litceymos.ru 1

Задание по олимпиаде для 10 класса


  1. Заполните пропуски в генеалогической схеме.


Игорь

912- …


------

964- …


-------

980- …


------

1019- …


-----------

Королева Франции


--------------

---- …1174

------ - Большое гнездо

----- - ----


---------1251- 1263

2. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги изменять слова по падежам

  1. Орда дань русские князья выплачиваемые Золотая, оброк ханы.

  2. Земледелец принужден ряд заключать был землевладелец договор

3. Исторический документ.

Представьте, что в Посольскую избу в конце правления Ивана III (первые годы XVI века) стекаются донесения со всего света о значимых событиях, происходивших в то время в мире. Определите, какие известия могли туда поступить, а какие нет. Объясните причину в каждом случае.


  1. Испанские мореплаватели на островах Вест-Индии обнаружили диковинные растения.

  2. Казачий отряд атамана Ермака разбил войско хана Кучума в Сибири.

  3. В Кенигсберге открылся университет.

  4. Живописец Дионисий закончил роспись Ферапонтова монастыря.

  5. В Германии Мартин Лютер выступил с еретическим посланием против Папы Римского.

  6. Византийский император отправляет в подарок икону.

  7. До Индии добралась очередная португальская экспедиция.

  8. Крымский хан Менгли-Гирей совершил набег на литовские земли.


4. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.
  1. Палеография, нумизматика, сфрагистика.


  2. «Небесный тихоход»; «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны»


5. Соотнесите с портретами, обозначенными римскими цифрами, изображения, обозначенные буквами.

I II III


А Б

В Г


Д Е


6. Установите правильную хронологическую последовательность событий истории советского государства во второй половине ХХ века. Укажите даты событий.

А) Запуск первого искусственного спутника Земли;

Б) Олимпийские игры в Москве;

В) Смещение Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС;

Г) Ввод советских войск в Афганистан;

Д) Карибский кризис;

Е) Принятие последней советской Конституции;

Ж) начало освоения целины.

7. Какие из перечисленных ниже явлений характеризовали процесс развития капитализма в России на рубеже XIX -начале XX в. (выберите несколько правильных ответов)?

1) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции

2) отсутствие монополий в промышленности

3) отсутствие профессиональных союзов рабочих

4) участие иностранного капитала в российской промышленности

5) высокий уровень концентрации производства в промышленности

6) представительство буржуазии в органах государственной власти

7) значительный государственный сектор в экономике

8) ликвидировано помещичье землевладение

8. Соотнесите имена участников крупных сражений и военных операций российской и мировой истории со схемами этих сражений

А

Б

В


1) З.П.Рожественский, Х. Того

2) Петр I, А.Л. Левенгаупт

3) П.С. Салтыков, Фридрих II

9. Исторический документ.

Познакомьтесь с Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» и ответьте на вопросы к нему.

«В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных пунктов от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:


  1. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах.
  2. Ввести единую паспортную систему с обязательной пропиской по всему Союзу ССР в течение 1933 года, охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Минска, Ростова-на-Дону и Владивостока».





  1. Как назывались процессы, происходившие в стране во время издания документа, во многом определившие его выпуск?

  2. Какую цель преследовало руководство страны, вводя обязательную прописку и паспорта?

  3. Почему в документе «кулацкие» элементы поставлены на первое место, а уголовные – на второе?

  4. Почему в первую очередь прописка вводится в столицах республик и крупных городах?

  5. В какой мере (полностью или частично) и почему было выполнено данное постановление?

10. "Есть легенда о поединке Пересвета с Челубеем. Она содержится в "Cказании о Мамаевом побоище", но не входит ни в летопись, ни в житие Сергия. По преданию, могучий татарский боец Челубей вызвал на бой противника, и вышел Александр Пересвет, боярин, профессиональный воин, который незадолго до того постригся в монахи. Оба они погибли",- говорит историк Я.Н.Щапов и задает очень непростой, но весьма важный для понимания людей XIV столетия вопрос: "Почему народное сказание в этой легенде не сохранило жизнь воину-христианину, защитнику родины от иноверцев?"


Как бы вы ответили на этот вопрос?


Критерии оценивания и правильные ответы к заданиям олимпиады по 10 классу.

1. Заполните пропуски в генеалогической схеме. - 12 баллов

Игорь

912- 945


Святослав 964 - 980

964- …


Владимир

980- 1015


Ярослав

1019- 1054


Анна

Королева Франции


Андрей Боголюбский

1157…1174

Всеволод - Большое гнездо

1176 -1212


Александр Невский 1251- 1263

2. 8 баллов

Выход – оброк (дань) хану Золотой Орды, выплачиваемый русскими князьями

Рядович – земледелец, который был принужден заключать договор (ряд) с землевладельцем


3. Максимальный балл за задание – 16. По одному баллу за правильный ответ «Да» или «Нет» и по одному баллу за объяснение причины.


Правильные ответы:


  1. Да. Америка к этому времени была уже открыта Колумбом (1492 год).

  2. Нет. Поход Ермака состоялся в 1581-82 году.

  3. Нет. Университет в Кенигсберге был открыт в 1544 году.

  4. Да. Дионисий закончил роспись в 1502 году.

  5. Нет. Лютер провозгласил свое учение в 1517 году, а Иван III умер в 1505 г.

  6. Нет. Византийская империя пала в 1453 году, а Иван III начал править в 1462 г.

  7. Да. Морской путь в Индию был открыт в 1498 г.

  8. Да. Менгли-Гирей в это время был крымским ханом и совершал набеги как на русские, так и на литовские земли.

Допускаются и другие формулировки, не выдерживающие абсолютной точности в деталях (датах), но свидетельствующие о правильном направлении мыслей


4. 1) науки, помогающие более полно представить различные исторические этапы развития общества

2) фильмы о войне

4 балла

5. I - Б,В II – Г,Е III – А,Д

12 баллов ; по два балла за каждый правильный ответ.

6. . Максимальный балл за задание – 14. По два балла за правильный ответ

А 1957, Б 1980, В 1964, Г 1979, Д 1962, Е 1977, Ж 1954

7. 4,5,6,7 – 4 балла

8. . Максимальный балл за задание – 6. По одному баллу за правильный ответ

А2, Б3, В1

9 Максимальный балл за задание – 15. Максимум за каждый вопрос – 3.

Правильные ответы и рекомендации по выставлению баллов.

  1. Индустриализация и коллективизация (3 балла). Один из терминов – 2 балла. Близкие и имеющие отношение к сути вопроса понятия – 1 балл.
  2. Целью было ограничить возможности ухода рабочих со строек индустриализации и колхозников – из колхозов (до 3 баллов в зависимости от внятности объяснения).


  3. Кулаков советская власть считала главными врагами, потому что они были собственниками и противниками социализма, а уголовники – лишь несознательными элементами (до 3 баллов в зависимости от внятности объяснения).

  4. В крупных городах снабжение продуктами было лучше и потому переселения туда государство стремилось ограничить (2 балла). К тому же в 1932-1933 гг. в ряде районов страны свирепствовал голод, что вынуждало искать пропитание именно в столицах и портовых городах (плюс 1 балл).

  5. Не полностью (1 балл). Колхозникам паспортов не дали (плюс 1 балл), чтобы прикрепить их к колхозам (плюс 1 балл).

  1. Ответ оценивается в 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 99

1 место от 100% до 80 % выполненных заданий 99 - 79

2 место от 80% до 60% выполненных заданий 79 - 59

3 место от 60% до 30 % выполненных заданий 59 – 29


Задание по олимпиаде для 11 классов


  1. По какому принципу образованы ряды дать краткий ответ.

    1. 879-912; 980 – 1015; 1019 – 1054

    2. 907; 911; 941; 944; 971.

    3. 1535; 1654; 1768; 1839-1843; 1897; 1924; 1947; 1961.

    4. 945; 1068; 1072; 1136; 1262; 1327; 1547; 1603; 1606-1607; 1662; 1707 – 1708; 1773 - 1775




  1. Что или кто является лишним в ряду. Лишнее слова подчеркнуть.

    1. Русские художники пейзажисты: Шишкин И.И. Левитан И.И., Айвазовский И.К., Куинджи А.Н., Перов В.Г.

    2. Великие русские путешественники: Семенов – Тян-Шанский, Козлов, Пржевальский Н.М. Миклухо - Маклай Н.Н. С.М. Соловьев




  1. Историк пишет «В начале XVIII» дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния.
    1. Они были обязаны нести государственную службу.


    2. Получить образование.

    3. Подготовить своих детей к службе.

    4. Управлять своими крестьянами.

    5. Нести телесные наказания.

    6. Платить прямые государственные налоги.

Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.


  1. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударение в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей.

тягло, граффити, баррель, манипулы, деспотия, квадрига, мирза, миро, рекрутчина, фронда

  1. Определите, о каких событиях или явлениях отечественной истории говорится в каждом приведенном ниже отрывке поэтических произведений. Назовите дату.




С точностью до года

1) От здания к зданию

Протянут канат

На канате плакат:

«Вся власть Учредительному собранию!» А.А. Блок

2) Ты взял свой день … Замеченный от века

Великой господней благодатью –

Он рабский образ сдвинул с человека

И возвратил семье меньшего брата

Ф.И. Тютчев


3) Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте

В пятой роте, на левом

При жестоком налете

А.Т. Твардовский

4) Нами все это забудется вскоре, в Сараево прибыл эрцгерцог, а с ним – жена его; кому-то такой неприятен дуэт.

Пули тесно в стволе…..

И.Бродский



6. Исторический документ.

Прочтите извлечение из Указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» от 20 февраля 1803 года» и ответьте на вопросы к нему.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или целым селением своим на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез Губернского Дворянского предводителя к Министру Внутренних Дел для рассмотрения и представления Нам…»


  1. Под каким названием этот документ более известен в исторической литературе? От чьего имени он выпущен?

  2. Что означает выражение «Благоприобретенных или родовых крестьян своих»?

  3. Было ли право у помещика отпускать своих крестьян на волю до издания документа, и какую новую норму, в связи с этим, вводит документ?

  4. Что означает выражение «сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию представляются лучшими»?

  5. Какие последствия для положения крестьян имел данный документ?


7. Представьте, что Вы листаете подшивку газеты «Правда» за летние месяцы 1939 года. Какие из перечисленных материалов Вам могли бы встретиться на ее страницах, а какие – нет. Объясните, почему.


  1. Закончились подготовительные работы к пуску первой очереди Московского метрополитена.

  2. НКВД под руководством Л.П. Берия раскрыла очередную группу шпионов.

  3. В Испании фашистская диктатура А.Франко усиливает репрессии против социалистов и коммунистов – участников гражданской войны.

  4. Английский премьер-министр У. Черчилль имел беседу с советским полпредом в Великобритании.

  5. Премьер-министр Индии Д.Неру выступил с миролюбивыми инициативами.

  6. В освобожденных районах западной Белоруссии идет подготовка к выборам в советы депутатов трудящихся.

  7. Писатель М.А. Булгаков готовит к выпуску очередной том своих сочинений.

  8. Подписан пакт о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет.


8. Перед вами несколько фрагментов из сочинений историков. Назовите имена ВСЕХ исторических деятелей (они указаны цифрами), о которых говорится в каждом из них.

А. При нём (1) значение митрополита достигло высшей степени; он поддерживает московское княжество, он старается усиливать его всеми зависящими от него средствами. Он хотел видеть своим преемником человека, имевшего великое значение в земле, великую славу святости, игумена Троицкого монастыря, но святой пустынник (2) с ужасом смирения отверг предлагаемую честь.



Б. Заключив мир с греками, князь(1) пошел в лодках к порогам. Отцовский воевода говорил ему: "Пойди лучше, князь, на конях, печенеги стоят около порогов". Весною (2) двинулся он вперед; но печенежский князь напал на него и убил.


В. Имя царя (1), одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произноситься с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, святого царевича (2), издыхающего под ножом убийц.


9 Соотнесите фрагмент биографии исторических деятелей российской и мировой истории с изображением, связанным с деятельностью этого персонажа.


1. Будучи членом I Интернационала, он однажды вызвал на дуэль Карла Маркса. В основе его теории лежала идея разрушения любых форм государства. Едва ли не основной чертой русского народа признавал склонность к бунту. Часто его называли "правительственным агентом", "старым интриганом".


2. После окончания гимназии в Дерпте он обучался в Московском университете. Посещал лекции К.А. Тимирязева, учился у В.О. Ключевского. С 1899 г. жил за границей, читал лекции в Русской школе общественных наук в Париже. Вскоре после возвращения из эмиграции в годы Февральской революции стал министром земледелия. На этом посту он ставил задачу так: "Землю мы сделаем ничьей. Именно как ничья она и станет народным достоянием". Недолгое время он издавал журнал совместно с М.Горьким. Сутки председательствовал на заседании высшего органа власти в стране. Умер в Нью-Йорке в 1958 г.

3. Родился в обедневшей дворянской семье. Окончил гимназию, затем Московский кадетский корпус, в 1914 - Александровское военное училище. Во время первой мировой войны за проявленное мужество и умелое командование был награжден шестью орденами. В феврале 1915 года был взят в плен, в котором провел два с половиной года. Неоднократно пытался бежать. В 1918 вступил в РККА и РКП(б). Командовал армиями и фронтами, В 1921 году руководил подавлением восстаний против диктатуры большевиков , применял против крестьян отравляющие газы. После Гражданской войны был начальником штаба РККА, командующим военным округом, заместителем наркома обороны. Его труды оказали значительное влияние на развитие советской военной науки и практику военного строительства.



4. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии. В России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи, и графом. Выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов. Был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки. Пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни.


5. Он верил в прогресс человечества, боялся, что Россия может отстать от его достижений. Выход из этой проблемы видел в расширении народного образования, развитии науки, широком обсуждении проектов законов. Будучи военным человеком, большая часть службы которого прошла на Кавказе, он отличался от других генералов тем, что проводил политику замирения с местным населением, которая дала положительные результаты. Став министром внутренних дел, он предложил проект, который назывался довольно громко, но хода он не имел.


6. Родился в семье военного из бывших крепостных, с детства мечтал о военной службе. Участник русско-японской войны в 1904-1905 г, Первой мировой и гражданской войн. Накануне революции примыкал к кадетам. За поддержку корниловского выступления в августе 1917 г. был отрешен Временным правительством от должности главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта и заключен в тюрьму. Позже выступал за реставрацию монархии, против Временного правительства и большевиков. Вскоре после поражения своей армии эмигрировал. Жил в Англии, Бельгии, США. В годы второй мировой войны после оккупации Франции Германией отказался от предложений немцев о сотрудничестве и переезде в Берлин. В 1946 г. обратился к генералу Д. Эйзенхауэру с призывом остановить насильственную выдачу в СССР советских военноплен

А. Б


В Г

Д Е

10. Перед вами данные об изменениях в социальной структуре российского общества на рубеже XIX-XX вв.ответьте на вопросы




1. Какие изменения социальной структуры общества отражены на диаграмме?


2. О каких процессах и явлениях социально-экономической жизни России на рубеже XIX-XX вв. свидетельствуют эти данные?


3. Какую общую характеристику уровню развития российского общества можно дать на основании этих данных?


Критерии оценивания и правильные ответы к заданиям олимпиады по 11 классу


1.1)правление первых представителей династии Рюриковичей

2) походы на Византию

3) денежные реформы

4) восстания русского народа

8 баллов


2. Айвазовский – моренист

Соловьев – историк

4 балла

3.№ 6 1 балл

4. Максимальный балл за задание – 10. По одному баллу за правильный ответ

тягло, граффити, баррель, манипулы, деспотия, квадрига, мирза, миро, рекрутчина, фронда

10 баллов

5. Максимальный балл за задание – 24 . По шесть баллов за правильный ответ

1) 1917 2) 1861 3)1941 4) 1914

6. Максимальный балл за задание – 15. Каждый вопрос оценивается максимумом из трех баллов.



Правильные ответы и рекомендации по начислению баллов.


  1. Указ о вольных хлебопашцах (2 балла). Александр I (1 балл).

  2. Благоприобретенные крестьяне – купленные крепостные крестьяне, родовые – крепостные крестьяне, доставшиеся по наследству (за данный ответ 3 балла, 2 балла – за правильное объяснение одного термина, если упомянуты лишь крепостные крестьяне – 1 балл).

  3. Да, было (1 балл). Указ создал правовую основу для отпуска крестьян с землей (2 балла).

  4. Договориться о сумме денег, за которые помещик согласится отпустить своих крестьян, а крестьяне – выкупиться (до трех баллов в зависимости от внятности и полноты объяснения).

  5. Указ не имел больших последствий для крестьянства в целом (1 балл), так как, либо у крепостных не доставало денег, либо помещик в принципе не хотел их отпускать (плюс 1 балл). На волю выкупилось лишь не более 50 тыс. крепостных (плюс 1 балл).

7. Максимальный балл за задание – 16. По баллу за каждый правильный ответ «Да» или «Нет» и по баллу за каждое правильное объяснение причины.

Правильные ответы:

  1. Нет. Первую очередь московского метро пустили в 1935 году.

  2. Да. Л.Берия возглавил НКВД в 1938 году.

  3. Да. Гражданская война в Испании закончилась весной 1939 года победой франкистов.

  4. Нет. Черчилль стал премьером в 1940 году, а в 1939 г. правительство Великобритании возглавлял Чемберлен.

  5. Нет. Индия обрела независимость лишь в 1947 году, когда Д.Неру и стал ее премьер-министром.

  6. Нет. Красная Армия вступила на территорию Западной Белоруссии 17 сентября 1939 г.

  7. Нет. М. Булгаков хоть и был еще жив, но его произведения власть отказывалась печатать.

  8. Да. Пакт был подписан 23 августа 1939 года.

Возможны другие формулировки, не отражающие все детали, но не меняющие сути ответа.

8. Максимальный балл за задание – 12. По два балла за каждый правильный ответ

А 1. Дмитрий Донской 2. Сергей Радонежский

Б 1. Святослав 2. 980 год

В. 1. Иван Грозный 2. царевич Дмитрий

9. Максимальный балл за задание – 12. По два балла за каждый правильный ответ

1в 2г 3е 4б 6а

10. Максимальный балл за задание – 6


Максимальное количество баллов – 98

1 место от 100% до 80 % выполненных заданий 98 - 78

2 место от 80% до 60% выполненных заданий 78 - 58

3 место от 60% до 30 % выполненных заданий 58 – 28