litceymos.ru 1

Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Вторая младшая группа

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы


Критерии оценки

I. Уровень знаний о ближайшем окружении.

Игра «Четвертый лишний».

Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель раскладывает предметные картинки по принци­пу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю кар­тинку и объяснить почему.


      1. балл - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.

      2. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с по­мощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуатив­ной речью, жестами.

      3. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал).




II. Уровень сформированности умений устанавливать

простейшие связи между воспринимаемыми предметами

и явлениями.


1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птич­ка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).


Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображе­нием бабочки сложить картинки с изображением природы.

2.Дидактическая игра «Разложи картинки».

Материал: предметные картинки с изображением мебели,

посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.


  • А теперь скажи, из чего сшито платье?

  • Из бумаги, дерева или ткани?

  • А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.

    1. балл - ребенок затрудняется группировать и классифици­ровать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

    2. балла - ребенок выполнил задания с незначительной по­мощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо зна­комые предметы.

    3. балла - ребенок легко справляется с заданиями, правиль­но обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.


III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.


1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (ба­бушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

  • Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

  • Что делает бабушка?

  • Дедушка?

  • Остальные?
  • Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?


  • С кем ты живешь?

2.Беседа по вопросам.

  • Попробуй вспомнить название города, в котором ты жи­вешь.

  • Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?

  • Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?

И т. п.


1балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города.

2балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отве­чает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города.

3балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает назва­ние своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б



РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценок

I. Уровень знаний о некоторых домашних животных.


1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна встав­лены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку домик с закрытыми ставен­ками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.Например:

- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

2. Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребе­нок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, со­бака - щенок), фланелеграф.

Содержание диагностического задания: Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детены­шей животных, просит найти взрослое животное - маму. Например:


  • На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.

  • Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш поте­рялся.

  • Как зовет детеныш коровы свою маму?

  • А лошади? И т. п.




    1. балл - ребенок не справляется с заданием.

    2. балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.

    3. балла - ребенок правильно называет всех домашних жи­вотных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картин­ку с детенышем и называет его.




II. Уровень первоначальных знаний о диких

животных и их отличительных особенностях.


Дидактическая игра «Кто где живет?».

Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить живот­ных. Ребенок под картинкой с изображением леса должен разло­жить диких животных, под картинкой с изображением домика - домашних. После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в ле­су и назвать их одним словом (дикие).Затем педагог просит ребенка назвать отличительные осо­бенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).


  1. балл - ребенок не справляется с заданием без помощи взрослого.

  2. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Затрудняется назвать отличи­тельные особенности.

  3. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Называет отличительные осо­бенности внешнего вида знакомых животных.




III. Уровень сформированности элементарных представ­лений

о хороших и плохих поступках.


1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений.

2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Содержание диагностического задания:

Предшествующая беседа.

  • Чем поливают цветы? (Водой.)

  • Из чего поливают цветы? (Из лейки.)

  • Где мы будем брать воду?

  • Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)

Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимо­сти оказывает помощь.

Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением не­обходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.


1балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется.

2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружаю­щей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно.

3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планиро­вать свою деятельность.


Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б




РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

I. Словарный запас ребенка.

1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их на­звать.

-А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

-Что это? Затем показывает картинки предметов одежды и просит на­звать одним словом.

-Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

  • Покажи носик у чайника.

  • Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы И т. п.

2.Дидактическое упражнение «Каждой вещи своё место».

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку внимательно рассмотрет картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция. «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья».


3.Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Показ сюжетных картинок с изображением частей суто] Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы:


  • Когда мы играем?

  • Когда мы кушаем?

  • Что мы делаем ночью?




    1. балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не раз­личает существенные детали и части предметов. Путает назва­ния частей суток.

    2. балла - все предметы называет правильно, определяя на­значение предмета, но не называет обобщающего слова. Пра­вильно различает и называет контрастные части суток с помо­щью наводящих вопросов.

    3. балла - все предметы называет правильно, определяет на­значение предмета; понимает, различает и называет существен­ные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Разли­чает и называет части суток.







стороны речи

1.Дидактическая игра «Чего не стало?».

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

2.Упражнение«Прятки».


1балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.



II. Уровень сформированности грамматической.


Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:Воспита тель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.Например: в шкаф, за спину и т. д.


3. Дидактическая игра «Кто это?». Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.



2балла - ребенок правиль но употребляет в речи имена су­ществительные в форме ед. и мн. чис­ла, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употреб­ляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги.

3 балла - ребенок правиль но употребляет в речи име на су­ществительные в фор ме ед. и мн. чис­ла, обозна чающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

III. Уровень развития связной речи.


            1. Б е с е д а по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания:

Например:

  • Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

  • Тебе она нравится?

  • Кто нарисован на картинке?

  • Что делают дети? И т. д.

    1. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, ис­пользуя фигурки настольного театра.


1балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсцени ровке сказки. Ребенок договари­вает за взрослым отдельные слова.

В-ль. Жили-были дед и ...

Ребёнок. Баба.

В-ль.И была у них курочка

Ребёнок. Ряба.


2балла - в речи преиму щественно простые пред ложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незна­чительной помощью взрос лого, соблюдая логичность и после­довательность.

В-ль. Жили-были ...

Ребёнок. Дед и баба.

В-ль.И была у них...

Ребёнок. Курочка Ряба. 3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользу­ется простыми нерас пространенными предложе ниями и пред­ло жениями с однородными членами.Инс ценирует отрывки из знако мых сказок, соблюдая ло гичность и последователь­ность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б


РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы


Критерии оценки

Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.

Дидактическое упражнение «Один, много, ни од­ного».

Содержание диагностического задания: Воспита тель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:

  • на одной много игрушек,

  • на второй - одна,

  • на третьей - ни одной.

Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).


    1. балл - ребенок не справился с заданием, даже после наво­дящих вопросов.

    2. балла - ребенок допустил одну ошибку.

    3. балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.


Уровень знаний об эталонах величины и их использо­вании


1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».

Материал: полоски разного цвета и разной длины - «шарфики».

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть полоски.

Инструкция.Определи длину полоски способом наложения.

  • Какая длиннее (короче)?

  • Назови цвет полосок (шарфиков).

  • Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.

2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».

Материал: елочки, разные по высоте.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Про­сит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения.


    1. балл - ребенок не справился с заданием даже при актив­ной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже», «вы­ше», «длиннее», «короче».

    2. балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.

    3. балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух пред­метов длинный - короткий, высокий - низкий.




III. Уровень представлений о форме.


Дидактическая игра «Найди домик».

Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньше­го размера.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треуголь­ник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.



1балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого.

2балла - ребенок допустил одну ошибку.

3балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник

IV. Ориентировка в пространстве.


Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик, морковка. Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку. Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:

  • возьми морковку в правую руку;

  • переложи морковку в левую руку;

  • подними морковку вверх;

  • опусти вниз;

  • спрячь морковку за спину;

  • положи ее перед собой;

  • подними над головой;

  • положи под стул. И т. п.




    1. балл - ребенок не справился с заданием даже после наво­дящих вопросов.

    2. балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх - вниз, впереди - сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.

    3. балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх - вниз, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Высокий уровень - 10-12 б.

Средний уровень - 6-9 б.

Низкий уровень - 4-5 б