litceymos.ru 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА





Учитель: Будич Е.В. 2011год


Использование компьютерных технологий на уроках английского языка

(из опыта работы)

Будич Елена Валерьевна

учитель английского языка

Предмет иностранный язык в курсе основной школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения иностранного языка.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. В этой связи под современными информационными технологиями целесообразно понимать педагогические технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. В сфере обучения иностранному языку появились новые возможности.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 


B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.


Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:

Представлять на уроках иностранного языка максимальную наглядность


  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;

  • привлекать пассивных слушателей;

  • делать занятия более наглядными;

  • обеспечивать моментальную обратную связь;

  • экономить время для речевой практики;

  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;

  • упростить контролирование учебной деятельности учеников;

  • объективно оценивать действия учащихся;

  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

  • дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

  • снимать отрицательный психологический фактор во время ответов учащихся

  • осваивать навыки работы, поиска информации и её грамотного использования;
  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;


  • приобрести навыки работы с компьютером;



Развитию творческих способностей учащихся, логического мыщления, интереса к предмету способствует выполнение учащимися самостоятельных работ, оформленных в виде презентаций ( проектов, и др.) с последующей их защитой.

Современное обучение и учебные игры сейчас уже невозможны без технологии мультимедиа, которая дает возможность использовать текст, графику. Видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе.

Роль тематических презентаций

С переходом на обучение по новым государственным программам остро встала проблема нехватки времени для прохождения учебного материала. Применение компьютера и компьютерных технологий стало просто необходимым. Оно делает учебный процесс более эффективным ,экономит время, повышает интерес учащихся к изучению предмета. Поэтому сейчас чаще применяю в своей работе презентации.

При изучении нового материала использую тематические презентации. Необычность подачи материала, красочность и краткость записей позволяют учащимся лучше воспринимать новый материал. Работает одновременно и зрительная, и слуховая память.

Удобно пользоваться презентациями при организации самостоятельной работы учащихся на уроке, в том числе групповой работы. Задания демонстрируются на экране, а через какой-то промежуток времени на экране появится ответ на вопрос.

Применяются презентации и при организации устной работы на уроке. На экране демонстрируются задания, а затем правильные ответы.

Используются презентации и при повторении учебного материала ( при помощи красочных слайдов за короткое время можно повторить большое количество материала).

Кроме того, учащиеся, пропустившие урок, могут использовать презентации для индивидуальной работы.

Прийти к такому выводу мне помогла работа над моей методической темой по самообразованию “Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку ”.



Этапы становления опыта



1. Этап “ИКТ как объект изучения”


  • Изучение возможностей применения на уроках обучающих CD дисков и интернет ресурсов.

2. Этап “Использование элементов ИКТ на уроках английского языка”

  • Создание материалов с использованием ИКТ и применение их на уроках: 

    • презентации (Power Point) для введения или отработки лексического или грамматического материала;

    • дидактические материалы, созданные с использованием текстового редактора Microsoft Word;

3. Этап “ИКТ как инструмент обучения” В рамках данного этапа проходит работа над созданием и апробацией комплекса методических и дидактических материалов к УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English -” (2-4 класс), “Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней, программы Muzzy, курса Let’s Go, Grammar Friends, для среднего и старшего звена программы для сдачи экзаменов KET, PET, FCE, Longman Grammar, а также интерактивные курсы “Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited.Longman). “English Grammar In Use” Second Edition with CD-ROM (Raymond Murphy, Cambridge University Press).

На сегодняшний день мною активно применяются на уроках английского языка следующие материалы с использованием ИКТ: 

  1. Презентации в Power Point для введения и отработки лексического и грамматического материала.

  2. Презентации, созданные в онлайн среде Prezi.

Введение новой лексики и грамматики

Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал, а также позволяют излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников и привлекать пассивных слушателей;


Отработка и закрепление изученного лексического материала

В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики:


  • Составь слово из букв;

  • Назови слова на определенную букву;

  • Вставь слово в предложение;

  • Найди синонимы (антонимы);

  • Опиши картинку;

  • Заполни таблицу;

  • Составь рассказ по плану и другие.

Эти задания, представленные с помощью компьютерных технологий, обеспечивают моментальную обратную связь, позволяют экономить время для речевой практики, а также более продуктивно организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.

Например, тема «Рождество» http://zarenglgymn2.ucoz.ru/load/uroki_i_meroprijatija/christmas/3-1-0-58

тема «Животные», «Животные в опасности»

http://zarenglgymn2.ucoz.ru/load/uroki_i_meroprijatija/prezentacija_k_uroku_v_powerpoint/3-1-0-59

http://zarenglgymn2.ucoz.ru/load/uroki_i_meroprijatija/prezentacija_k_uroku/3-1-0-60

Введение и отработка грамматического материала

Например, презентация “Исчисляемые-неисчисляемые имена существительные”

http://zarenglgymn2.ucoz.ru/load/uroki_i_meroprijatija/ischisljaemye_i_neischisljaemye_imena_sushhestvitelnye/3-1-0-61


http://zarenglgymn2.ucoz.ru/load/uroki_i_meroprijatija/past_simple_vs_past_continuous/3-1-0-62

2. Интернет ресурсы и СD диски для организации проектной деятельности и разработки собственных презентаций.

Проект - это практический и действенный метод поощрения детей к творчеству, всестороннему развитию, воспитанию самостоятельности и успешного обучения.

На уроках иностранного языка темы проекта, как правило, сориентированы на интересы детей, проблемы и задачи, которых актуальны сегодня. Поскольку на уроках иностранных языков происходит тематическое освещение материала, то и каждая тема может быть темой для проекта.

Работа над проектами с использованием ИКТ организована следующим образом:

После прохождения очередной темы (по любому УМК) один-два урока я посвящаю разработке и защите проекта. Проектная деятельность позволяет не только развить коммуникационные и языковые умения учащихся, но и мыслительные процессы.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

- для включения материалов сети в содержание урока,

- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом,

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,


- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,

- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

3.Обучающие компьютерные игры

Основные задачи, которые я ставлю перед собой, используя компьютер и обучающие компьютерные программы — накопление, обогащение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по английскому языку, знакомство с культурой страны изучаемого языка, расширение словарного запаса, развитие навыков монологической и диалогической речи, помощь учащимся сделать сознательный выбор в дальнейшем изучении предмета.

При организации развивающих занятий учитывается уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности и интересы. На занятиях недопустимы перегрузки, поэтому занятие состоит из двух частей: 1-ая часть — это устное знакомство с новым материалом, либо активизация уже изученной темы. 2-ая часть — это компьютерный тренинг или компьютерное тестирование. В этой части отрабатывается практический материал из первой части занятия. Компьютерные программы — разноуровневые, таким образом, ученик сам может выбрать степень сложности того или иного материала. Кроме этого, отрабатываются навыки работы на компьютере. Такой дифференцированный подход позволяет избегать перегрузки учащихся, способствует реализации возможностей каждого ученика, повышает интерес предмету.


Мои занятия строится таким образом, что учащиеся изучают материал, идя от простого к сложному: осваиваем клавиатуру компьютера, лексику, грамматику, играем, составляем диалоги, занимаемся аудированием. У нас в классе много дисков с компьютерными программами «Дракоша», «Английский от А до Z», «Живые книжки», «Занимательный английский», «Клиффорд», «Английский через игры и диалоги», «Веселый английский», «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента». Так курс «Практическая английская грамматика» позволяет учащимся проверить себя в процессе выполнения упражнений. Набирается ответ, и если он правильный, то компьютер его примет. Если ответ неверный, будут даны еще две попытки, если вы ошибаетесь опять, компьютер дает подсказку. Этот курс удобен и экономит время. Один взгляд на экран - и учитель знает, сколько ошибок сделал ученик, потому что неправильные предложения выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя есть информация о количестве ошибок ученика. Таким образом, в конце курса учащиеся овладевают навыками работы на компьютере при выполнении программ разных уровней сложности на английском языке, активизируют лексический и грамматический материал, умеют грамотно использовать этот материал, высказываться по изученной теме, развивают навыки устной речи и аудирования.


Внеклассная работа

Кроме организации уроков с использованием мультимедийных средств, ИКТ используются и для организации внеклассной работы.

Так в рамках проведения “Недели иностранных языков” организуются олимпиады среди учащихся 2-9классов. Также детям предлагаются различные викторины и головоломки, которые вывешиваются на специальном стенде. Кроме того среди команд проводятся всевозможные игры с использованием Презентаций.

А в течение года организуются праздники (Хэллоуин, День святого Валентина и Рождество), в рамках которых также проводятся игры с использованием ИКТ.

Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. Следует сказать ,что компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика. Ведь при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.



Заключение

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

 

 


Список используемой литературы


  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.–352 с.

  2. Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2005-06 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2006.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)


  4. Смирнова Е.Ю. Тематическое и поурочное планирование по английскому языку. -М.: Издательство “Экземпляр”, 2003. – 126 с.

  5. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

  6. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3. С.64-65.

Интернет-ресурсы

http://www.1september.ru