litceymos.ru 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кулагинская средняя общеобразовательная школа»


Основные проблемы учителя

Круглый стол


Подготовила: зам директора по УВР

Кирьякова Лариса Валентиновна


2012-2013 у.г.


Цель:
Стимулировать педагога на активный поиск решений возникающих на уроке проблем.

Задача:

1.Познакомить с проблемами, возникающими на уроке.

2.Показать возможные выходы из проблемных ситуаций.

3.Создать условия для формирования коллектива

Целевая аудитория: педагоги

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, 4 листа ватмана, толстые маркеры (по числу участников), бейджики с именами, листочки с названиями подарков, полоски бумаги (А4 на 4 части), скотч, ножницы, репродукции картин: «Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»


Ход круглого стола



Ход обсуждения

время

оборудование

1

Приветствие.

Тема сегодняшнего круглого стола «Основные проблемы учителя». Прежде чем приступить к обсуждению, хотелось бы узнать, что вы ждете от сегодняшнего обсуждения. Для этого я приготовила для вас листочки со словами

«Я надеюсь узнать…»,

«Я не хочу делать…»


- Постарайтесь быть максимально четкими в своих предпочтениях и желаниях - это наша цель.

( По окончании работы склеить полоски в два полотна «Я надеюсь узнать…», «Я не хочу делать..» и повесить на доску)




7

Листки

Скотч

Черные маркеры


1.Слайд с темой семинара

2. слайд

Я надеюсь узнать

Я не хочу делать

2

- Спросите вашего соседа, что он написал.

- Как вы не знаете имени? Давайте познакомимся (каждый представляется)

- А как меня зовут (ФИО)? Я не представилась? Меня зовут Кирьякова Лариса Валентиновна


5


3 слайд ФИО

3

- Итак, одна из первых проблем, с которой сталкивается учитель обозначилась.

Проблема: Учитель и ученики не знают друг друга. Чем занимается ученик в свободное время, его хобби.

Решение: Представиться и познакомиться

(учителя представляются, рассказывают о себе)


5

4.слайд

У-У не знают друг друга

4

- Чтобы от нашей встречи остались приятные воспоминания, давайте скажем друг другу комплименты и сделаем подарки.

По цепочке. Я начинаю: « Вы сегодня прекрасно выглядите. Я хочу подарить вам «Уважение»».

Все принимают участие.

Остаются карточки «врагов, долги, провал, зависть, ненависть».

- Почему вы не подарили эти подарки,?….

- Какие подарки вы хотите получить от ваших учеников, а что вы им готовы подарить?

5

Карточки подарки с надписями:

Любовь учеников, счастье, здоровье, успех, уважение, взаимопонимание, нежность, везение, удачу, хорошее настроение, преданность, врагов, долги, провал, зависть, ненависть


5

- Давайте попробуем определить вторую проблему.

Проблема – психологический климат на уроке.

ВЫВОД 2: Создавайте зону психологического комфорта на уроке

1

5.слайд подарок


6

- Замечательно. Мы познакомились, мы наладили благоприятный психологический микроклимат. У нас есть цель и задача. Чтобы решить все ваши проблемы необходимо знать, как составить план урока. Открываем тетради, пишем.

(читать монотонно).

Через несколько минут диктовки спросить: «Вам интересно? Вы это ожидали от сегодняшнего круглого стола? Сможет взрослый записать эту лекцию и высидеть урок? А ученик?»

Показываем количество листов, на которых написана информация о плане –конспекте урока. «Вы готовы записать все, что здесь написано?»

( Подводим к выводу о мотивации)

(предполагаемые ответы – мы это знаем, далеко от практики, скучно)

- «А ваши ученики будут что-нибудь делать, если им скучно? А вы знаете, когда наступает порог утомляемости?»

  • критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %


Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - 25 минута урока


3 - 34 минута урока

4 - конец урока


8

Приложение 1

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


6.Слайд критические точки


7 слайд кризисы внимания



7

- Попробуем сформулировать следующую проблему.

Проблема – недостаток мотивации у учеников, или низкий порог мотивации

ВЫВОД: Необходима мотивация.


1

8 слайд слабая мотивация

8

- Давайте разделимся на группы и нарисуем словесный портрет

Каждая группа выбирает одну иллюстрацию и создает на ватмане словесный портрет.

Я – Учитель - 1 группа


Мои Ученики - 2 группа


Мой урок- 3 группа


МОИ проблемы на уроке - 4 группа


Листы вывесить на доску. Обсуждение результата, вывод




Листы бумаги

9.слайд

Портрет учителя, ученика

Знак «стоп»





- Посмотрите на эти известные картины и

найдите здесь своих учеников и свой урок. Поднимите руку кто выбрал картину …( и т. д)


Идеи:

«Девятый вал» - вы чувствуете себя на уроке как во время шторма, вы на плоту или ваши ученики


« Опять двойка» - ваши ученики двоечники, вы ставите только двойки, потому что домашнее задание не сделано


«Три богатыря» - вы чувствуете себя уверенно, как богатыри,

«Переход Суворова через Альпы» - ваши ученики готовы пойти за вами, как солдаты за Суворовым в Альпы, они высоко мотивированы,



«Устный счет» - ваши ученики все заняты делом на уроке,

«Взятие снежного городка» вы штурмуете или вас штурмуют


10


Картины («Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»




Итак, Место, где Вы реализуете себя как учитель, и называется уроком. Именно сюда Вы приходите с надеждой и волнением.

Одна из таких "вечных" проблем, с которой Вы наверняка встречаетесь, заключается в том, что в одном классе окажутся дети с очень разным уровнем подготовки, способностей и мотивации в учёбе. Бесперспективное занятие - стремление обучить всех одинаково хорошо. Это всё равно невозможно, а, теряя понапрасну время, Вы не сможете нормально обучить и достаточно перспективных учеников.

10







Проблема: можно ли обучить всех одинаково хорошо ?

ВЫВОД: Обучить всех одинаково хорошо – заведомо бесперспективное занятие. Я не Сизиф, Сизиф не я.

1

10.слайд

Обучить всех одинаково хорошо?




Что же делать?


5

11.Слайд





В ЫВОД: делим класс на активных и пассивных и загружаем всех работой. Какая проблема решается одновременно с решением проблемы обучения? Да ДИСЦИПЛИНА!!!

1

12.слайд

дисциплина





Закон здесь один: все ученики класса должны всегда быть заняты какой-то работой, не имея возможности заниматься чем-либо помимо учебной деятельности. Работая с каким-то одним учеником класса, никогда не забывайте об остальных.

К сожалению, время, отведенное на круглый стол, подходит к концу.


7

13.Слайд закона






Подведем итог. Листы на доске анализ по схеме «Что узнал» «Что я делал для этого»

10

14 слайд Я узнал

Я делал




Анализ открытых уроков









Приложение 1

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

(рекомендации к составлению)

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы-конспекты уроков..


План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик :


ТЕМА : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../.. : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА : определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - комбинированный урок, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.


ЦЕЛЬ УРОКА : ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока Вами и Вашими учениками. Как правило имеет образовательный характер.

ЗАДАЧИ УРОКА : выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.).Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА : пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:



п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

2


3

4

1










2












ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:



этапа

Работа учителя, ссылки

Работа ученика, ссылки

1

2

3

1







2








В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие: - организационный этап,


- этап проверки домашнего задания,

- этап контроля и всесторонней проверки знаний,

- этап подготовки к усвоению нового материала,

- этап усвоения новых знаний,

- этап закрепления новых знаний,

- этап первичной проверки понимания нового материала,

- этап повторения пройденного материала,

- этап обобщения и систематизации новых знаний,

- этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

Слово “ссылки” в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и других литературных источников. Эти номера Вы проставляете во второй и третьей колонках таблицы после текста в полном соответствии с теми номерами, которые Вы присвоили своим чертежам и литературе в двух последующих разделах конспекта: РИСУНКИ... и ЛИТЕРАТУРА.

РИСУНКИ И СХЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИЙ : в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикумов, принципиальные схемы электрических цепей, чертежи к рассматриваемым задачам - все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти экспериментальную часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2,...). Именно на эту нумерацию следует ссылаться при включении, например, нескольких демонстраций в этап раздела ХОД УРОКА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту план-конспекта там где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои план-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках [1,3].

Подпись УЧИТЕЛЯ : в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно- кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.