litceymos.ru 1

Секция №9. «Краеведческий и экологический туризм»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИСТОРИИ ЧЕРНОРЕЧЬЯ

Курицина Татьяна Николаевна

(г. Нижний Новгород, муниципальное образовательное учреждение лицей №180, 11в класс)

Поселеннова Д. В., учитель истории, муниципальное образовательное учреждение лицей №180

Все основные события на земном пути православного чернорецкого, да и не только чернореченского, жителя вершились в церкви. Рождался – его крестили, женился – венчали, каялся в грехах – причащали. Умирал человек – над ним совершали обряд отпевания.

Церкви Чернорецкой, Гнилицкой и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный округ Балахнинского уезда. По списку церквей Нижегородской епархии 1911 года значились храмы в чернореченских селах Гнилицы, Горбатовка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря был обращен в приходский вместо сгоревшего.

История чернореченского Благочиния очень интересна, а на данном этапе, когда Церковь снова стала частью повседневной жизни большинства россиян знать церковную, проваславную историю родного края просто необходимо, ну или, по крайней мере, желательно.

Цель данной работы изучить православную историю Чернореченского региона, самого близкого к Нижнему Новгороду.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать историю чернореченского региона, исследовать историю двух самых крупных монастырских комплексов данного региона- Дудина монастыря и Флоищевой пустыни, исследовать историю приходских церквей и храмов данного региона.

На территории, которую раньше, еще столетие назад, называли Черноречьем, расположено огромное количество церковных, храмовых и монастырских комплексов и история каждого храма, каждой церкви, каждого монастыря очень интересна. Большинство из них играли значительную роль в православной жизни всей Нижегородской земли. Судьба их во многом одинакова. Строились они в основном на деньги прихожан и меценатов, разрушены были, или бездействовали, или использовались как хозяйственные постройки во времена советской власти, а востановленны в период с 1995-2007 год.


Многие их храмовых комплексов восстанавливаются до сих пор (Дудин монастырь), так как были разрушены основательно и теперь необходимо вложить много времени и сил на исправление допущенных некогда ошибок.

Некоторые комплексы, как например Дзержинский, строятся с нуля, и это говорит о многом. О многом говорит и тот факт, что простые прихожане стараются помочь восстановить памятники православной старины, видя в них не только духовные центры, но и памятники истории и культур региона.

Все эти факты указывают на возрождение культурной, духовной, православной жизни народа, а это просто необходимо в современных условиях и реалиях жизни.