litceymos.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов»


КЛАСС ИНФУЗОРИИ,

ИНФУЗОРИИ ТУФЕЛЬКИ


Учитель биологии

Кузнецова Маргарита Николаевна


Цель: - познакомить с многообразием простейших, их общими признаками;

- показать особенности строения и процессов жизнедеятельности инфузории-туфельки как наиболее сложноорганизованного простейшего по сравнению с обыкновенной амебой;

- продолжить формирование умения самостоятельной работы.


Оборудование: таблица «Тип простейшие», микроскопы, пробирки с культурой, предметные стекла, пипетки.


Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Повторение изученного материала.


На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми представителями простейших животных. Давайте вспомним о них, что уже знаем.

Индивидуальная работа учащихся у доски


1 задание: нарисовать и обозначить органоиды амебы.

2 задание: зарисовать эвглену, обозначить ее основные части строения.


Работа с классом. Беседа.

- Какие классы типа Простейших вы знаете? (Класс Корненожки. Класс Жгутиковые)

- Назовите основных представителей этих классов. (Амеба обыкновенная, Эвглена, Вольвокс)

- Чем отличается эвглена от амебы? (Эвглена имеет постоянную форму тела; передвигается с помощью жгутиков; имеет светочувствительный глазок; наличие хлоропластов)

- В чем их сходство? (Имеют малые размеры; состоят из одной клетки, но клетка – целостный организм)

Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данного животного:

а) ученому-систематику; б) врачу-практику?

Двойное название животных ученому-систематику указывает на принадлежность к определенной группе животных, а врачу-практику на ту роль, которую данное животное оказывает на организм человека.



  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом типа Простейших. Это класс Инфузории. Типичным представителем этого класса является туфелька.

- Среда обитания и внешнее строение туфельки.

В иле на дне прудов с загрязненной водой, где встречается амеба, и эвглена, можно обнаружить быстроплавающее простейшее длиной 0,1-0,3 мм. По форме напоминает туфлю, отсюда и ее название – туфелька. Впервые инфузорию – туфельку обнаружили в воде, настоянной на травах. Давайте посмотрим, что собой представляет инфузория – туфелька.


Самостоятельная работа с использованием натуральных объектов «Строение и поведение инфузории – туфельки»

  1. Приготовьте микропрепарат: капните на предметное стекло с помощью пипетки из пробирки каплю воды, положите несколько волокон ваты.

  2. Положите приготовленный препарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите. Какую форму имеет это простейшее? Как передвигается?

  3. Наблюдение запишите в тетрадь.


Вывод: Инфузория сохраняет постоянную форму тела благодаря тому, что наружный слой ее цитоплазмы плотный. Тело покрыто ресничками, похожими по строению на жгутики эвглены и вольвокса. С помощью своих ресничек инфузория движется очень быстро. Плавает она тупым концом вперед.


- Внутреннее строение инфузории.

Учитель: Теперь мы познакомимся с внутренним строением инфузории – туфельки.

Работа с учебником. Откройте рисунок № 8 учебника. Рассмотрите внутреннее строение туфельки.

Вопрос: В чем усложнение строения туфельки по сравнению с другими простейшими? (Она имеет 2 ядра, 2 сократительных вакуоли, «Рот», «Глотку», порошицу).

Запись в тетрадь

Давайте поострим, как происходит пищеварение у туфельки? Найдите в 5 параграфе статью «Питание», прочитайте и запишите, как поэтапно происходит пищеварение.



- Дыхательная система, выделение.

Учитель: Органами выделения являются 2 сократительные вакуоли. Вода и вредные продукты жизнедеятельности собираются по проводящим каналам в сократительные вакуоли и выливаются. Размеры меняются. Вакуоли сокращаются попеременно через 20-25 сек. Дышит растворенным в воде кислородом.


- Размножение.

Вы уже знаете, что инфузории имеют 2 ядра. Ядра выполняют разные функции, но одно из них принимает участие в размножении. Найдите в тексте параграфа 5, какое ядро участвует в размножении? (малое ядро участвует в деление)


- Раздражимость (сообщение учащегося)

Инфузории так же, как и амебе свойственна раздражимость. Туфельки чувствительны к электрическому току, к поваренной соли – плывут прочь от нее. Напротив, углекислый газ их привлекает. У них есть осязательные реснички. Раздражимость – это ответная реакция на изменение внешних условий.


  1. Закрепление

- Заполните таблицу

Название частей Амеба Эвглена Туфелька

  1. Оболочка

  2. Цитоплазма

  3. Специальные

органоиды

движения

Пищеварит.вакуоль

Сократ. вакуоль

Хлоропласты

Клеточный рот

Порошница


- Диктант

Выпишите цифры по порядку, вслед за которым даны сведения:

1 в. – о туфельке

2 в. – об амебе

3 в. – о вольвоксе


  1. Форма тела непостоянная

  2. Форма тела постоянная

  3. передвигается при помощи многочисленных ресничек тупым концом вперед.

  4. Передвигается при помощи ложноножек.

  5. Питается бактериями, мельчайшими водорослями.

  6. Питается растворенными в воде органическими и минеральными веществами. В питании принимают участие хлоропласты.
  7. Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляется через поверхность тела и сократительную вакуоль.


  8. Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляется через 2 сократительные вакуоли.

  9. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

  10. Пищеварительных вакуолей не образуется.

  11. При неблагоприятных условиях превращается в цисту.

  12. В цитоплазме одно ядро.

  13. В цитоплазме два ядра – большое и малое.


Домашнее задание. Оценки за урок.

Параграф 5, зарисовать инфузорию.