *Десятские – помощники сотника

  6. *Ежели - если

  7. *Зодчих - архитекторов

  8. *Обет - обещание.

  9. *Посадник – наместник князя

  10. *Сотник – командир сотни

  11. *Сонм – множество

  12. *Чашники – слуги

  13. *Яства – еда, кушанье.



Приложение 6

Дополнительный материал для учителя.

О Киеве.


Немецкий летописец Дитмар, современник Владимиров, уверяет, что в Киеве, великом граде, находилось тогда 400 церквей, созданных усердием новообращённых христиан, и восемь больших торговых площадей. Адам Бременский именует оный главным украшением России и даже вторым Константинополем. Сей город до XI века стоял весь на высоком берегу Днепровском…

О присхождении Киева летописец рассказывает так: « Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею… Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т.е Киевым».