litceymos.ru 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 200

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА


Исследовательская работа по теме:

«Инновационные технологии развития познавательного

интереса и творческой активности учащихся

на уроках биологии»


Выполнила: учитель биологии

Бялик Юлия Владимировна


г. Белогорск

2008-2009 гг.


План:

Введение


  1. Теоретическое обоснование.

    1. Определение понятий познавательный интерес и творческая активность.

    2. Классификация методов активизация познавательных интересов и творческой активности.

    3. Активизация познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии.

  2. Исследование учащихся 6-11 классов МОУ СОШ № 200

    1. Выявление отношения учащихся к современным техническим средствам обучения.

Заключение



Введение


В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией.

Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках биологии таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.


Существует достаточно много работ освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся, в том числе и на уроках биологии.

Поэтому я поставила перед собой цель
: выработать собственные методы и приемы, способствующие активизировать познавательный интерес и творческую активность на уроках биологии.

Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:


  1. изучить теоретический и методический материал по теме;

  2. исследовать отношение учащихся к техническим средствам обучения;

  3. наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий.

При работе над данным исследованием использовались следующие методы:

- теоретический (анализ литературных источников);

- диагностический (выявление отношения учащихся к современным ТСО);

- графический (построение диаграмм по результатам исследования).


1. Определение понятий познавательный интерес и творческая активность

«Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.


В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:


  • активный поиск;

  • догадка;

  • исследовательский поиск;

  • готовность к решению задачи.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.


2. Классификация методов активизации познавательных интересов

Распространённой классификацией методов обучения по источнику получения знаний, являются:

  • словесные (источником знаний является устное или печатное слово);

  • наглядные (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

  • практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Сегодня широкое распространение получила классификация методов обучения, которая построена, исходя из характера познавательной деятельности учеников. В её состав входит пять методов: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский и проблемное изложение.

Объяснительно - иллюстративный метод


Его назначение - обеспечение процесса усвоения школьниками готовой информации. Деятельность учителя при использовании данного метода осуществляется по следующему плану:


  1. сообщение ученикам фактических, сведений;

  2. объяснение причинно-следственных связей;

  3. раскрытие сути общих понятий или закономерностей

В ходе осуществления этих этапов с целью обеспечения наглядности применяются различные средства обучения. К достоинствам рассматриваемого метода относится то, что учитель имеет возможность точно спланировать ход урока, отобрать наиболее яркий дополнительный материал, излагать свои мысли максимально последовательно. Недостатком метода является отсутствие возможности активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Из дидактики известно, что процесс обучения происходит эффективно при условии, что активизируется мышление учеников. Это может происходить в процессе совместного решения задач, самостоятельного поиска выхода из проблемной ситуации, т.е. тогда, когда между классом и учителем осуществляется обратная связь. Объяснительно-иллюстративный метод не предоставляет такой возможности, поскольку активная роль в обучении принадлежит учителю.

Данный метод используется мной на уроках. Позволяет раскрыть исторические вопросы биологии, сложные материалы по теме: «Обмен веществ», «Сцепленное наследование с полом» и многие другие вопросы.

Репродуктивный метод

Используется с целью обучения школьников применять знания и умения в знакомой им учебной ситуации. Отличительной чертой метода является то, что учитель организует самостоятельную деятельность учеников, предлагает такие задания, алгоритм выполнения которых им известен. Выполнение заданий такого рода, как правило, связано с использованием типовых планов или инструкций.

В курсе школьной биологии формирование общих понятий осуществляется за счет их постепенной детализации и уточнения. Например, понятие "клетка" в мышлении учеников уточняется по мере изучения клетки, сначала учащиеся представляют себе клетку как маленький «кирпичик», но составную часть живого. Затем их знания накапливаются, и они узнают о ней как едином целом, об органеллах, затем об их строении и функциях. И у них выстраивается логическая цепочка о том, что представляет собой клетка.


Репродуктивный метод, в отличие от объяснительно-иллюстративного, предполагает активную работу учащихся в процессе обучения. Однако их мыслительная деятельность ограничена типовым планом. Следовательно, мышление школьников становится регламентированным.

Частично-поисковый метод.

Его цель — приобщение учеников к творческой деятельности. Метод предусматривает использование знаний умений в незнакомой учебной ситуации. Деятельность учителя заключается в сообщении школьникам задания и последующем разделении его на несколько вопросов или заданий, которые будут являться этапами на пути достижения главной цели.

Данный метод очень помогает учащимся при подготовки рефератов, сообщений, при практических заданиях.

В ходе этой работы учащиеся систематизировали имеющиеся знания и за счёт этого вышли на качественно новый для себя уровень знаний. Таким образом, частично- поисковый метод повышает познавательную активность школьников.

Исследовательский метод

Главная его цель: побуждение учеников к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Деятельность учителя при использовании этого метода заключается в подборе и формулировке задания, для выполнения которого школьникам не хватает имеющихся знаний. Тем самым создаётся ситуация поиска, когда ученики ощущают конфликт между содержанием задания и собственным арсеналом и практическим опытом. Их деятельность будет заключаться в самостоятельном творческом поиске данных, необходимых для решения учебной задачи. В процессе поиска учащиеся будут приобретать новые знания и умения.

Например: Учитель предлагает школьникам задание: « Составить таблицу калорийности, сравнить её с существующей шкалой калорийности. Сформулировать вывод как ваш тип питания влияет на здоровье?». Выполняя это задание, ученики не только знакомятся со статистическими материалами, калорийности. Но и анализируют свои данные. Данные анализа смогут послужить предпосылкой для объективного прогноза. В ходе выполнения задания ученики получают новые для себя знания, видят связь с жизненными ситуациями.


Но, исследовательский метод может успешно использоваться в том случае, когда школьники владеют определёнными умениями работать самостоятельно, понимают, как осуществляется процесс поиска. Это значит, что исследовательский метод может базироваться только на предыдущих методах.


Проблемное изложение

Цель этого метода: приобщение к процессу научного рассуждения. Проблемно излагая материал, учитель тем самым показывает образец решения проблемы. Его деятельность заключается в том, что он сам формулирует проблему и объясняет ход своих мыслей. Деятельность учеников при этом направлена на знакомство с этапами проблемы и их осознанием.

Например, при изучении темы: «Папоротники. В начале урока ставится вопрос: «В чем отличие папоротников от мхов, по строению?» И на это вопрос ученики должны ответить в конце урока.


3. Активизация познавательного интереса и творческой активности на уроках биологии

Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные коммуникативные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках биологии должна иметь практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?

Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы.


Образовательные модульные системы:

●открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам.


● обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения за счет вариативных электронных учебных материалов.

● является электронным образовательным ресурсом.

В соответствии с Федеральной программой развития образования, разработаны модули различных предметных областей и размещены на открытых образовательных порталах.

Учебный курс, ОМС, как правило, включает не менее трех модулей: теоретический, практический, итоговый.

Информационный модуль:

К каждому модулю дается описание, из которого видно, что он соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта. Модуль совпадает с темой учебного предмета. Используется при изучении нового материала. Например: данный модуль позволяет узнать, что органы их системы – это основа существования и работы организма животного организма, как единого целого.

Каждый модуль начинается с оглавления, что позволяет выяснить, какие вопросы рассматриваются в нем. В конце урока на экран выводится вывод по данной теме урока, который озвучивается.

Практический модуль:

● Позволяет отрабатывать практические и теоретические навыки учащихся.

● Кроме того, учитывая, что не все школы имеют современное материально-техническое обеспечение, модули позволяют выполнять практические и лабораторные работы, без оборудования.

● Кроме практических заданий, существует программа–тренажер, которая позволяет проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

Контрольный модуль:

Включает разнообразные задания, например:

1) на знание определений и понятий.

2)работа с рисунками и схемами.

3)работа с кроссвордом, филлвордом.

Что же дает модульное обучение для учащихся?

Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.


Возможности учителя при использовании модульного обучения:

● Формировать познавательную активность учащихся;

● Формирование практических умений и навыков у учащихся, при отсутствии современного материально-технического обеспечения;

● Экономия рабочего времени.

Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через модули, то задача учителя состоит в том, четко сформулировать дидактические цели модуля.

ОМС в настоящее время мной используются, что позволяет заменить традиционную модель обучения.

Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкций: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы.

Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках биологии средствами информационных технологий.

Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение вариационной кривой; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.), а без знания информатики это не возможно.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Можно использовать частично-поисковый метод. При этом использовать различные информационные средства на электронных носителях. Например:


  • электронные энциклопедии, словари и определители;

  • интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилла и Мефодия»;


  • интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;

  • набор электронных тестов, кроссвордов;

  • проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;

  • интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.

Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Примером таких игр может послужить игра урок – игра (КВН), по теме: «Основы генетики». «Биологический абордаж» в форме вопросов и ответов.

Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – «Кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?». «Кто ответит быстрее на вопрос?».

Также для активизации познавательного интереса в своей работе использую различные виды заданий:

● Задания на понимание содержания учебной информации (что представляет собой объект изучения);

● Задания на тренировку памяти (на воспроизведение терминов, фактов, фрагментов учебной информации).

Например: По теме: «Основы генетики»

● Задания на определение понятий:

Повожу в форме биологического диктанта в различных формах:

А) определение→ понятие;

Б) закончите предложение…;

В) установите соответствие;

Г) заполните пропуски в предложениях.

Для проверки понятий использую:

Б) в виде дидактикой карточки, на которой написаны следующие вопросы: «Что такое?» «Кто такой?» «Где?», что также позволяет определить степень усвоения материала, или закрепить полученные знания.


● Задания на репродуктивное применение знаний (на выполнение по инструкции практической работы, решение по образцу задачи, объяснение факта в рамках известного аппарата действий):

А) лабораторная работа, как правило, носит частично поисковый характер, и подразумевает под собой анализ статистических показателей, например по теме: «Наследственная генотипическая изменчивость». Л/р «Построение вариационной кривой».

Б) Решение задач по теме: по генетики можно сказать, что такие моменты позволяют обеспечивать интегрированный подход в обучении.

● Задания на ближний перенос знаний в новой ситуации.

Например: по теме «Обмен веществ», составить свою шкалу калорийности питания. Или по теме: «Пульс, давление», подсчитать свой пульс, при различных условиях.

● Задания творческого характера:

Например: 1) составить опорный план-конспект по любой теме, но это приемлемо только для старших классов.

2) или визитную карточку, какого либо семейства, при рассмотрении темы: «Двудольные, однодольные растения».

● Задания проблемного характера:

Постановка проблемного вопроса при изучении нового материала. «Как происходит определение пола? От чего это зависит?, при рассмотрении темы: «Сцепленное наследование генов».

● Задания на закрепление полученных знаний: в виде тестовых заданий, которые включают в себя разноуровневые задания.



  1. Исследование учащихся 6-11 классов МОУ СОШ № 200.

4.1. Выявление отношения учащихся к современным техническим средствам обучения.

Для выявления отношения учащихся к современным ТСО была составлена анкета, данная анкета включала пять вопросов. Она позволила мне определить значимость, технических средств обучения на уроках биологии и географии.

  1. Считаете ли вы применение ТСО эффективным?

Многие учащиеся отметили что да, считают эффективным, например: в среднем звене 82%, в старшем звене 97%.



  1. Считаете ли вы необходимым применение ТСО на каждом уроке?

Большой процент учащихся ответили «Да». В среднем звене 52%, в старшем звене 63%. Но учащиеся 7 и 11 класса отметили, что это лишнее.



3. Считаете ли вы, что применение ТСО дает возможность получить более глубокие знания?

Во всех классах отметили что ТСО позволяют получать знания, лучше понять предмет, и кроме того уроки более интересные, с применением ТСО. В среднем звене 67%, в старшем 92%. Но хотя, есть процент среди учеников,(33% и 8%) которые отмечают, что применение ТСО не позволяет получить, более глубоких знаний.



4.Как часто вы используете Интернет в учебных целях?



По данным диаграммы видно, что большой процент составляет учащихся, которые ответили, что не используют Интернет в учебных целях в среднем звене 55%, в старшем звене 27%. Но также есть ученики, которые используют интернет, часто и процент учащихся используют редко.

Таким образом, видно, что наибольший % пользованием Интернетом приходится на учащихся старшего звена.



  1. Что вы можете предложить по использованию ТСО?

  1. Установить новые компьютеры, интерактивные доски.

  2. Использовать Интернет – технологии на уроках.
  3. Установить веб - камеры для общения (кабинет английского языка).


  4. Установить тренажер - тестов для подготовки к ЕГЭ.

  5. Применять ТСО на каждом уроке (презентации, просмотр виде фильмов на уроках истории, литературы).



Заключение

Информационные технологии – это инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.

Так, на современном этапе развития образовательного процесса все большую актуальность приобретает использование информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности. Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Компьютер должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Деятельность учителя на первых двух шагах организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.


Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

Весьма важным аспектом методической работы в школе является формирование проектной культуры ученика. Проектирование стимулирует ученика к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развиваться.

Участие учащихся в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы. Это есть результат данного аспекта.

В обучении биологии, на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по биологии, творческую и познавательную активность учащихся.