litceymos.ru 1


Использование новых педагогических технологий на уроках географии


В своей учебной деятельности я использую некоторые элементы новых педагогических технологий, которые я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Я расскажу про две технологии, которые наиболее мне близки – это здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии – физкультминутки

на уроках географии.

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их успеваемости.

За счет использования приемов реализующих здоровьесберегающие технологии поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.


  • Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки”.

  • Мировой океан

Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

  • «Стороны горизонта»

  • Вытягивая руки, учащиеся показывают стороны горизонта, ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.

  • «Воображаемое путешествие».

  • Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза.

  • «Лови ошибку географа».

  • Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

  • «Географическая цепочка»

  • Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже названного города, и так далее.



Игровая технология на уроках географии.

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные? 
Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с игровыми технологиями.

Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. 

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. 

Игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.


Географические загадки использую при изучении различных тем, например: 
Карты в нем одна к одной 
Сшиты в типографии. 
Он теперь всегда со мной – 
Гид по географии. ( Атлас.) 

Много дней в горах подряд 
Снег идет и сыплет град, 
Слой осадков тех велик, 
И зовут его… ( Ледник.) 

На ноге стоит одной 
Крутит-вертит головой. 

Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. ( Глобус.) 


Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии:





Во время проверки домашнего задания играем в игру «Спрятанное сокровище». Если ребенок ответил на вопрос по домашнему заданию, он имеет право назвать место, обозначенное условным знаком на топографической карте, например, холм, лес, овраг и т.д. Когда все вопросы заканчиваются, один из участников поиска, находит сокровище, а сокровищем является новая тема.

Применяю в работе ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ НА ВНИМАНИЕ, когда ребята должны найти ошибки. Например:

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,


А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)


С "Ч" - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С " Л" - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Туча - Тула.)

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.