litceymos.ru 1

Основные тенденции развития дошкольного образования в наше время связаны с созданием полноценного пространства развития ребёнка и с комплексным сопровождением индивидуального развития детей.

Насыщенная событиями жизнь в ДОУ и физическая и психологическая безопасность, событийность, взаимосвязь взрослого и ребёнка способствуют эффективной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника, необходимые для освоения мира и присвоения культуры.

Педагоги создают в ДОУ социокультурную среду, которая позволяет ребёнку удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты, создают условия для самостоятельного конструирования образа своего Я.

В центре внимания педагогов в течение учебного года были следующие задачи:


  1. Социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (приобщение ребёнка к миру взрослых людей, их деятельности, миру чувств и переживаний).

  2. движение и творчество (развитие двигательной активности детей, приобщение их к здоровому образу жизни, к ценностям физической культуры, как части общечеловеческой культуры).

  3. взаимодействие детского сада с семьёй ( создания единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; повышение её правовой и психолого – педагогической культуры, выработка согласованных педагогических требований к ребёнку с учётом его самостоятельности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей).

Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста.

Педагоги ДОУ каждой возрастной группы поставили перед собой цели: детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряют в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними.


Необходимо также изменить обстановку в детском саду, приблизив настолько это возможно, условия в нём к домашним. Для этого, в частности, в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи: Утро радостных встреч (после выходных, отпусков, болезней), Весёлые каникулы, Изучаю мою родословную (составление альбомов «Моя семья – моя родословная»).

Разработали многовариантный и гибкий режим дня, например «Мы одни» (нет помощника воспитателя), «У нас праздник» (в дни утренников), «Плохая погода» (сильный дождь или метель).

Большое внимание уделяем эмоционально благополучному микроклимату. Дети «по барометру настроения» определяют эмоциональное состояние своё и других детей. «А сегодня я такой!» ( воспитатель Жакеева Л.В., старшая группа), «Разноцветная полянка» ( воспитатель Тихомирова Н.П., средняя группа).

В каждой возрастной группе ДОУ имеются семейные альбомы, мягкие игрушки, иллюстрированный материал с красочными картинками о природе, магнитофоны с релаксирующей музыкой. Оформлены уголки ряженья, разнообразные виды театра, которые используются для самостоятельной творческой деятельности детей.

На базе детского сада было проведено методическое объединение семинар – практикум «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Полноценное физическое развитие ребёнка – это основа формирования личности. Поэтому одна из основных задач ДОУ – охрана и укрепление здоровья детей, развитие их двигательной активности, приобщение к здоровому образу жизни, к ценностям физической культуры.

Проанализировав физкультурно-оздоровительную работу и мероприятия по устранению причин заболеваемости, зависящих от ДОУ, мы создали план оздоровительных мероприятий (различные формы организации с детьми в каждой возрастной группе) на весь учебный год.

План предполагает обеспечение необходимых условий: помещение, закаливание, дорожек здоровья, спортивного оборудования, атрибутов для игр; организовали уголки уединения (т.к. физическое здоровье неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием).


Для повышения сопротивляемости организма простуде педагоги используют точечный массаж, дыхательную гимнастику. Лучшим способом (методом) тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений применяем сказочные эстафеты, зоологические забеги. Педагоги особое внимание обращают на осознанное выполнение заданий, чтобы ребёнок не просто освоил движение, но выполнил его с удовольствием. В старшей группе были организованы праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папы, мамы играйте с нами» (Грисс А.Н.).

В музыкально-ритмической деятельности (Ельникова О.Г. и Приходько О.В.) создают атмосферу игрового пространства, побуждают ребёнка к фантазиям, передают чувства, эмоции персонажей в движениях, пластике тела, уделяют большое внимание театральной деятельности. Педагоги провели музыкальные сказки: «Почему у зайца короткий хвост?» (Приходько О.В.), «Где зимует лето?» (Ельникова О.Г.).

В течение многих лет поддерживаем тесный контакт с учреждениями культуры – КДЦ и МВЦ.

Педагоги и дети старшего дошкольного возраста приняли активное участие в районной выставке – конкурсе рисунков «Моя мечта». За активное участие награждены дипломом и призами.

Важнейшая задача педколлектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.

В работе с родителями используем такие формы, как собрания, конференции, устные журналы, тематические ширмы, папки-передвижки, выставки детских рисунков и поделок.

Постоянно, в каждой возрастной группе детского сада обновляется информация для родителей по разным направлениям:


  • «Современные пути оздоровления дошкольников».«Психологическое здоровье ребёнка как основополагающий фактор социально – эмоционального благополучия».

  • «Мир, в котором я живу».

  • «Играя, познаю себя и других».

  • «Игровая занимательная гимнастика после сна».

Педагоги уверены в том, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении нацелен только на всестороннее формирование и развитие личности ребёнка.