litceymos.ru 1



Пояснительная записка


Программа по химии составлена на основе программы О.С.Габриеляна для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы О.С.Габриелян построил курс изучения химии на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается на первом году обучения (8 класс), глубоко изучается фактический материал на основе укрупнения дидактических единиц. В 9 классе продолжается изучение химии элементов и водится краткий курс органической химии. В 10 классе изучаются важнейшие органические соединения. В 11 классе обобщаются и углубляются знания по общей химии.

В представленной (модифицированной) программе сохраняется логика изучения материала. Изменения касаются последовательности изучения вопросов и времени на их изучение (в пределах выделенного лимита времени) и химического эксперимента: увеличено число лабораторных и практических работ – за счет резервного времени.

Программа рассчитана на 68 часов в основной (8 - 9 классы) - (2 часа в неделю);- базовый уровень.

В старшей школе (10 -11 классы) программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю); -базовый уровень


Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе

Программа под редакцией Габриеляна О.С. для общеобразовательных учреждений М,Дрофа,2010г.

Автор учебника : Габриелян О.С.Дрофа, 2010г

Количество часов в году: 68

Дата



Тема

Измерители










Вещество -6 час










1

Введение. Предмет химии. Вещество.

Лаб.р.1. Описание вещества

Описание физических свойств вещества

Различение понятий «тело» и «вещество»







2.

Практическая работа 1. Техника безопасности.

Химическая посуда

Правила техники безопасности







3

Превращения веществ

Лаб.р.2. физические и химические явления

Различение понятий «физическое явление» и «химическое явление» .Химическая реакция.







4

Химический алфавит. Знаки химических элементов

Знать знаки 10 элементов, различать металлы и неметаллы







5

Периодическая система химических элементов.

Малые и большие периоды, группы и подгруппы. «Координаты элементов»: As, Ta, Pm. Md, Zn, Ca







6

Химическая формула. Индекс Относительная молекулярная масса. Закон постоянства состава

Умение читать формулу. Умение по русскому тексту составить формулу вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле


























Атомы химических элементов -10 час










1(7)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер

Определять число протонов, нейтронов, электронов в атомах и «адреса» атомов







2(8)

Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов – (изобары).

Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов

Определить число протонов, нейтронов и электронов в изотопах:

35Cl 37Cl 40K 39 K







3(9)

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов № 1-20

Составлять схемы строения электронных оболочек элементов № 1-20







4(10)

Периодическая система и строение атома

Изменение свойств металлов и неметаллов в периодах и группах







5(11)

Ионы. Ионная связь

Узнавать ионную связь, писать схемы образования ионной связи







6(12)

Ковалентная неполярная связь

Писать схемы образования ковалентной неполярной связи для двухатомных молекул : H2 , O2 , F2 , Cl2 , N2







7(13)

Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь

Записывать схемы образования молекул бинарных соединений – неметаллов







8(14)

Металлическая связь

Записывать схемы образования металлической связи







9(15)

Систематизация и обобщение знаний об элементах –металлах и неметаллах, о видах химической связи

Лаб.р.3. изготовление моделей молекул с разным видом химической связи










10(16)

Контрольная работа № 1. атомы химических элементов











Простые вещества 7 час
















1(17)

Классификация веществ. Простые вещества – металлы. Такие разные металлы

Лаб.р 4. коллекция «Металлы»

Физические свойства металлов. Аллотропия . «Адрес» металла в периодической системе




2(18)

Простые вещества - неметаллы

22 – из 110, Аллотропия, найти «Адрес», М r для O2 ,O3




3(19)

Количество вещества

Формулы нахождения количества вещества. Моль. Число Авогадро




4(20)

Молярная масса вещества

Вычисления по формулам




5(21)

Молярный объем газообразных веществ

Расчеты с использованием понятий «Моль, молярная масса, молярный объем»




6(22)

Упражнения по расчетам, обобщение знаний.








7(23)

Контрольная работа № 2 Простые вещества










Cоединения химических элементов -12 час







1(24)

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды

Номенклатура бинарных соединений. Находить ст.ок по формуле и названию соединения и составление формул по названию с использованием понятия ст окисления




2(25)

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения

Лаб р. 5. образцы оксидов

Определение оксидов.

Расчеты с использованием формул оксидов




3(26)

Основания . лаб.р. 6 окраска индикаторов в щелочной среде

Определение оснований (гидроксидов)

Расчеты с использованием формул оснований




4(27)

Кислоты

Лаб.р.7. Окраска индикаторов в кислой среде

Состав, названия и классификация кислот




5(28)

Соли – как производные кислот и оснований

Лаб.р. 8. Образцы солей

Состав и название солей

Расчеты с использованием формул солей




6(29)

Урок - упражнение

Умения составлять, узнавать формулы классов неорганических соединений




7(30)

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток

Связь между типом кристаллической решетки и типом химической связи




8(31)

Чистые вещества и смеси

Однородные и неоднородные смеси




9(32)

Практическая работа 2.

Очистка загрязненной поваренной соли

Научиться выделять чистое вещество




10-11

(33-34)

Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доли примеси.

Расчеты, связанные с понятием «доля»

Решать задачи с применением формул:

= m в-ва/ m раствора = m в-ва/ m смеси

= Vв-ва/ Vсмеси




12(35)

Контрольная работа № 3. Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам










Изменения, происходящие с веществами -9 час







1(36)

Физические явления

Перегонка (дистилляция) , кристаллизация (выпаривание),фильтрование, отстаивание




2(37)

Химические реакции

Практическая раб.№ 3.Признаки химических реакций

Признаки и условия протекания хим реакций. Экзо –и эндотермические реакции




3(38)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Индексы и коэффициенты




4(39)

Практическая раб.№ 4. Типы химических реакций

Реакции: соединения, разложения, обмена, замещения




5 (40)

Урок-упражнение

Прогнозировать продукты реакции

Переходы:S→SO2 →H2SO3 P→P2O5→H3PO4 Ca→CaO→Ca(OH)2





6-7

(41-42)

Расчеты по химическим уравнениям

Расчеты с использований понятий «моль, молярная масса, молярный объем, доля, %»




8(43)

Обобщение и систематизация знаний по теме







9(44)

Контрольная работа № 4. Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям










Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов -20 час







1(45)

Растворение как физико-химический процесс

Лаб.р.9. растворение безводной CuSO4

Пользоваться таблицей растворимости




2(46)

Электролитическая диссоциация

Электролиты, неэлектролиты. Химическая связь. Классификация электролитов




3(47)

Основные положения ТЭД

6 положений ТЭД. Правила диссоциации кислот, солей, щелочей





4(48)

Ионные уравнения реакций

Лаб.р. 10. Реакции, идущие до конца

Запись полного и сокращенного ионного уравнения




5-6

(49-50)

Кислоты в свете ТЭД

Лаб.р.11. Свойства кислот на примере соляной и серной

На основе свойств кислот уметь писать краткие ионные уравнения по молекулярным и наоборот




7-8

(51-52)

Основания в свете ТЭД

Лаб.р.12. Реакции щелочей и нерастворимых основан.

На основе свойств оснований уметь писать краткие ионные уравнения по молекулярным и наоборот




9-10

(53-54)

Соли в свете ТЭД

Лаб.р.13. Свойства солей

На основе свойств солей уметь писать краткие ионные уравнения по молекулярным и наоборот




11(55)

Оксиды

Лаб.р.14. свойства оксидов на примере CaO , CO2

Классификация оксидов и их свойства




12(56)

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Генетические ряды металлов и неметаллов





13(57)

Обобщение и систематизация знаний по теме







14(58)

Контрольная работа № 5 Теория электролитической диссоциации







15-16

(59-60)

Классификация химических реакций.

Окислительно-восстановительные реакции

Степени окисления простых и сложных веществ




17-18

(61-62)

Упражнения в составлении ОВР

Уравнивать ОВР методом электронного баланса




19(63)

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР







20(64)

Обобщение знаний по ОВР







1-2

(65-66)

Практическая работа № 5– 6 Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов

Знать качественные реакции на катионы и анионы




3(67)

Итоговая контрольная работа







4(68)

Портретная галерея великих химиков






Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе

Автор программы О.С.Габриелян «Дрофа» , 2010

Учебник : О.С.Габриелян.Химия.9 класс, 2010 г

Количество часов -68 (2 часа в неделю)

Дата



Тема

Измерители







Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 4 часа







1-2

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева

План характеристики элемента металла (неметалла). Типы химической связи. ОВР.




3

Переходные элементы

Лаб.р.1. Получение гидроксида алюминия (цинка), изучение его свойств

Амфотерность. Переходные элементы




4

Периодический закон и периодическая система химических элементов


Периоды большие и малые, группы и подгруппы.

Атомы. Изотопы.







Тема 1. Металлы – 15 час







5

Положение металлов в периодической системе и особенности строения атомов металлов. Физические свойства металлов

Восстановители. Металлическая химическая связь, кристаллическая решетка металлов. Век бронзовый, медный, железный




6

Сплавы

Лаб. р.2. Изучение коллекций сплавов

Бронза, сталь, чугун, латунь,дюралюминий, припой




7

Химические свойства металлов

Лаб.р.3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди

Написать взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами, солями




8

Металлы в природе. Общие способы их получения

Металлургия: пиро-, гидро-,электрометаллургия




9

Общие понятия о коррозии металлов


Защита от коррозии. Почему алюминий нельзя скреплять медными заклепками



10


Общая характеристика элементов главной подгруппы первой группы

Взаимодействие щелочных металлов с кислородом, галогенами, серой, водой. Соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды




11

Соединения щелочноземельных металлов

Щелочи, NaCl, Na2CO3 , NaHCO3 ,

K→ KOH → KCl . калийные удобрения




12

Общая характеристика элементов II A группы

Щелочноземельные металлы: Ca , Sr , Ba , Ra

Их химические свойства




12

Соединения щелочноземельных металлов

Лаб.р. 4. взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой

Составить уравнения возможных реакций между CaO и CO2 , H2O , HCl , NaOH , Al2O3 ,Na2SO4 , CuCl2 , CuO




13

Алюминий, его физические и химические свойства

Лаб.р.5. коллекция алюминий

Алюмосиликаты, боксит, корунд, глинозем




14

Соединения алюминия

Лаб.р.6. получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств

Реакции амфотерного гидроксида с кислотами и щелочами


15


Железо , его физические и химические свойства

Лаб.р.7. взаимодействие железа с соляной кислотой, сульфатом меди

Строение атома железа ; реакции железа с галогенами, серой, кислородом, водой, солями, щелочами




16

Соединения железа

Лаб.р.8. Качественные реакции на катионы Fe+2 и Fe+3

Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3




17

Практическая раб.№ 1. Общие химические свойства металлов







18

Контрольная раб. № 1. по теме «Металлы»










Тема 2. Неметаллы - 24 час







19-20

Общая характеристика элементов - неметаллов

Э.О., озон, аллотропия, состав воздуха




21

Общая характеристика галогенов

Окислители




22

Соединения галогенов

Лаб.р.9. Реакция KJ с хлорной водой (р-р отбеливателя «Белизна»).

Обнаружение хлорид-анионов в морской воде (морская соль для ванн)


Качественная реакция на хлорид-ионы.


Хлороводород, соляная кислота, хлориды




23

Сера, ее физические и химические свойства

Аллотропия, ОВР




24

Оксиды серы: IV , VI

Кислотные оксиды




25

Серная кислота и ее соли

Лаб.р.10. Качественная реакция на сульфат-ионы

3 стадии производства серной кислоты

Реакции конц и разбавл.серной кислоты с металл




26

Азот и его свойства

ОВР




27

Аммиак и его свойства

Ион аммония. Донорно-акцепторная связь




28

Соли аммония. Лаб.р.11. Качественная реакция на ион аммония

Диссоциация солей аммония




29

Азотная кислота и ее свойства

Получение азотной кислоты из азота и аммиака




30-31

Соли азотистой и азотной кислоты.

Лаб.р.12. коллекция «Азотные удобрения», Качественная реакция на нитрат-ион


Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью




32

Фосфор , его свойства

Аллотропия : белый и красный фосфор




33

Соединения фосфора

Лаб.р.13. «Фосфорные удобрения», Качественная реакция на фосфат-ион

Оксиды, соли, фосфорная кислота




34

Углерод

Алмаз,графит, активированный уголь, адсорбция




35

Оксиды углерода II , IV

Угарный газ, углекислый газ, «сухой лед»




36

Карбонаты

Лаб.р.14. Коллекция «Мрамор», Качественная реакция на карбонат - ион

Карбонаты, гидрокарбонаты, минеральная вода




37

Кремний

Лаб.р.15. Коллекция «Силикаты» , «Стекло, фарфор, керамика»

Кварц, силикаты, алюмосиликаты




38

Силикатная промышленность

Производство стекла, фарфора, цемента




39

Обобщение по теме «Неметаллы»


Подготовка к практической и контрольной работе




40

Практическая раб.№ 2. Получение аммиака и изучение его свойств







41

Практическая раб.№ 3 Получение углекислого газа и изучение его свойств




42 Контрольная раб. № 2 по теме «Неметаллы»







Тема 3. Органические вещества - 10 час







43

Предмет органической химии

Лаб.р.16.Образцы природных и синтетических веществ

Теория строения Бутлерова




44

Алканы . химические свойства и применение алканов

Лаб.р.17..Изготовление молекул алканов

Названия 10 алканов, типы реакций: замещения, горения, разложения, изомеризации




45

Алкены , химические свойства и применение

Двойная связь. Реакции присоединения

Полимеризации


46


Понятие о спиртах

Этанол, метанол, глицерин, этиленгликоль




47

Понятие об альдегидах и карбоновых кислотах

Лаб.р.18.Взаимодействие уксусной кислоты сZn, MgO, Cu(OH)2 ,Na2CO3

Альдегидная, кислотная группы

Уксусный альдегид. уксусная кислота. Стеариновая кислота




48

Понятие о сложных эфирах. жиры

Этерификация. Сложные эфиры




49

Понятие об аминокислотах и белках

Реакция поликондесации. Роль белков




50

Углеводы

Лаб.р.19. Качественная реакция на крахмал с йодом

Глюкоза, крахмал, целлюлоза




51

Полимеры природные и синтетические

Лаб.р.20. Образцы полимеров

Реакция поликонденсации




52

Обобщение знаний по органической химии

Генетическая связь между классами




53

Практическая раб.№ 4 Индентификация органических веществ










Тема 4.Повторение и обобщение курса химии основной школы – 7 час







54

Периодический закон и строение атома







55

Строение вещества – типы химических связей







56

Строение вещества- типы кристаллических решеток







57

Типы химических реакций в неорганической химии







58

Типы химических реакций в органической химии







59-60

Классы химических соединений в свете ТЭД







61

Итоговая контрольная работа за год







62-68

Резервное время





Календарно-тематическое планирование уроков химии в 11 классе



11 класс. Общая химия. 34 часа (1 час в неделю)

Дата



Тема

Измерители







Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. 3 ч







1-2

Основные сведения о строении атома

Протоны, нейтроны, электроны.

Орбиталь, S, p –орбитали. Уметь писать заполнение электронных оболочек элементов IV иV периодов.





3

Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Лаб.р.1.Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек

Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны.







Тема 2. Строение вещества. 14 ч







1 (4)

Ионная химическая связь

Лаб.р.2. Моделирование кристаллических решеток ионного типа

Катион, анион. Классификация ионов.Ионные кристаллические решетки.


2-3(5-6)


Ковалентная химическая связь

Электроотрицательность. Полярность связи . Диполь. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки




4 (7)

Металлическая химическая связь

Водородная связь

Особенности строения атомов металлов

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь




5 (8)

Полимеры.

Лаб.р.3.Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон

Пластмассы :термопласты и реактопласты.

Волокна: природные и химические




6(9)

Газообразное состояние вещества

Молярный объем газов. Газовые смеси (воздух, природный газ). Загрязнение атмосферы (SO2, NO2)




7 (10)

Практическая работа 1. Получение водорода и опыты с ним.

Уметь выполнять эксперимент, отчет




8 (11)

Практическая работа 2. Получение кислорода, этилена и опыты с ними.

Уметь выполнять эксперимент, отчет






Практическая работа3. Получение углекислого газа, аммиака и опыты с ними.


Уметь выполнять эксперимент, отчет




9 (12)

Жидкое состояние вещества

Лаб.р.4-5.Испытание воды на жесткость. Ознакомление с минеральными водами

Вода . Минеральные воды. Жесткость воды. Жидкие кристаллы.




10 (13)

Твердое состояние вещества

Аморфность вещества




11 (14)

Дисперсные системы

Лаб.р. 6.Ознакомление с дисперсными системами

Эмульсии, суспензии, аэрозоли, гели и золи




12-13 (15-16)

Состав вещества и смесей

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Расчеты с понятием «доля»:

1)массовая – доля элемента в соединении;

2)доля компонента в смеси – доля примесей;

3)объемная доля; 4) доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.




14 (17)

Контрольная работа № 1. Строение вещества










Тема 3. Химические реакции. 8 ч







1 (18)

Классификации реакций

Лаб.р 7.Реакция замещения :Fe+ CuSO4


Zn+HCl

Лаб.р.8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Лаб.р.9 Разложение H2O2 с помощью MnO2


Аллотропия, изомерия. Реакции соединения, разложения, обмена, замещения, ОВР, эндо-и экзотермические, обратимые и необратимые




2 (19)

Обратимость химических реакций

Химическое равновесие, правила смещения его. Научные основы производства на примере синтеза аммиака (серной кислоты)




3 (20)

Роль воды в химической реакции

Лаб.р. 10. Химические свойства воды

Истинные растворы. Электролиты и неэлектролиты. Реакция гидратации.




4-5 (21-22)

Гидролиз органических и неорганических соединений

Лаб.р.11. Различные случаи гидролиза.

Уметь составлять уравнения гидролиза солей, сложных эфиров




6 (23)

Окислительно-восстановительные реакции

Лаб.р.12. Химический хамелеон-

Na2SO3 + KMnO4 в нейтральной среде

Na2SO3 + KMnO4 в кислой среде

Na2SO3 + KMnO4 в щелочной среде

Степень окисления. Определение с.о. по формуле.

Восстановление, восстановитель

Окисление, окислитель




7 (24)

Электролиз

Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия.




8 (25)

Контрольная работа № 2. Химические реакции










Тема 4. Вещества и их свойства. 9 ч







1 (26)

Металлы

Уметь составлять реакции : Ме + Cl, +S, + O2, + кислота, + соль

Щелочные и щелочноземельные МЕ + H2O

Фенол + Na , этанол + Na




2 ( 27)

Коррозия металлов

Химическая и электрохимическая коррозия. Защита от коррозии. Уметь предсказать процесс коррозии металла




3 (28)

Неметаллы

Галогены + Ме, + Н2, .Реакции немеет с более электроотрицательными немеет и окислителями




4 (29)

Кислоты органические и неорганические

Лаб.работы:

13) к-та + индикаторы

14)) соляная, уксуная кислота + металлы

15)соляная, уксусная кислота + основания

16)соляная, уксусная кислота + соли

Общие свойства кислот и особые- азотной и концентрированной серной кислот





5 (30)

Основания неорганические и органические

Лаб.р.17. Получение и свойства нерастворимых оснований

Реакции : основания + кислоты, +кислотные оксиды, + соли. Разложение нерастворимых оснований.




6 (31)

Соли.

Лаб.р.18. Ознакомление с образцами солей

Знать представителей и значение солей : хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли);

Гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли);

Гидроксокарбонат меди – малахит (основная соль)




7 (32)

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Генетический ряд металла

Генетический ряд неметалла

Особенности генетического ряда в органической химии




8 (33)

Практическая работа № 4.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-,карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа +2 и+3.

Качественные реакции на глицерин, фенол, альдегиды, белки.




9 (34)

Итоговая контрольная работа