litceymos.ru 1 2 3 4

Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Хлестаков







Каждый художник по-своему трактует характер Хлестакова. В лёгком и чётком эскизе П.М.Боклевского* подчёркивается воинственная наглость Хлестакова, его стремление казаться хоть на ступеньку выше того положения, которое он занимает. Кок, нелепо взбитый на макушке, вызывающе поднятая голова, вздёрнутый нос и глупые, ничего не видящие глаза. Широко расставленные, будто для прочной опоры, ноги в то же время как будто разъезжаются. Острые жесты рук выражают стремление Хлестакова распространиться во все стороны (вспоминается его фраза: "Я везде, везде"). Художнику благодаря самой манере рисунка удалось передать хвастливую самонадеянность Хлестакова.

В иной манере выполнена акварель Д.Н.Кардовского*.Здесь всё смягчено, неопределённо. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Хлестаков встал в позу, намеренно эффектным жестом он опирается на изящную трость. Другая рука картинно держит головной убор. Иллюстратором осмеяны претензия и неуклюжее франтовство Хлестакова: элегантные перчатки только подчёркивают потёртость, несвежесть его одежды, дурно сшитый фрак. Хлестаков, с его желанием порисоваться, произвести впечатление, как будто спрашивает зрителя: "Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?" Неопределённость выражения, пустота (никакой мысли, даже настроение не отразилось в лице Хлестакова), позёрство - вот главное в Хлестакове, с точки зрения Кардовского. Техника акврели помогает художнику подчеркнуть призрачность, туманность, неопределённость Хлестакова, человека "без царя в голове". Различная трактовка образа художниками-иллюстраторами вскрывает многогранность характера Хлестакова.

Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии "Ревизор"

Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев "Ревизора" и "Мёртвых душ" создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в "Ревизоре" или в "Мёртвых душах", в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии. Волшебный карандаш Боклевского передаёт все оттенки чувств героев. Черты лица, руки, поза, костюм предельно выразительны. Рисунки тоновые, их объёмность достигается плавной растушёвкой. Здесь представлен второй лист этого альбома, на котором во весь рост изображён Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нём старый сюртук, дырявые сапоги. В правой руке Осипа сапожная щётка, а на левую натянут изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина. При каждом взмахе щётки Осип приговаривает: "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..." Грозный Осип, воюющий с сапогом, - остроумная находка Боклевского.

Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". Так появился в 1863 году его знаменитый "Бюрократический катехизис" - пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих. Здесь представлен пятый лист - "Общественные отношения бюрократов"-, изображающий сцену городничего с купцами: "Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские..." Городничий зверем бросается на провинившихся перед ним купцов. Фигура городничего дана в резком движении. Левая рука вытянута, она обличает, указательный палец тычет купца в бороду. Правая рука со сжатым кулаком за спиной. Ещё миг, ещё один разворот плеч, и "почтенные " узнают, как жаловаться на начальство. Купцы, прижатые городничим, явно оробели, головы их опущены. Лишь один из них не обнаруживает раскаяния - купец, стоящий с краю. Он молод, борода, брови, кудри его черны, фигура мощная, атлетическая; он в фартуке, на поясе в чехлах ножи. Это мясник. Он смотрит исподлобья, с трудом сдерживая себя. Эта богатырская фигура, выдвинутая на передний план, целиком принадлежит замыслу художника (её у Гоголя нет) и весьма заостряет содержание сцены.


Работа Боклевского над "Ревизором" не оканчивается и после "Бюрократического катехизиса". Есть две более поздние серии портретов героев "Ревизора" во весь рост - одна контурная, другая объёмная, тоновая. Здесь представлен рисунок из тоновой серии. Это новая трактовка образа городничего. Произнося слова "Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий...", он торжествует, хохочет. Отогнутым большим пальцем левой руки он показывает назад, через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование где-то в глуши. В своём толковании образа городничего Боклевский не повторяет вариант 1858 года. Не благодушие и приятность, а дерзость и наглость выскочки подчёркивает в этом персонаже автор.

Помимо портретов во весь рост Боклевский оставил не менее двух альбомов погрудных изображений героев "Ревизора". Всего за свою жизнь художник создал не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".

(по книге: Т.В.Орлова. П.М.Боклевский. Изд "Искусство".1971)

Примечания

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897) - русский художник-иллюстратор. Автор остросатирических литографий "Бюрократический катехизис" и "Альбома гоголевских типов".

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - русский график, театральный художник, живописец. Автор иллюстраций-рисунков к произведениям Грибоедова, Гоголя, Некрасова и др.













Анна Андреевна и Марья Антоновна







Бобчинский и Добчинский



следующая страница >>