litceymos.ru 1

Тема: «Введение. Знакомство с мастерской и инструментами».

Медиаурок «Технология»

Преподаватель: Речкина Татьяна Викторовна

Предмет: Технология обработки металла

Продолжительность занятия: 90 мин

Класс: пятый

Образовательное учреждение: Томская область, г. Стрежевой, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Авторский медиапродукт: презентация из слайдов (среда POWER POINT)

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных посо­бий.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, инструменты.

Структура презентации:

слайда

Содержание слайда

1

Тема урока

2

Цели урока

3

Что такое технология

4

Технология

5

Задание

6

Знакомство

7

Правила поведения и безопасной работы в мастерских

8

Столярный верстак

9

Слесарный верстак


10

Тиски

11

Инструменты

12

Игра

13

Определите назначение

14

Игра

15

Заключение

16

Конец урока

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:


  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала, эффективность выполнения упражнений увеличивается в несколько раз)

  3. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций).

План урока:

Части - блоки урока

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Время

реализации

1. Организационный момент: приветствие, вступительное слово учителя

1 минута

2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.


1 минута

3. Изучение нового материала:

  • Что такое предмет технология

10минут

Закрепление материала, что такое технология

5 минут

Изучение нового материала:

  • Знакомство

  • Правила поведения в мастерской

  • Инструменты

35 минут

Игра

10 минут

Закрепление материала инструменты

10 минут

Игра

10 минут

Заключительная часть

3 минуты

Уборка рабочих мест.

5 минут

Задачи урока:

1.Образовательные

  • Ознакомить учащихся с мастерской,

  • Ознакомить учащихся с видами инструментов, назначением и применением,

2.Развивающие

3. Воспитательные

  • воспи­тывать у учащихся чувство ответственного хозяина,

  • прививать на­выки рационального использования материалов,

  • способствовать развитию логического мышления и памяти,

  • бережное отношение к природе.

Ход урока

Слайд «Тема урока»


Организационная часть

Проверить по журналу явку учащихся

Познакомиться.

Вводный инструктаж

Сообщить тему урока: «Введение. Знакомство с мастерской и инструментами».

Слайд «Цели урока»

Сообщить цель: Узнаем что за предмет Технология, ознакомимся с мастерской, раскроем какие инструменты бывают, назначение и применение.

Изучение программного материала.

Слайд «Что такое технология?»

Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Предметная область «Технология» включает в себя несколько направлений учебной деятельности, они различны для мальчиков и девочек. У мальчиков это столярное и слесарное дело, электротехника, у девочек - обслуживающий труд.

Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. Каждую новую тему, усвоенную из объяснений учи­теля и с помощью учебника, нужно будет закрепить в памя­ти, полученные знания и умения - проверить на практике.

Технология для мальчиков изучает определенные способы обработки древесины и металлов, а также процессы, происходящие при этом. На уроках технологии ты научишься столярному и слесарному делу, овладеешь различными способами обработки материалов, основы электротехники, приобретешь навыки ухода за одеждой, предметами быта. Научитесь изготовлять из этих материалов полезные изделия.

На таких уроках у детей воспитывается потребность не только любить, но и собственноручно обустраивать свой дом, создавая в нем уют и радуя близких своим вкладом в быт семьи.

Уроки технологии помогут развить эстетический и художественный вкус, трудолюбие.


Все свои изделия, которые ты выполнишь на занятиях данной предметной области «Технология», ты сможешь продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках.

Слайд «Технология»

Технология это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолеты, пирожки и телевизоры? Человек создает вещи не просто так, а чтобы удовлетворять свои потребности. Если человеку нужна пища, чему он научился? (ловить рыбу, возделывать зерно, печь хлеб). А защита от не погоды? (использовать пещеры, рыть землянки, строить дома)

И так под технологией мы понимаем человеческую деятельность, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучения этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Слайд «Задание»

Прочитайте перечисленные ниже понятия, подумайте и определите, какие из них относятся к миру природы, а какие к миру технологий: вода в реке, тепло в квартире, тепло от солнца, дождь, поливальная установка, телефон, эхо, рыба в море, рыбные консервы, природные пещеры, землянки, трава в лесу, береза, древесина, доска, фанера, сталь, чугун, рельсы, шпалы.

Уроки технологии - это отдельные занятия для мальчиков и девочек, поскольку у каждой группы свои цели и задачи, своя специфика работы. Поэтому коллектив на уроках технологии - это группа мальчиков твоего класса. Каждый из вас обладает какими-то определенными талантами и способностями. Кто-то хорошо учится, кто-то изумительно вышивает или пилит. Давайте познакомимся с вами.

Слайд « Знакомство»

И так давайте познакомимся и узнаем, что вы умеете делать.

Задание на листочках написать ответы на вопросы.

Как зовут тебя?

Что ты умеешь делать?

Какие инструменты ты знаешь?

Какими инструментами ты работал?

Где ты работал этими инструментами?


Слайд « Правила поведения и безопасной работы в мастерских»

1) Приходить на занятие в спецодежде (фартук и нарукавники или халат).

2) Иметь при себе рабочую тетрадь и дневник, ручку, карандаш, лас­тик и другие принадлежности для выполнения записей и графических работ.

3) Занимать и оставлять рабочее место только с разрешения учителя. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.

4) Прежде чем изготавливать изделие, нужно получить у учителя заготовку и указания к выполнению работы.

5) Перед выполнением задания надо проверить состояние ра­бочего места, наличие и исправность инструментов. Работать можно только исправными инструментами. При обнаружении любых недостатков и неисправностей со­общать о них учителю.

6)Бережно относитесь к инструментам, оборудованию и мате­риалам. Инструменты и приспособления следует хранить отдельно и располагать вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить, обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагаются ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

7) Использовать инструменты строго по назначению. Нельзя пробовать пальцами острые кромки режущих инст­рументов.

8) В случае ранения, а также при недомогании нужно немед­ленно обращаться за помощью к учителю.

9) На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

10) Задание нужно выполнять аккуратно и в указанный срок, бережно, экономно использовать материалы.

11) После завершения работы необходимо очистить инстру­мент, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.

12) Верстак необходимо беречь от попадания на него влаги, клея, краски, лака.

13) На крышке верстака не должно быть порезов, царапин, следов от ударов.


14) 3акончив работу, верстак и тиски следует очищать щеткой, сметкой от опилок, стружек, пыли.

Слайд «Верстак столярный»

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место.

Рабочее место для обработки древесины оборудуется столярным верстаком, стулом.

Столярный верстак состоит из:

1 – основание;

2 – крышка;

3 – отверстия под клинья;

4 – лоток;

5 – передний зажим;

6 – задний зажим;

7 – выдвижные или поворотные пальцы


Слайд «Верстак слесарный»

Слесарный верстак является основной частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают различных конструкций.

Слесарный верстак состоит из: 1 – основание; 2 – подвесное сиденье; 3 – слесарные тиски; 4 – крышка

5 – защитная сетка; 6 – столярный зажим; 7 – подставка для технической документации


Слайд Тиски»

Как называется инструмент для закрепления заготовок?

Они состоят:

1 -ходовой винт

2 –неподвижная губка

3 –подвижная губка

4 –опорная плита

5 –рукоятка


Слайд «Инструменты»

Для ручной обработки изделий из древесины и металла применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления.

Дрель Карандаш Киянка Кусачки Линейка Наждачная бумага Напильник Ножницы по металлу Ножовка по металлу Отвертка Пила Плоскогубцы Рашпиль Рубанок Сверло Стамеска Станок Транспортир Угольник Циркуль Чертилка Шаблон Штангенциркуль Щетка Молоток Тиски Лобзик


Записываем инструмент и назначение.


Слайд «Игра»


  • Задание:

Поднимается инструмент, а учащийся должен назвать его название.

  • Правила:

Называют по очереди инструменты, при этом не подсказывают соседу.

Если ученик затрудняется в ответе, то он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.


Слайд «Определи назначение»

Задание. Определите, к какой категории инструментов относится каждый изученный инструмент: к режущим, измерительным или вспомогательным

Режущие

Измерительные

Вспомогательные



















Слайд «Игра»

  • Задание:

Поднимается инструмент, а учащийся должен назвать его название, назначение и к какой группе относиться: режущий, измерительный или вспомогательный.

  • Правила:

Называют по очереди инструменты, при этом не подсказывают соседу.

Если ученик затрудняется в ответе, то он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Заключительная часть

Слайд «Заключение»

  • И так что мы сегодня узнали?

  • Что такое Технология?

  • Какие бывают инструменты?

  • Что нужно соблюдать в мастерской?
  • Что вам понравилось или не понравилось на уроке?

Слайд «Конец урока»

Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Домашнее задание: тетради, повторить тему, выучить правила.