litceymos.ru 1

Занятие 6. Применение сервисов Интернет для решения профессиональных задач работников образования. Анализ учебно-исследовательских работ школьников.


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю план и задание шестого занятия.


План


  1. Вступление. Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагога;

  2. Структура исследовательской работы;

  3. Общие требования к оформлению исследования (литература и ресурсы, приложения, презентация);

  4. Список литературы;

  5. Задание 6: обсуждение статьи «Типичные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ» на форуме. Продолжение выполнения зачетной работы;

  6. Приложения.







Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать…

В.В. Путин.


Сегодня в образовании все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте: видеосервисы- on-line аудио-видео общение, видеочаты, блоги, форумы, вебинары, библиотечно-информационное обслуживание и т.п.

Российские общеобразовательные порталы и сайты включают новостные ленты, каталоги образовательных интернет-ресурсов, электронных библиотек, списки образовательных учреждений, справочники, нормативные документы и стандарты и т.д. В России создана Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (сосредоточение современных обучающих средств для системы общего образования в одном месте). Всероссийский Интернет-педсовет с 2005 года был зарегистрирован как средство массовой информации и проводится в постоянном режиме. Сегодня Интернет-Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.


Основная цель формирования сетевых профессиональных сообществ учителей заключается в оказании методической поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставлении возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. (См. приложение 1).


Структура работы: титульный лист, содержание, введение, теоретическая и практическая главы, выводы и заключение, литература и ресурсы, приложения. Общие требования:


  • печатный вариант работы, листы формат А 4;

  • кегль 12, межстрочный интервал 1,5;

  • нумерация указывается внизу, по центру;

  • объём работы желательно не превышать 15 страниц, плюс до 10 страниц в конце работы размещаются «Приложения» (диаграммы, таблицы, схемы, вопросы анкет или интервью, фото, иллюстрации и.т.д.).

Обратите внимание! Каждое Положение о научно-исследовательской конференции, конкурсе может иметь свои требования к оформлению работ учащихся.

Оформление исследовательской  работы 


Оформление результатов исследования - это трудоемкий этап работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: текст научного сочинения; статья, тезисы; доклад, сообщение; отчет и т. д.

Основные требования к их оформлению:

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста исследования, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В конце статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного исследования, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.


Начинается оформление итогов исследования с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление библиографического списка.


Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:


  • полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;

  • название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);

  • фамилия, имя и отчество автора исследования, указание на то, учеником какого класса является - в нижней части титульного листа справа (без слова «автор», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);

  • фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя – ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);

  • год и город - внизу страницы, в центре.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц на которых начинается каждый раздел:

Введение……………………………………………………………………….….2


Глава I (название главы)………………………………………………………..4

Глава II (название главы)………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………....12

Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д………..……..13


В заголовках должна прослеживаться логика исследования. Художественное название не подходит к заголовкам глав и параграфов. Не должно быть вопросительной формы предложений в заголовках. Проанализируйте следующий ниже вариант оглавления. Без темы исследования невозможно здесь определить предмет исследования. Тема исследования указана ниже оглавления (размер шрифта 6).


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение ……………………………………………………………стр. 3

2. Добродушные великаны ………………………………………….. стр. 4

2.1. Грозный вид и добрый нрав ………………………………..стр. 4

2.2. Среда обитания ……………………………………………...стр. 6

2.3. Семья …………………………………………………………стр. 7

3. На грани исчезновения …………………………………………….стр. 8

3.1. Уничтожение естественной среды обитания ……………...стр. 8

3.2. Убийство ради еды ………………………………………….стр.9

3.3. Нездоровые сувениры ………………………………………стр. 10

3.4. Болезни ………………………………………………………стр. 11

4. Помощь людей ……………………………………………………. стр. 12

4.1. Борьба с браконьерством …………………………………...стр. 12

4.2. Питомники …………………………………………………..стр. 13

5. Заключение ……………………………………………………….. .стр. 14

6. Список литературы ………………………………………………. .стр. 15

7. Приложение ……………………………………………………….. стр.16


Спасение редких видов животных. Гориллы

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.


Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Составление библиографического списка требует особой точности.

Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы:


  • алфавитный;

  • систематический;

  • в порядке первого упоминания работ в тексте;

  • по главам научной работы.

Алфавитное расположение. Пример:

1. Аванесов, Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. – М., 1984.- …с.;

2. Барсуков, В.С. Обеспечение информ. безопасности / В.С. Барсуков. – М., 1996. - …с.;

3. Контрактное право. Мировая практика. – М., 1992. - …с.;

4. Шаваев, А.Г. Безопасность банковских структур / А.Г. Шаваев // Экономика и жизнь. – 1994.- N16.- с.;

5. Гиппиус, З. Н. Сочинения : в 2 т. / Зинаида Гиппиус. - М. : Лаком-книга : Габестро, 2001.- (Золотая проза серебряного века) Т. 1 : Романы. - 367 с.;

6. Каленчук, М. Л. О расширении понятия позиция / М. Л. Каленчук // Фортунатовский сборник : материалы науч. конф., посвящ. 100–летию Моск. лингвист. школы , 1897 – 1997 гг. / Рос. акад. наук , Ин-т рус. яз. – М., 2000. – С. 26-32


Статья из журнала

- Андреева, О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы / О. Андреева // Наука и жизнь. - 2005. - N 1. - С. 118 – 125.

Статья из газеты

- Карельская изба : [ о проекте по созданию турист. центра в пос. Шуя] // Прионежье. - 2006. - 1 сент. (№ 32).

Законодательные материалы. Запись под заглавием:

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

Электронные ресурсы

- Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб.: ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Mb.; Windows 95; зв. плата. - Загл. с экрана;

- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web - мастер Н.В. Козлова. - Электрон. дан. - М.: РГБ, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана;

- Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати : [web - сайт]. – Режим доступа : http : // www.gipp.ru / print.php?id=511. - Описание основано на версии, датир.: февр., 10, 2005.

Библиографические ссылки - употребляются при цитировании, заимствованиях, упоминании того или иного документа. Виды библиографических ссылок:


  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;

  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;

  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;

  • если объектов ссылки несколько - их объединяют в одну комплексную ссылку.


Приложения. Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:


  • размещаются после библиографического списка;

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Иллюстрации к  исследовательской   работе  размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице. Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Создайте дизайн, чтобы он соответствовал теме выступления, не отвлекал слушателей.

Титульный слайд

1. Логотип, полное правильное название учреждения – в верхней части слайда в центре;

2. Название презентации – в центре слайда;

2. ФИО автора, класс (должность) – в нижней части слайда справа. (Включите контактные телефоны, свой электронный адрес);

3. Год, город – внизу слайда в центре.

Второй слайд «Содержание» – список основных рассматриваемых вопросов. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).


Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание);

2. В конце заголовка слайда точка никогда не ставится;

3. Анимация, как правило, к заголовкам не применяется;

4. Не рекомендуется форматировать заголовки слайдов с помощью объектов WordArt.

Текст

1. Форматируется по ширине;

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно;

3. Подчеркивание не используется, т.к. оно в презентации указывает на гиперссылку.

4. Элементы любого списка отделяются точкой с запятой. В конце списка обязательно ставится точка.


Обратите внимание, что после двоеточия первый элемент маркированного списка пишется с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Список не может состоять из одного элемента!


5. На схемах текст лучше форматировать по центру, в таблицах – по усмотрению автора;

6. Обычный текст пишется без использования маркеров списка;

7. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством;

2. Изображения (в формате jpg) нужно заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения» - кнопку «Сжатие рисунков». В этом варианте чтобы получить положительный результат необходимо, чтобы рамки всех объектов (рисунков, текстов, таблиц) на всех слайдах не совпадали, не накладывались друг на друга.





Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация отвлекает.

Список ресурсов – обязательный слайд.


Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Названия файлов печатать латинскими буквами не более 8 символов без пробелов.

Литература

1. Тельтевская О.А., Библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1-2003);

2. Соколовская Н.В., Исследовательская деятельность. http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;

3. Шестернинов Евгений Евгеньевич – исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева. «Типичные ошибки»;

4. «Уч.-исследовательская работа учащихся» http://dubrovkishkola.ucoz.ru/load/uchebno_issledovatelskaja_rabota_uchashhikhsja/1-1-0-10

5. Иванова И.А., Общие правила оформления презентации;


6. Архипова Н.П., Как уменьшить объем презентации.

Задание модуля 6. См. Приложения. А). Продолжение выполнения зачетной работы. Необходимо оформить титульный лист, оглавление, введение, выводы, литературу, приложения исследования.

Б). Обсудить на форуме портала Сеть творческих учителей статью Вяйзинен М.А. «Типичные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ», которая находится в разделе «Наши сообщения» в сообществе «Методика исследования» на сайте Оpenclass (зарегистрироваться на сайте Оpenclass и присоединиться к сообществу необходимо обязательно, т.к. иначе невозможно открыть и прочитать материалы сайта, где также выставлены аналогичные варианты итоговых работ учителей в разделе «Наши Вики-страницы» сообщества «Методика исследования»).


Задание А нужно выполнить в течение 1 недели (нужно время для проверки, чтобы была еще возможность подкорректировать итоговую зачетную работу). Имя файла задания укажите: Familija_IO_Set_soobschestva_Zadanie_6


Желаю успехов в работе!

Марина Александровна Вяйзинен. Мой личный e-mail: marinen1@rambler.ru

Приложение 1.


Исследовательские работы http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=22 В помощь учителю

Астрономия, космонавтика и авиация

Экономика, социология и право

Информационные технологии
История, археология
Литературоведение

Здоровье человека
Физкультура и спорт

Биология
География

Лингвистика


Математика

Физика
Химия

Экология


Художественное творчество
Техническое творчество
Литературное творчество
Музыкальное творчество

Религиоведение

Искусствоведение

Краеведение


Приложение 2.


Адреса образовательных порталов и сайтов

1

http://www.edu.ru - Система федеральных образовательных порталов http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm - Базовые федеральные образовательные порталы

http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал


http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого гос. экзамена

http://pedsovet.org - Всероссийский интернет-педсовет


2

http://www.ed.gov.ru/ - Министерство образования Российской Федерации

3

http://netedu.ru/ - Общественно-государственная экспертиза в образовании. Вебинары, брифинг-консультации. http://netedu.ru/node/4570 - Вебинар "Иссл-я деятельность учащихся: требования стандартов нового поколения"

4

Google.ru - Картинки. Видео. Карты. Переводчик. Почта Gmail. www.gmail.com Google.docs - документы в Google


5

http://www.socobraz.ru/-  «СоцОбраз» - это сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования».


6

http://www.it-n.ru/ - Сайт «Сеть творческих учителей» - Интернет-портал для сообществ учителей, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com

«Сообщество «НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе)». Сотрудничество между участниками научных обществ и проектных команд различных регионов

7

http://www.openclass.ru/community/169129 Сайт «Открытый класс» сообщество «Методика исследования». Цель сообщества - повышение педагогического и методического мастерства, взаимопомощь при решении возникающих проблем в организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. Сообщество предлагает учителям-предметникам, владеющим основами методики исследования, сетевое взаимодействие, обмен опытом, накопление ресурсов по формированию исследовательских компетенций, а также по созданию и методике использования интерактивных цифровых образовательных ресурсов.

8

Портал исследовательской деятельности учащихся , где публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.

9

Сайт центра развития исследовательской деятельности учащихся. Сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся


10

Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может стать участником проекта

11

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей. Открытый педагогический форум! Участие в фестивале платное!

12

www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».

13

Сайт "Будущее Карелии" - Официальный сайт координационного центра конференции программы "Шаг в будущее" Республики Карелия

14

http://vsh.dvpion.ru/ - Виртуальная школа дополнительного образования

15

http://www.educom.ru/ru/publications/press/system/modern.php-Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития

16

Добро пожаловать в Википедию, свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.


17

Сайт Единой национальной коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru


18

http://catalog.iot.ru – Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»


Федеральные образовательные ресурсы - раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет.

Региональные образовательные ресурсы - раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.



Приложение 3. Списки.


Маркированный список:

  • яблоко;

  • груша;

  • айва;

  • апельсин.




Маркированный список

  • Яблоко;

  • груша;

  • айва;

  • апельсин.




Нумерованный список

    1. Яблоко;

    2. Груша;

    3. Айва;

    4. Апельсин.






Приложение 4.

Примерный вариант зачетной работы

Условия получения автокредита в банках Петрозаводска


Приложение 5.

Определение категориально-понятийного аппарата


Элементы категориально-понятийного аппарата

Примерный вариант:

1. Проблема

Несанкционированные свалки мусора за городом

2. Тема исследования.

Различные способы утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

3. Объект исследования. Объектом является процесс исследования.

Утилизация мусора в городских условиях в настоящее время


4. Предмет исследования - это способ видения объекта исследования

Различные способы утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

5. Цель исследования – общее направление движения, представление конечного результата исследования

Сравнительный анализ различных способов утилизации мусора в городских условиях в настоящее время

6. Гипотеза исследования - обоснованное предположение о том, каким путем можно решить проблему

В настоящее время существуют различные способы утилизации мусора в городских условиях. Если применить термический способ утилизации - ТБО, то можно дополнительно еще получать тепловую и электрическую энергию.

7. Задачи исследования - алгоритм поэтапных действий для достижения цели и проверки условий гипотезы

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Сделать сравнительный анализ уже существующих способов утилизации мусора в городских условиях в настоящее время;

  3. Апробировать способ термической обработки мусора в лабораторных условиях;

  4. Написать статью в городскую газету об эффективности термического способа утилизации мусора в городских условиях в настоящее время.

8. Определение методики (методов) исследования

Анализ литературы по изучаемой теме, анкетирование и устный опрос специалистов, сравнение, анализ, естественный и лабораторный эксперимент.

9. Выводы