litceymos.ru 1

Диагностико-прогностический скрининг первоклассников

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками»(1).

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника (2).

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». (9).

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Как правило, в школу ежегодно поступают дети, которые отстают в учебе.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению и не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.


Целью проведения диагностико-прогностического скрининга является выявление «готовности детей» к школьному обучению.

Задачами обследования являются: подготовка на каждого ребенка стимульного материала (приложение № 1). Оформление детских работ. Выработка критерий оценки выполненной работы в баллах. Распределение детей по итоговым показателям. Составление психолого-педагогических характеристик детей, отнесенных по итогам тестирования к различным группам.

Методика проведения исследований

Для проведения исследований каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с представленными образцами (7). Это «Графические ряды» (см.Приложение № 1). Дети должны продолжить узоры самостоятельно, все четыре ряда последовательно. Это задание предъявляет требования в плане тонкой моторики руки, воспроизведения, внимания, работоспособности, планирования и контроля.

Следующее задание – «Точки». Это узор из точек. Узор состоит из 10 точек, имеющих четкое пространственное расположение (см.Приложение). В заданном образце точки должны строго находится в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий тетрадного листа.

Третье задание – «Рисование дома – дерева-человека». Включает в себя рисование на обратной стороне листа трех изображений – дома, дерева, человека. Включение этого задания обусловлено высокой информационной значимостью графических рисовальных тестов и их широкой распространенностью в практике психологических исследований.

Четвертое задание – «Дорожка звуков» направлено на исследование сформированности у ребенка операции звукового анализа и включено в данную методику с целью изучения готовности ребенка к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма.

Подготовка к проведению обследований

Для проведения обследований индивидуально на каждого ребенка должно быть следующее: простой карандаш, подготовленная особым образом одинарный листочек в клетку. Инструкция дает детям в речевой форме, без показа способ выполнения задания на доске, сразу обо всем объеме работы. Предъявляется детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, надо говорить: «Сначала вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисованы 4 узора и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего. Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки. Посмотрите, здесь нарисуете дом, посередине дерево, а справа человека».


Исследование операции звукового анализа

Когда первый ребенок закончит работу, психолог вызывает его к себе: «Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовешь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее четко произносится слово и психолог спрашивает: «Какой первый звук в слове? Какой второй звук в слове? А что идет потом? Сколько всего звуков в слове?» Предъявляемое слово вписывается на листочек в свободном от детских рисунков месте, и под ним психолог «+» или «-« отмечает те звуки, которые называет ребенок. «+» обозначается правильно названным в нужном месте звук, «-« - отмечается пропуск звука или его неверное обозначение. Предлагаемые слова: бочка, миска, палка, кофта, булка, труба, круги, крыша, глина, груша, кактус, бублик, лыжник.

Критерии оценки выполненной работы в баллах

1. Графические ряды.

За каждый верно выполненный ряд – 1 балл. За 1 сбой в ряду – 0.5 балла. При 2 и более сбоях, при 1 сбое и 1 нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности – 0 баллов. Таким образом, максимальная суммарная оценка за правильно выполненные графические ряды – 4 балла, а минимальная – 0 баллов.

2. Узор из точек.

За верное воспроизведение узора – 1 балл. За незначительное уплотнение или растяжение – 0.5 балла. За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек – 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка за правильно выполненное задание – 1 балл, минимальное – 0 баллов.

3. Рисунок.

За хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков – 1 балл за каждый рисунок. Хорошо выполненным изображением считается довольно крупное по размеру изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линии. В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов: у дерева – четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома – стены, крыша, окна, дверь; у человека – довольно крупная фигура, наличие одежды; хорошо если передается движение, на лице отражается эмоция. Все изображения или их отдельные детали раскрашены. Возможен и другой тип изображения, который тоже оценивается 1 баллом. Очень лаконичные по стилю изображения, без лишней детализации, каждый рисунок выполнен изолировано, размер у всех рисунков одинаково средний. За контурное выполнение рисунков при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы – у человека; листья, ветки второго порядка – у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах) – 0.5 баллов. За мелкие изображения – 0.5 балла, за очень мелкие изображения – 0 баллов, за схематичные изображения, в котором отсутствуют основные детали – 0 баллов. Таким образом, максимальная суммарная оценка за выполнение рисунков – 3 балла, а минимальная – 0 баллов.


4. Звуковой анализ.

За безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска – 1 балл. За 2 и более ошибки, пропуск гласных в слове – 0 баллов. Таким образом, максимальный балл за выполнение задания на звуковой анализ – 1 балл, а минимальный – 0 баллов.

5. Моторика.

Отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей, которые выявляются при выполнении графических рядов и рисунков. За четкость движений, с четкими углами, без дрожания и грязи при хорошем и среднем и сильном нажиме – 1 балл. В остальных случаях балл не дается. Максимальная оценка за моторику – 1 балл, минимальная – 0 баллов.

Распределение детей по итоговым показателям

В итоге ребенок может получить от 10 до 0 баллов.


  • Первая группа: 10-8.5 баллов – высокая возрастная норма.

  • Вторая группа: 8-6.5 баллов – стабильная середина.

  • Третья группа: 6-3.5 баллов – «группа риска».

  • Четвертая группа: 3-0 баллов – «беда».

Психолого-педагогические характеристики детей, отнесенных по итогам обследования к различным группам

Первая группа: условно называется «Высокая возрастная норма». К ней относятся дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, развитые фономатический слух и зрительно-двигательная координация. Дети активны, любознательны, уверены в себе. Мотивационная сфера направлена на успешное решение познавательных задач.

Вторая группа: «Стабильная середина». К ней относятся дети в основном соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность, но часто они допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.

Третья группа: детей неспроста называется «Группой риска». У них отсутствую навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Многие дети затрудняются проанализировать заданный образец и все графические пробы выполняют одинаково. Здесь без консультаций с психоневрологом, дефектологом и логопедом не обойтись.


Четвертая группа: названа «Беда», и это часто действительно беда и для ребенка, и для его семьи, и для педагогов. В самых тяжелых случаях мы видим в детских работах полное отсутствие понимания того, что от них требуется. Образец из точек ребенок также не может проанализировать: он не понимает внутренней структуры образца, а иногда и смысла самого задания. Особое внимание привлекают рисунки выполненные детьми этой группы. В них отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Операция звукового анализа не сформирована. Во всех случаях необходимо помнить, что те дети, чьи работы попали в 4 группу, должны быть проконсультированы специалистами и после решения вопроса о путях их дальнейшего обучения и воспитания, они будут требовать постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей.

Выводы

Предложенная методика позволяет оценить с достаточно высокой степенью надежности у детей уровень развития зрительно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирование и организации произвольной деятельности. Данные обследований позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе. За 3 года мы обследовали 169 первоклассников и получили следующие результаты (см. приложение № 2). Из диаграммы хорошо прослеживается динамика роста поступающих в первый класс детей, отнесенных к группе «риска» и группе «беда». Поскольку обследование проводится в начале учебного года, то у педагога появляется возможность уже на начальном этапе обучения увидеть особенности каждого конкретного ребенка и в связи с выявленными проблемами перестроить подходы к обучению и воспитанию.

Важные выводы можно сделать обратив внимание на детские ошибки при воспроизведении графических рядов. Так, если ребенок допускает сбои на старте работы с рядом, то мы можем допустить, что ребенок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. Незавершенные, т.е. не доведенные до границы листочка, ряды укажут нам на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой. Неуверенного, тревожного ребенка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом. Наличие в детских работах графических рядов с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывает на астеничного ребенка, у которого высокая истощаемость нервной системы. В коррекционной работе с таким ребенком целесообразно уделить внимание щадящему режиму.


В заключении необходимо добавить о том, что результаты психолого-диагностического скрининга дает основание психологу более глубокому обследованию детей и оказанию психологической помощи.

Литература


  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.: ТЦ «Серена», 1996.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1982.

  4. Готовность детей к школе. М.: МО РФ, 1992.

  5. Диагностика умственного развития дошкольника. М., 1978.

  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

  7. Екжанова Е. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах. Г. «Школьный психолог» М., 1993.

  8. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости/Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.

  9. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 1982.

  10. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: № 13 Магистр, 1994.

Приложение № 1