litceymos.ru 1

Колбина Ирина Александровна,

инструктор по физической культуре

муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 16 «Малыш»

г. Омутнинска Кировской области


ЭССЕ «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА!?»


«Вся наша жизнь - игра…» - эта театральная фраза проста и известна. Но она заставляет задуматься: «Так ли это?»

Очень часто вспоминаю своё детство. Время, когда стала школьницей. Помню свой первый голубоватый портфель с буквами и карандашами на карманах, большие белые банты на тоненьких косичках, кружевные манжеты с воротничком и праздничный белый фартук с крылышками… И свою первую учительницу Светлану Викторовну. Именно её я изображала, играя с младшей сестрой в школу. Я усаживала сестричку за стол и учила читать и писать. В это время она была самой послушной и старательной девочкой, примерной ученицей в школьной форме. А я превращала свои косички в пышные локоны, надевала мамины туфли и красный палантин, чтобы стать доброй, красивой и умной учительницей. Мы обе уходили в игру: брали в руки мел, указку, и, конечно же, журнал с оценками. Двойки я не ставила: ведь их не любила моя сестра, но их также не любила и моя первая учительница. Светлана Викторовна старалась их никому не ставить, а терпеливо и настойчиво пыталась нас чему-то научить. И я с таким же терпением, как и она, занималась со своей сестрой и даже научила её читать и писать. Игра в школу сделала нас дружными и заботливыми. А ещё эта игра определила мой профессиональный выбор.

И вот я воспитатель! Переступив порог детского сада, я увидела добрые, бескорыстные детские глаза и в какой-то момент осознала, что буду работать педагогом. Я могу многое дать детям, помочь познать наш современный мир с множеством правил и закономерностей, который зачастую является загадкой и для взрослого человека. Считаю, что игра - это оптимальный вариант для решения этой проблемы, так как для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра. Но, к сожалению, у современных детей все меньше и меньше времени остается, чтобы поиграть. Каждодневные занятия, «кружки», организованная деятельность лишают их этой возможности. А мы, взрослые, стали забывать, какое огромное влияние на развитие ребенка она оказывает. Еще П.Ф. Лесгафт говорил, что «игра дает ребенку дорогу в большой непознанный мир». А моя задача, как педагога, сделать эту дорогу яркой, красочной и незабываемой и вернуть детям право на игру.


Истоки игры уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутником человека с незапамятных времен, в ней культуры разных народов, их сходство и огромное многообразие. В игре древние ребятишки, подражая взрослым, учились охотиться, рыбачить, заботиться о своем жилище, в играх они обретали жизненный опыт. Также и современные дети в игре приобретают навыки, присущие взрослым. «В игре детей есть часто смысл глубокий, » - писал И. Ф. Шиллер, а Б. Дорис в своей книге «Жила-была девочка, похожая на тебя» напоминает взрослым: «Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры по существу могут быть приравнены к работе и учебе».

Некоторые взрослые (педагоги и родители) недооценивают значимость игры, считают её лишь детской забавой, но где как не в игре ребенок учится правилам поведения, честности, проявляет инициативу, творчество, способность к пониманию и уважению, проигрывает жизненные ситуации. В игре ребенок учится жить.

Общаясь с педагогами-наставниками, я слышу, что дети стали другими, с ними стало сложнее работать… И это правильно: мы живём в современном обществе, наш мир не стоит на одном месте, он постоянно развивается. А наши дети словно «губка» впитывают всё происходящее вокруг них. Вот и игра современных детишек стала уже совсем другой. Если раньше мы и наши родители играли во дворах в «казаки-разбойники», прыгали на скакалках, гоняли мяч, то современное поколение предпочитает коллективной подвижной игре – индивидуальную. Решение этой проблемы я вижу в том что, надо всего лишь встать на позицию ребенка и пересмотреть свои взгляды на его воспитание и развитие, помочь организовать ребенку игровое пространство и оказать поддержку в игровом взаимодействии.

С момента моей игры «в школу» прошло много времени, и вот я наблюдаю, как играют современные дети. Играя вместе с ними, незаметно для самой себя, я становлюсь их «учеником»: учусь у своих воспитанников безбоязненно идти навстречу непознанному, учусь открытому взгляду на мир, учусь открывать для себя новые горизонты и жить в нашем меняющемся мире, становлюсь мудрее. Игра помогает мне стать принимаемой в детском сообществе, интересной, привлекательной и понятной для них, помогает стать частичкой мира детства и почувствовать себя счастливым человеком!

Вся наша жизнь – игра… Я – дочь, сестра, коллега, подруга, жена…

Вся наша жизнь - игра…? Каждый выбирает для себя: быть ему пешкой или игроком. Судьба пешки зависит от мастерства игрока. Так не лучше ли играть самому?