litceymos.ru 1

Игры на уроках в классах выравнивания


I. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки


Игра 1

Цель игры: развитие звукового анализа слов, буквенного гнозиса, внимания.

Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове букв (звуков) и по хлопку сообщить ответ.


Игра 2

Цель игры: развитие графо-моторных навыков, воображения.

Ход игры: ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу. Например: Буква 1 похожа на морскую волну, нарисуй ее: lll. Волны утихают. (Буква 1 становится все меньше и меньше.) Волны утихли. Буква l превратилась в букву е.


Игра 3

Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.

Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков. Например:

о, t, г, d -dort (4 буквы, 4 звука)


Игра 4

Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания. Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например:

HI duasm

Haus (существительное)


Игра 5

Цель игры: развитие звукового анализа слова, развитие внимания.

Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов?



Игра 6

Цель игры: дифференциация фонем / графем.

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией. Например: Dui А

|а| |d| |u| |i|


Игра 7

Цель игры: развитие буквенного гнозиса.

Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующие им маленькие буквы. Например:

D A U I Q

a u d i q


Игра 8

Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.

Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки (солнце, береза, птица ). Например

Son gel

Vo ne

Bir ke


Игра 9

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.

Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например:

die Schule sieben


Игра 10

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.

Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв? Например:




Игра 11

Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.

Ход игры: учитель складывает в коробку ( мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.


Игра 12

Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т. д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.



II. Игры на развитие памяти и внимания


Игра 1

Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти. Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Hande hoch! Hande nieder! и т. д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.


Игра 2

Цель игры: развитие произвольного внимания, повторение алфавита.

Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.


Игра 3 "Пишущая машинка"

Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.

Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово "напечатано", все хлопают в ладоши.


Игра 4

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например:

Malt eine Katze!

Schreibt einen О!

Tanzt! И т. д.


Игра 5

Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики.

Ход игры: учитель в воздухе "пишет" простые слова. Ученики "читают" и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.


(Игра 6J)

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.


Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.


Игра 7

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.

Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.

16

8

9

4

10

2

7

S

3

6

11

15

13

12

14

16


Игра 8

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, ручка и др.). Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну-две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.


Игра 9

Цель игры: развитие памяти, внимания, навыков счета, повторение лексики.

Ход игры: учитель задает вопрос типа: Wiefiel Stuhle sind im Raum 22? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например:


Wiefiel Klassen sind in unserer Schule? и т. д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.


Игра 10

Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики.повторение лексики. Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например:

"Setz dich , bitte! Stehe auf, bitte!" и т. д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например:"1сИ stehe auf. Ich setze mich."


Игра 11

Цель игры: развитие внимания, памяти.

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.

Игра 12

Цель игры: развитие внимания, памяти, моторики.

Ход игры: ученикам раздаются карточки с числами и знаками +, =, -. Учитель на немецком языке дает задание решить пример (3+8=...). Ученики, имеющие эти карточки, и карточку с ответом должны выстроиться в одну линию.

Примечание: эту же игру можно проводить с карточками, на которых вместо чисел написаны слова. Ученики выстраиваются в одну линию, выстраивая предложение.

Игра 13

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну-две минуты на эти предметы, затем отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета.


Игра 14

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: учитель называет немецкое слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например:

Stadt- Theater-Russisch-Heft... Примечание: слова должны быть известными, можно пользоваться словарем


Игра 15

Цель игры: развитие памяти, внимания, умения концентрироваться.


Ход игры: учитель восемь-десять раз медленно читает несколько связанных между собой по смыслу предложений, составленных на знакомом материале. Прочитав последнее предложение, сразу начинает первое, затем второе и т. д. Ни в коем случае не диктовать, нужно просто читать, не прерываясь и не делая пауз. Ученики за время чтения учителем предложений должны записать их в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок запишет все предложения.


Игра 16

Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений. Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение.


Игра 17

Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений. Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза, и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителем, например: "Ich nehme das Buch". Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.


Игра 18

Цель игры: развитие внимания, чувства ритма.

Ход игры: ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики "попали" в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это сделать.

Примечание: текст должен быть хорошо знаком учащимся. Вместо текста из учебника можно использовать знакомую песню или стихотворение на немецком языке.


Игра 19

Цель игры: развитие внимания, памяти, координации движений, снятие закомплексованности. Ход игры: несколько учеников проигрывают перед классом сценку. Остальные ученики с помощью учителя описывают письменно (или устно) увиденное.


Примечание: подготовка сценок дается ученикам в виде домашнего задания. Предложения составляются учителем(например: Der Schuler geht schnell in die Schule. Seine Schultasche ist braun.H т. п.).


Игра 21

Цель игры: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, временных представлений.

Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком

языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом


Игра 21

Цель игры: развитие произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики.

Ход игры: дети выполняют команды учителя: "Steht auf! Setzt euch!" и т. п. Одно из движений (команды)

запретное. Дети должны повторить все движения, кроме запретного.


III. Игры на развитие мышления


Игра 1

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: 1st das eine Katze? и т. п.


Игра 2

Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

Игра 3

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.


Игра 4

"Вернуть число на место"

Цель игры: развитие мышления, логики.

Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число, например: 13 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt? Ученики должны назвать отсутствующее число.


Игра 5

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30-3? Получив ответ(27), учитель просит продолжать "дорожку" (27-3=24, 24-3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.