litceymos.ru 1

Инструкция к вертолету ESKY Honey Bee

Начальный курс подготовки пилота

Прежде чем брать в руки пульт радиоуправления, крайне необходимо получить представление о том, как вертолёт летает, двигается, и как им управлять. В вертолётах с фиксированным углом атаки лопастей винта по традиционной схеме есть четыре элемента управления: скорость двигателя (throttle), поворот вокруг вертикальной оси/рыскание (yaw), тангаж/наклон вперёд-назад (pitch) и крен/наклон вправо/влево (bank).

Существует несколько режимов управления, при которых джойстики на пульте привязываются к определённым действиям. Нам понравился "Режим 2/Mode 2", когда левый джойстик на пульте управляет скоростью двигателя и поворотом вокруг вертикальной оси, а правый - тангажем и углами крена. Ниже описан как раз "Режим 2" управления вертолётом.

1. Скорость двигателя (Throttle).
Скорость двигателя задаётся вертикальным перемещением левого джойстика. Её увеличение при движении джойстика вверх заставляет вертолёт подниматься, а при снижении скорости двигателя при движении джойстика вниз вертолёт садится.

http://rtoy.ru/../images/honeybe2.jpg

2. Поворот вокруг вертикальной оси (Yaw).
Угол поворота вокруг вертикальной оси задаётся горизонтальным перемещением левого джойстика. Увеличение или уменьшение скорости рулевого винта заставляет вертолёт поворачиваться влево или вправо.

  http://rtoy.ru/../images/honeybee_yaw.jpg

3. Тангаж/наклон вперёд-назад (Cyclic Pitch, Elevator).
Тангаж задаётся вертикальным перемещением правого джойстика. Изменение угла наклона несущего винта вперёд/назад заставляет вертолёт двигаться вперёд или назад.

http://rtoy.ru/../images/honeybee_pitch.jpg


4. Крен/наклон вправо-влево (Cyclic Bank, Aileron).
Крен задаётся горизонтальным перемещением правого джойстика. Изменение угла наклона несущего винта влево/вправо заставляет вертолёт двигаться влево или вправо.

http://rtoy.ru/../images/honeybee_bank.jpg

Подключение питания вертолёта

Первое, что нужно сделать, чтобы вертолёт оторвался от земли, - это зарядить его источник питания: литиево-полимерный аккумулятор. Зарядным устройством очень легко пользоваться. Подключите его к розетке электросети и вставьте в него аккумулятор. Красный индикатор сигнализирует о том, что подаётся питание. Пока аккумулятор заряжается, будет гореть или мигать зелёный индикатор. Примерно через 45 минут зелёный индикатор гаснет. Это означает, что аккумулятор полностью заряжен и готов к работе.

Заряженный аккумулятор следует вставить в вертолёт. У модели Honey Bee он помещается между шасси. Аккумулятор можно перемещать вперёд/назад, его следует установить так, чтобы вертолёт удерживал равновесие в ваших руках и не перевешивался ни вперёд, ни назад. Установите аккумулятор должным образом, но не подсоединяйте к нему никакие провода. Это нужно будет сделать позже.

Установите в пульт дистанционного управления восемь батареек типа AA. Включите пульт и убедитесь, что индикатор питания зелёный. Будьте осторожны, если во время полёта индикатор станет красным. Это означает, что питание заканчивается. Вам ведь не хочется, чтобы батарейки полностью разрядились, когда вертолёт находится в воздухе?

Затем установите регуляторы точной настройки (trims), расположенные рядом с двумя джойстиками на пульте ДУ вертолёта. Рядом с каждым джойстиком на пульте расположено по одному вертикальному (вверх-вниз) и по одному горизонтальному (влево-вправо) регулятору, которые можно настраивать во время полёта вертолёта, чтобы компенсировать нежелательные отклонения. Например, если во время полёта вертолёт начнёт немного закручиваться влево, то можно сместить рулевой регулятор вправо, чтобы скомпенсировать отклонение и облегчить управление.


http://rtoy.ru/../images/honeybee_trims.jpg

В нашем случае мы установили все регуляторы в нейтральное положение прямо по центру. Единственным исключением стал регулятор скорости двигателя, который был смещён вниз.

После установки всех регуляторов в нужное положение последнее, что остаётся сделать перед включением питания вертолёта, - это установить джойстик скорости двигателя в нижнее положение. Если джойстик скорости двигателя и соответствующий регулятор тонкой настройки не будут вместе установлены в нижнее положение, то вертолёт при подаче питания не включится.

Аккумулятор можно подключать к вертолёту только тогда, когда пульт ДУ включён, джойстик и регулятор скорости двигателя установлены в нижнее положение, а все остальные регуляторы - в нейтральное положение. Только тогда можно соединить провода аккумулятора и вертолёта. После этого приёмник на вертолёте поймает сигнал от пульта ДУ (передатчика) и откалибрует себя. В это время на приёмнике вертолёта будет мигать красный индикатор. Когда калибровка успешно завершится, индикатор станет зелёным. Немигающий зелёный цвет индикатора означает, что Honey Bee готов к полёту.

Если индикатор не становится зелёным, значит что-то не в порядке, и вертолёт не будет работать. Вероятнее всего, проблема заключается в том, что аккумулятор был вставлен до того, как был включён пульт ДУ, или вы забыли установить джойстик и регулятор скорости двигателя в нижнее положение перед тем, как подключить вертолёт к питанию.

Даже когда индикатор зелёный, и вертолёт готов к полёту, ещё не время взмывать в небо. Нужно убедиться, что все элементы управления реагируют должным образом.

Предполётная проверка

После того, как аккумулятор заряжен и установлен, нужно провести предполётную подготовку вертолёта. Если что-то не работает, то лучше это обнаружить до того, как вертолёт взлетит, потеряет управление и врежется кому-нибудь в лоб.


Чтобы проверить элементы управления, положите вертолёт на стол так, чтобы несущий винт находился на уровне глаз. Убедитесь, что лопасти винта не достанут до вашей головы, если вы вдруг случайно заставите их вращаться.

Возьмите пульт дистанционного управления (передатчик) и проверьте правый джойстик - тот, который отвечает за угол тангажа и крена. При движении джойстика вправо несущий винт должен наклониться вправо относительно вертолёта. Соответственно, при движении джойстика влево несущий винт наклоняется влево. При движении джойстика вверх несущий винт наклоняется вперёд, а при движении вниз - назад.

Если эти элементы управления работают - прекрасно! А если не работают, то не запускайте вертолёт, так как что-то не в порядке. Иногда элементы управления работают в противоположном направлении, а не так как должны. В этом случае можно инвертировать оси джойстиков с помощью переключателя на пульте ДУ.

Затем перейдём к элементам управления скоростью двигателя и поворота вокруг вертикальной оси. Снимите вертолёт со стола и поместите его на пол с гладкой поверхностью.

Слегка толкните левый джойстик вперёд так, чтобы несущий винт начал медленно вращаться. Осторожно! Не придавайте двигателю большую скорость, иначе вертолёт быстро взлетит вверх.

Если джойстик управления двигателем работает, оставьте несущий винт медленно вращаться и протестируйте поворот вокруг вертикальной оси, сдвинув левый джойстик вправо. Скорость вращения рулевого винта изменится, и вертолёт может повернуть вправо, если поверхность пола достаточно гладкая.

Перемещение этого же джойстика влево даст противоположный результат; скорость вращения рулевого винта изменится, и вертолёт повернёт влево.

Наконец нужно отрегулировать относительное положение лопастей (blade tracking). Для этого придайте двигателю небольшую скорость и посмотрите на концы лопастей винта, когда глаз находится на одном уровне с плоскостью вращения винта. Концы обеих лопастей должны находиться точно на одном уровне. Если один окажется выше другого, то вертолёт будет вихлять во время полёта. Чтобы устранить такую проблему, нужно просто загнуть неисправную пластиковую лопасть так, чтобы обе лопасти оказались на одном уровне.


 http://rtoy.ru/../images/honeybee_tracking.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Если после указанных выше проверок всё работает как надо, то можно начинать полёт, но не очень высоко для начала...

Первые пробы

Вертолёт Honey Bee Mark 3 не относится к тем моделям, которые можно запускать прямо в комнате (если только у вас не пентхаус). Хотя в пустом цокольном помещении или в гараже можно попробовать. Запускать вертолёт на открытом воздухе - лучший вариант, но только в безветренную погоду. Ветер может помешать полёту маленького лёгкого радиоуправляемого вертолёта, такого, как Honey Bee.

Поместите вертолёт на землю и встаньте позади так далеко, насколько позволяет пространство, по крайней мере, на 3 метра. Убедитесь, что кабина вертолёт направлена точно в противоположную от вас сторону. Так вертолётом гораздо легче управлять, потому что, когда вертолёт направлен к вам носом, элементы управления влево/вправо инвертируются, и можно запутаться.

Чтобы лучше прочувствовать вертолёт, нужно выполнить первые пробы. Следует увеличить скорость двигателя до тех пор, пока вертолёт не взлетит на высоту 30-60 см, а затем быстро снизить скорость двигателя, чтобы вертолёт приземлился, пока не поднялся слишком высоко. Многократное повторение таких проб позволит вам почувствовать, как реагирует вертолёт, чтобы в дальнейшем управлять им более уверенно.

Пробы позволяют также определить, нуждается ли вертолёт в калибровке. Например, если во время проб вертолёт поворачивается вправо вокруг вертикальной оси, вы можете компенсировать это путём изменения соответствующего регулятора. В идеале, если двигатель будет работать, вертолёт должен просто красиво зависнуть в воздухе. Такого никогда не произойдёт, чудес не бывает, поэтому всегда придётся производить подстройку во время полёта, но попытайтесь изначально установить все регуляторы как можно точнее.


Если для устранения какой-то более серьёзной проблемы управления регуляторов недостаточно, то, возможно, придётся настроить регулировочные винты на самом вертолёте. В руководстве пользователя подробно описано, как это сделать.

Взлёты и падения

После того, как вы несколько раз выполнили пробы, освоились с элементами управления и прочувствовали вертолёт, вам предстоит испробовать зависание в одной точке на высоте около метра от земли так долго, как только сможете. Осуществить зависание не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что вертолёту нужны постоянные тонкие регулировки управления, чтобы оставаться в воздухе на одном месте.

После того, как ваш вертолёт сможет уверенно зависать в воздухе, настанет время поэкспериментировать с полётом. Поднимите вертолёт на высоту около одного метра, пролетите вперёд пять метров, разверните его, вернитесь назад и приземлитесь. Самое сложное - это управлять вертолётом, когда он летит прямо на вас.

Если вы справитесь с этим, поздравляем: вы новоиспечённый пилот!

Конечно же, стоит упомянуть, что во время практики ваш вертолёт всё равно будет падать. Крушения неизбежны. Время от времени падают даже самые опытные пилоты. Однако повреждения можно минимизировать, если не поднимать вертолёт высоко от земли и выбрать такую местность, где вокруг будет минимум препятствий, в которые может врезаться вертолёт.

Если произошла авария, то вас должен немного успокоить тот факт, что Honey Bee является довольно прочным летательным аппаратом и способен без потерь выдержать несколько ударов.