litceymos.ru 1

Колтун Е. Р.

Конкурсы как стимул творческой самореализации личности ребенка


Конкурсное движение – неотъемлемая часть концертной педагогики лицея, один из способов проявления творческого «Я», одна из важнейших форм самореализации. Конкурс воспитывает необходимые для современного человека качества – стремление к достижению цели, настойчивость и целеустремленность, умение собраться и сосредоточиться.

Конкурсу обычно предшествуют часы, дни, а иногда и месяцы подготовки.

Как важно, чтобы каждый участник конкурса понимал, насколько хорошо он подготовлен к соревнованию, и проиграть в такой равной борьбе – не стыдно, а вполне достойно любого. Постепенно приходит сознание, что все подготовлено и надо только верить в победу, очень ее захотеть. Какой же восторг – наблюдать радость в глазах победивших, ощутить гордость за свой лицей, свои достижения!

С другой стороны, нельзя не учитывать и обратного результата. Следуя бессмертной фразе Б. Пастернака, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать», нужно быть готовым к любому исходу соревнования. Ведь конкурс – это, прежде всего соревнование среди сильнейших, и может оказаться, что среди них есть и лучше тебя. Психологическая подготовка к конкурсу очень важна и является ее неотъемлемой его частью.

Невозможно в одной статье описать все конкурсы и олимпиады, в которых участвуют ученики Музыкально-эстетического лицея: городские, областные, Региональные, Всероссийские, Международные. Красочные поздравления с победами на различных конкурсах постоянно появляются на информационных стендах. В стремительном потоке жизни они порой уже и не замечаются другими. Но никогда не забудет эту победу сам конкурсант, его педагог, родители и все те, кто переживал, верил и ждал возвращения одноклассника, друга.

Среди различных конкурсов выделим те, которые особенно дороги лицеистам. Они посвящены творчеству Альфреда Шнитке.

Музыкально-эстетический лицей носит имя этого выдающегося композитора второй половины ХХ века с 2004 года. Преподаватели, родители, выпускники помнят этот волнительный момент - приподнятое настроение в предвкушении торжественного собрания по случаю присвоения этого имени, фотографии на стендах, с которых смотрят радостные лица, особые гости, среди которых жена композитора. Теперь это имя навсегда связано с лицеем. Поэтому ученики обязаны знать намного больше об А. Шнитке, чем другие школьники, изучать и пропагандировать его творчество.


Как же это сделать? Хотелось бы, чтобы композитор, его музыка стали для ребят частью их жизни. С первого класса ученики знакомятся с лицейским музейным уголком А. Шнитке и вместе с педагогами-искусствоведами узнают о жизни композитора в родном городе, о его яркой и сложной судьбе. Мир музыки Шнитке - мир сложный, доступный далеко не каждому взрослому. Классическое академическое наследие композитора - симфонии, концерты, оперы, балеты в полном объеме еще недоступны пониманию детей младшего и среднего школьного возраста, их восприятие требует специальной теоретической подготовки, определенных знаний и жизненного опыта. Но было бы ошибкой ограничить их только «детской частью» его творчества.

Так в лицее родилась идея проведения целой серии олимпиад и конкурсов, связанных с творчеством А. Шнитке. Возникло несколько конкурсных направлений:

I. Конкурс на создание сценариев "Музыка к воображаемой пьесе".

В нем принимают участие ученики 3х классов. Ребятам было предложено послушать музыку и придумать свой сценарий для театральной постановки. Само название произведения предполагало это, поэтому можно было дать имена воображаемым героям и описать воображаемые события разнохарактерных частей этого инструментального трехчастного произведения..

Знакомство с «Музыкой» во время урока вызвало у ребят неподдельный интерес. С горящими глазами уходят они с урока, чтобы вернуться со своими творческими работами. Какой простор для воображения! И хотя содержании их работ есть что-то общее, а это - характер самой музыки, смена ее настроения, но сочинения оказались непохожими. Была выбрана также различная форма изложения: то стихотворный, то прозаический стиль. Вот некоторые из работ, разделы которых соответствовали трем частям композиции:


  • 1. Все чего-то покупали,

На базаре торговали,

Никого не обижали,

Песни пели и плясали.

2. Ночь спустилась темная,


Тихо все кругом,

Лишь из церкви слышится

Колокольный звон.

3. Вот и май шагает

На парад всех собирает,

Трубы громкие трубят

Идут люди на парад.

А вот другая работа:


  • Первое действие

Два друга Пол и Дик любили играть на гитаре. Сидят, играют и себя веселят. А вокруг жужжит комар. Ему тоже нравится веселая музыка.

Второе действие

Стемнело. Дику стало грустно, и он заиграл печальную мелодию. Он играл и рассказывал Полу про свою сестру, которая болела. Зазвонил колокол, и друзьям стало совсем грустно.

Третье действие.

Пол решил отвлечь друга и повел его в цирк. Там были веселые клоуны и собачки, которые маршировали под музыку. На них были смешные милицейские мундиры. В конце представления вверх полетели 20 шаров и весело заиграли трубы.

Подведением итогов конкурса стало открытое обсуждение творческих работ членами художественного совета лицея. Были подчеркнуты неординарность многих сценариев, оригинальность фантазии учеников.

II. Конкурс "Музыка Шнитке к мультипликационным фильмам"

Мультики любят все. Кто-то их смотрел больше в раннем детстве, кто-то любит смотреть до сих пор. И вдруг объявляют, что будет проходить конкурс по мультикам. Ого! Оказывается, Альфред Шнитке – автор музыки большого количества мультипликационных фильмов. И во время конкурса можно будет посмотреть мультфильм с его музыкой. В 3х - 5х классах конкурсанты должны были написать домашнее сочинение "Мое впечатление от мультфильма "Бабочка" и музыки А. Шнитке к нему". Среди работ ребят встречаются и наивные, описательные, но есть и более глубокие, размышляющие о серьезных проблемах. Вот некоторые из высказываний:

- "Музыка А. Г. Шнитке ярко иллюстрирует все события. Местами она нежная, лирическая, а иногда колкая и агрессивная. Музыка звуками выражает все мысли автора".


- "Я думаю, что смысл мультфильма в том, что люди в современном мире совсем перестали замечать красоту окружающей природы".

- "Мальчик постучал по стеклу и бабочки начали медленно кружиться. Потом он постучал погромче, и бабочки затанцевали быстрее. Музыка тонкая, как хрусталь. Это было так красиво!"

- «Я бы хотела написать для бабочек свой вальс»

- «Мальчик не мог себе представить, что бабочка сама начнет его ловить. Волнение и страх мальчика ярко передает музыка, которая становится тревожной, бушует, как волны в океане".

Совсем не важно, как распределились призовые места конкурса, но очень важно, что дети соприкоснулись с различным искусством, смогли понять и описать свои впечатления от увиденного, а иногда записать, сыграть и даже придумать свою музыку.

В более старших классах (6-7е) прошел конкурс «Музыка А. Шнитке к мультипликационному фильму «Стеклянная гармоника». Это удивительный, сложный по смыслу и содержанию фильм. Казалось, ребята не поймут смысл образов, основную идею, ни тем более музыку, сложную полистилистичную. Однако опасения оказались напрасными - напряженные лица, невольные реплики по ходу просмотра и фрагментарные записи для дальнейшей обработки в сочинении - твердо убедили в обратном. Задания включали в себя следующие вопросы: основная идея, характеристики главных героев, символика образов, музыкальные характеристики. Кроме того, ребятам было предложено нарисовать свои иллюстрации к фильму. Конкурс показал, насколько захватил ребят фильм, как много интересных высказываний вышло из-под их пера:

- "Этот мультфильм показывает жизнь вне времени. Такое может стать и с нашим миром, если человек будет ставить на первое место золотого дьявола, а не чувства, красоту, искусство".

- "В этом мультфильме суть в том, что жадность, алчность могут заморозить души людей, погубить мир. Власть золота превратила людей в чудовищ".

- «Главная идея фильма - показать грань между добром и злом, и композитор Шнитке четко показывает это в музыке».


- "Символами жизни, гармонии на земле являются роза, бабочка, сама стеклянная гармоника. Бабочка - символ свободы, красочного разнообразия мира, роза - символ чистоты и ценности жизни, стеклянная гармоника - символ силы музыки, спасающей мир.

- "Очень впечатляет сцена, где люди разбирают по винтикам часы. Это страшно, ведь часы - это символ вечности и упорядоченности нашего мира. С их уничтожением наступит хаос и тьма".

- " Кто среди людей оказался самым чистым существом? Ребенок! Этот мальчик не поддался злу, именно он способен ему сопротивляться, он воссоздает разбитую стеклянную гармонику и спасает всех ".

- "Музыка мультфильма также четко делится на музыку добра и зла. Стеклянная гармоника - инструмент, немного похожий на арфу, орган, а звучание ее похоже на клавесин. Ее звуки переливаются как лучи солнца или радуга после дождя. Тема хрустальной гармоники легкая, нежная, воздушная, благодаря верхнему регистру, мажорному ладу, тембрам скрипки и флейты".

- "Эпизоды фильма, где показаны отрицательные события сопровождаются совсем другой, противоположной музыкой. В ней нет тепла, мелодичности, она резкая, напряженная, бездушная. Звуки многих инструментов нагромождаются друг на друга, диссонируют между собой, звучат как будто бы фальшиво".

- "Так давайте жить в гармонии, доверять друг другу, не терять сути жизни. Мы - люди, а не звери. И жизнь для нас важнее денег".

После подведения итогов конкурса члены жюри поделились своими впечатлениями, показали рисунки ребят, прочитали лучшие фрагменты из работ другим ученикам и родителям.

III. Олимпиада по проблеме "Пространство, личности и творчества

А.Г Шнитке" среди учеников 5х, 6х, 7х классов.

Олимпиадные задания представляли собой тестовые вопросы с предложенными вариантами ответов. Однако для выполнения подобных заданий необходимо было прослушать определенные музыкальные фрагменты из сложных инструментальных, вокально-хоровых и театральных произведений композитора (симфонии, концерт, кантаты). Задания касались определения размера, лада, тембра, жанра и других средств музыкальной выразительности, сведений из биографии композитора. При их выполнении необходимы были знания и навыки по предметам сольфеджио, музыкальной литературы, истории и мифологии.


Олимпиада помогла ученикам прикоснуться к сложным произведениям композитора, и это знакомство не оттолкнуло их, а лишь заинтересовало, заставило прислушаться к музыке более внимательно. К примеру, эпизод кантаты «История доктора Иоганнеса Фауста» сопровождался видеорядом, поэтому вопрос о том, какой голос исполняет партию Мефистофеля не вызвал затруднений, ведь ее исполняла женский голос. Или другой пример: Концерт для фортепиано с оркестром открывался интервальной последовательностью, правильный вариант которой необходимо было самостоятельно выбрать.

Практика проведения таких олимпиад позволила убедиться в том, что и сложная музыка композитора доступна для детского восприятия. Продолжать эту практику – значит расширять музыкальный кругозор лицеистов, приобщать их к современной стилистике.

IV. Межпредметный творческий конкурс "Музыка А. Шнитке в художественном фильме "Сказка странствий" потребовал значительно больше времени. Художественный полнометражный фильм продолжался около 2 часов, поэтому конкурс занял не один день, а задания конкурса затрагивали разные предметы музыкально-эстетического цикла: музыкальную литературу, сольфеджио, живопись. Поэтому конкурс проходил в несколько этапов

Первый этап конкурса: просмотр фильма и работа над таблицей:

№/№

Сцены фильма, связанные с музыкой

Характер музыки и средства музыкальной выразительности: лад, тембр, ритм, регистр, динамика и т.д.

1.

Сцена Рождества

Праздничная, радостная, мажор, тембр флейты, верхний регистр, …

2.

Сцена похищения

Таинственная, тревожная, минор, барабаны, низкий регистр, тихо, …


3.







4.







Этот этап был рассчитан на быстроту реакции детей на фильм и музыку, его сопровождавший. При оценивании работ учитывалась не точность и логичность построения фраз, а емкость названий сцен-эпизодов и количество слов – средств выразительности, а также эмоциональная оценка музыки.

Второй этап конкурса включал задания по курсу сольфеджио:


  1. Написание музыкального диктанта на одну из главных музыкальных тем фильма («темы странствий»).

  2. Прослушивание вариантов звучания «темы странствий», определение изменений в звучании темы по ходу развития сюжета.

  3. Сочинение собственных вариаций на «тему странствий».

Результаты данного этапа суммировались с оценками предыдущих заданий.

Третий этап: творческая работа - домашнее сочинение – рассуждение о фильме или рисунок на сюжет понравившегося эпизода фильма. Свободная форма высказывания позволила наиболее полно раскрыть ученикам свои мысли, свой взгляд и свое отношение. Прозвучали искренние размышления о вечных ценностях, о добре и зле, о справедливости, сострадании, о мечтах и фантазиях. Так в рисунках появился и страшный дракон, и ветхая повозка, и мрачное подземелье, и чудесный полет.

И все-таки главный итог – не в этом. То, что создали ребята – это настоящее творчество. Не надо искать дополнительной литературы, не надо «качать» информацию с Интернета или просить помощи у мамы. Только самостоятельно, только своей душой, и своим сердцем можно увидеть, услышать и передать словами свои ощущения и эмоции, свое «Я». В этой возможности самореализации, самовыражения и есть «концертный принцип» конкурсного движения.