litceymos.ru 1

Государственный строй стран мира.


10 класс.

И. В. Ожогина,

учитель географии

МОУ СОШ №14


Цели: - Изучить формы государственного правления и административно-

территориального устройства. Ориентироваться на политической карте мира

- Дать определение понятий «республика», «монархия», «унитарная» и

«федеративная» формы правления

- Формировать  способности анализировать, сопоставлять явления и

факты, работать с текстом и картами.

.

Оборудование: компьютер, мутимедиа проектор, мультимедийная презентация.


* - щелчок левой кнопкой мышки перед словами учителя

** - щелчок левой кнопкой мышки после слов учителя

~ - нажать гиперссылку по тексту

-щелчок левой кнопкой мышки по гиперссылке


-следующий слайд


-возврат на предыдущий слайд



№ слайда

Ход урока.


Работа учеников

и предполагаемые ответы



*


*

*


*

**

~

~


**


*/**

*/**

*

**


*

**


~



*


*


*

*

*


**


**


**





**


*


**


**


**





*


**


*


*


*





  1. Проблемная ситуация.


- При изучении политической карты мира необходимо рассматривать несколько вопросов: что это за страна, где она расположена, кто ею правит.


- Итак. Перед вами очень известные в мире лица, знаете ли вы их?


- Кем они являются в своей стране?

- Кто-то является президентом, кто-то канцлером, королем или королевой. От чего это зависит?


- В зависимости от формы правления, различают государственный строй стран.

- Это и будет являться темой нашего урока.

Сегодня мы и рассмотрим формы государственного правления и административно-территориальное устройство стран.

- В мире существует две формы правления,

какие, по вашему мнению?

- Что же представляет собой республика

и монархия?

- Что древнее по вашему?

- А были ли в древности республики? Какие вы знаете?


- Как видим форм административно-территориального управления – 2, о них мы поговорим позже.


- Что же представляет собой республиканская система правления? Она бывает двух типов: президентская и парламентская, кто является главой государства?

- В президентской республике?

- В парламентской республике?

- Приведите примеры президентской республики.


- Вот еще некоторые примеры таких стран


- Приведите примеры парламентской республики

- Посмотрите, какие еще страны имеют такую же форму правления?

- Самая древнейшая республика из ныне существующих Сан-Марино, а с какого года она существует?

(Сан-Марино)


II. Работа с картой.

Давайте рассмотрим государственный строй стран мира на карте:

- На каком материке нет республиканской формы правления?

-На каком материке только республиканская форма правления?

- Где больше республик в Европе или Азии?

- Назовите и покажите республики в Европе.

- В Азии.


- Кроме этого в мире существует особая форма правления, которая не отнесена к предыдущим - это Ливийская Арабская Джамахирия. Что же она собой представляет?


Следующая формы правления - монархия тоже различается:

на конституционную, абсолютную и теократическую монархию.

(по мере необходимости учитель может перейти по гиперссылке на справочник – монархия)

Их различие заключается в следующем:

Конституционная –

Монархическая –

Теократическая

- Запишите в тетрадь виды монархий, их отличия,

они выделены, синим цветом


Давайте приведем примеры по каждому типу монархии:

Конституционная монархия –


Абсолютная монархия-


Теократическая монархия


(При наличии времени учитель рассматривает с учениками гиперссылки с интересными сведениями о странах)


III. Работа с картой.

- На каком материке больше всего стран с монархической формой правления?

- Назовите и покажите монархии Европы,

Азии.

- Какие страны Африки имеют монархическую форму правления?

- На каком материке отсутствуют монархии?



- В зависимости от того, кто является монархом, принято различать:

(гиперссылки дают дополнительную информацию о стране или фотографию главы страны)


- Пока мы рассматривали карты вы, наверное, обратили внимание еще на одно разделение стран: Государства в составе Содружества, что же это за страны?

- Приведите примеры таких стран.


-Итак, что же мы рассмотрели в 1 части урока:

Что такое республика, виды республик.

Что такое монархия, виды монархий.


- Но это еще не полные данные о государственном строе страны, необходимо еще знать форму административно-территориального устройства: это унитарная и федеративная формы

- Приведите примеры таких стран

- Запишите в тетрадь формы административно- территориального устройства.


IV. Работа с картой.

- На каком материке больше стран с федеративной формой правления, покажите их

- Покажите страны на других материках: Африке, Америке


- Существует еще одна временная форма правления: конфедерация, которая распадается или становится федерацией.


- Итак, что мы рассмотрели во второй части урока:

Формы админ.-террит. устройства: федеративная и унитарная


V. Подведение итогов.


- Для того чтобы вы проверили, как вы изучили материал, что запомнили, я предлагаю вам тест, в конце вы сами сможете себя оценить.

- Исправления во время работы не допустимы!

(тест на 5 мин, с самооценкой учащегося)


- А теперь поставьте себе оценку.


- Следующая работа – практическая.

Читаем задание. Выполняем его по рядам, делаем запись в тетрадь, потом зачитываем результат.

(практическая работа рассчитана на 5 – 7 мин., выполняется учениками по рядам)



Итак, читаем примеры.


VI. Домашнее задание.


  • Знать понятия: «монархия», «республика», «унитарное», «федеративное государство», «содружество», «теократическая монархия», «конституционная монархия», «абсолютная монархия».

  • * Подготовить презентацию о

государственном строе страны

(до 5 слайдов)

- В подготовке домашнего задания вам могут

помочь следующие сайты, запишите их.

- До свидания.




  • Королева Великобритании Елизавета II

  • Король Испании Хуан Карлос I и королева Испании Софья

  • Папа Римский Бенедикт XVI

  • Канцлер (премьер-министр) ФРГ Ангела Меркель

  • Президент РФ Дмитрий Медведев


Главой государства


От формы правления


Запись в тетрадь темы


республика и монархия

ответы учеников, чтение определения

«монархия»

ответы учеников, комментарий учителя (Афины, Спарта, Великий Новгород)


президент

премьер-министр

примеры учеников

чтение названий стран со слайда

примеры учеников

чтение названий стран со слайда


ответы учеников

чтение текста со слайда


Запись в тетрадь типа республики, главы правительства


Австралии


Южной Америке


Ученики выходят к доске и показывают страны


Чтение текста со слайда


Чтение текста со слайда

Чтение текста со слайда

Чтение текста со слайда

Запись в тетрадь видов монархий, их отличий


Примеры учеников, чтение текста со слайда

Примеры учеников, чтение текста со слайда

Примеры учеников, чтение текста со слайда



Евразии


Ученики выходят к доске и показывают страны

Марокко, Лесото, Свазиленд


Южная Америка


Чтение текста со слайда


Чтение текста со слайда

Примеры учеников, чтение текста со слайда


Чтение текста со слайда

Примеры учеников, чтение текста со слайда

Запись в тетрадь форм админ.-территориальн. устройства


Евразии


Показ стран на карте


Чтение текста со слайда


Запись ответов в тетрадь


Работа в тетради


Ученики читают примеры.


Запись д/з в дневник


Запись названия сайтов в тетрадь