litceymos.ru 1

Введено в действие Утверждено

приказом директора на педагогическом совете

МБОУ «Едемская ООШ» Протокол № ____от ____________

№ _____ от _____________

Директор ________ А.В.Полоскова


ПОЛОЖЕНИЕ О РЕФЕРАТАХ,

как одной из форм государственной (итоговой)

аттестации учащихся 9 класса (экзамен по выбору)

по предметам, выбранным выпускниками,

в МБОУ "Едемская основная общеобразовательная школа"


  1. Одной из форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников школы является реферат.

  2. Реферат-доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре научных, литературных и других источников.

Работа над рефератом предполагает выбор учеником интересующей его темы, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о ее состоянии.

Учитель должен руководить работой над рефератом, но его роль заключается в консультировании. Он может дать рекомендации:

  • по формулировке темы

  • содержанию введения и заключения

  • подбору иллюстративного материала

  • источникам информации по проблеме

  • оформлению текста и процедуре защиты.

Обозначить актуальность проблемы, «выстроить» текст, сформулировать выводы должен сам ученик.

Реферативную работу можно проводить в форме написания рецензии на уже готовые рефераты по той или иной тематике, взятые, например, из сети «Интернет» или на рефераты, написанные учениками школы в прошлые годы.

3.1. Темы для написания рефератов предлагает учитель.

3.2. Темы рефератов должны быть утверждены на ШМО.

3.3. Руководитель МО обязан строго вести учет и контроль за перечнем предлагаемых тем рефератов для учащихся 9 класса в качестве государственной (итоговой) аттестации учащихся.

3.4. Количество тем должно соответствовать количеству учащихся, выбравших экзамен в форме реферата плюс 5 тем дополнительно для возможности свободного выбора учащихся.


3.5. При проведении итоговой аттестации в форме реферата следует считать нежелательным написание реферата у одного и того же учителя несколькими учениками по одной теме во избежание дублирования содержания материла.

3.6. Ученик должен определиться с формой экзамена по выбору в срок до 1 апреля, так как написание реферата является сложной научно-исследовательской работой и требует много времени для его написания.

3.7. Список источников должен включать не менее 5 работ.

3.8. Реферат может быть написан в любой приемлемой для ученика форме:


  • рукописной

  • напечатанной

  • компьютерной.

3.9. Реферат рекомендуется писать учащимся, имеющим хорошие и отличные знания по предмету, умеющим критически анализировать и оценивать содержание научной и научно-популярной, периодической литературы, делать соответствующие выводы.

Работа над рефератом не должны носить массовый характер. Допуск к работе над рефератом должен стать своеобразным поощрением для тех учащихся, которые в полной мере освоили программный материал, которым стало «тесно» в его рамках.


Модели защиты реферата:

  1. Классическая

  2. Индивидуальная

  3. Творческая.

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ. Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

  • тема исследования и его актуальность

  • круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме

  • новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.)

  • основные выводы по содержанию реферата.




  1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ. Старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  • обоснование выбора темы реферата
  • способы работы над рефератом


  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты

  • личная значимость проделанной работы

  • перспективы продолжения исследования.




  1. ТВОРЧЕСКАЯ. Творческая защита предполагает:

  • оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии

  • демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования

  • яркое оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.


К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:

- умение ясно выражать свои мысли в устной форме

- умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На не экзаменационных защитах рефератов одноклассники могут участвовать в оценивании работ, заполняя «судейские карточки» по нескольким заранее определенным критериям.

Безусловно, среди всех форм школьного экзамена по истории реферирование – самый ответственный, трудоемкий вид учебной работы. Но его высокая результативность и соответствие современным представлениям о целях школьного образования, как правило, оправдывают все затраты сил и времени учителей и учащихся.


ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

1 этап – подготовительный (январь).

Общая консультация для учащихся, знакомство с формами устной аттестации учащихся выпускных классов.


2 этап - индивидуальное собеседование по выбранной теме (февраль).


3 этап – самостоятельная работа учеников (февраль – март).

Самостоятельная работа заключается в следующем:

  • отбор источников

  • глубокое изучение проблемы

  • осмысление
  • конспектирование литературных, научных и других источников


  • выстраивание логической последовательности

  • составление развернутого плата.

4 этап – корректирование плана (март).

5 этап – написание черновика реферата.

6 этап – первая проверка реферата(апрель).

7 этап – доработка и оформление реферата на чистовик (апрель).

8 этап – итоговая проверка реферата, его рецензирование (май).

9 этап – защита реферата.

Ученик сдает реферат на рецензию учителю-предметнику за 2 недели до экзамена.


СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

К структуре и содержанию реферата как письменной работы предъявляются определенные требования:

1. Реферат должен содержать развернутый план, из которого видны его структура и основное содержание: введение, основная часть (разбивается по усмотрению ученика на главы, разделы, параграфы, подпараграфы и т.д.), заключение, список литературных источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом). Реферат также может включать в себя приложения.

2. В введении работы описывается актуальность проблемы, определяются цели и задачи реферата. Объем введения – 1-2 страницы. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор реферата, обозначаются возможные перспективы изучения проблемы. Объем заключения – 1-3 страницы.

3. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки.

4. Список использованных источников должен оформляться в соответствии с ГОСТом (см. ниже) и может содержать не только названия книг, журналов, газет, но и любые другие источники информации, например, сведения из сети «Интернет», информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах их с автором реферата.


ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ.

На процедуре защиты реферата учитель зачитывает перед членами комиссии и присутствующими при этом учащимися рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику (экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика). Доклад должен быть рассчитан по времени на 5-7 минут (доклад готовится отдельным текстом). Это не должен быть пересказ текста реферата, тем более его чтение. В докладе ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи и полученные выводы. Желательно, чтобы он объяснил причины выбора именно этой темы. После доклада члены комиссии задают ему вопросы.


После того, как ученик ответит на вопросы, комиссия без присутствия учащихся обсуждает процесс защиты и выносит решение по оценке реферата. Затем, уже в присутствии учеников, председатель комиссии объявляет результаты защиты, а ее члены высказывают свои мнения и рекомендации для дальнейшей работы.


ОЦЕНКА РЕФЕРАТА.


При выставлении оценки за реферат необходимо учитывать следующие компоненты:


  • содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т. п.)

  • оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала и т. п.)

  • представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы и т.п.).


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ.


Объем реферата – 9 класс – 20 страниц.

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк 1,5-2; размер полей – левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке- в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками граф или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывает полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы.

При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс.

Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается населённый пункт и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается ОГЛАВЛЕНИЕ (см. образец), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки текста.

Далее следует ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНОЙ ТЕКСТ (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» [3, с.65.] Или: По замечанию А.Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с.22.]


После заключения принято помещать СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, который может включать самые разные виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор. То в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Пример списка источников:


  • Акимов Н.В. История Древнего мира. М.;Арио, 1985, 80 с.

  • Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб; Фобос, 1999,25с.

  • Геоцентрическая система мира.(Сост. И.Т.Меркурьев.М.; Деймос,1978, 100 с.

  • Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001 г.


ХРАНЕНИЕ РЕФЕРАТОВ ПОСЛЕ ИХ ЗАЩИТЫ.


  1. В течение 1 года после их защиты рефераты хранятся у руководителя образовательного учреждения.




  1. В течение 2-х последующих лет рефераты передаются руководителю МО по акту для использования в практической деятельности учителей-предметников.




  1. По истечении 3-х лет вопрос о дальнейшем хранении рефератов решается методическим объединением учителей-предметников, которое представляет руководителю образовательного учреждения предложение о списании рефератов, не представляющих научно-практической ценности. В дальнейшем подобные рефераты уничтожаются по акту.