litceymos.ru 1

Беседа о мире профессий с элементами игры для учащихся 1-4 классов.

Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на возрастных особенностях детей. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек должны включатся игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. В процессе планирования профориентационного занятия для учащихся 1 классов важно учить выделять в профессиях существенные, главные стороны. Конспект занятия для начальных классов с 1 по 4 классы общеобразовательной школы включает в себя профориентационные игры и упражнения. Структуру занятия необходимо менять в зависимости от возраста, можете использовать свои игры и упражнения. Продолжительность профориентационной беседы - 40-45 минут.

Цель занятия: создание у школьников младшего дошкольного возраста конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире. Получение информации о мире профессий.

Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Меня зовут (представится по имени, отчеству). Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях, ведь их в мире очень много. Ребята, какие вы знаете профессии? Дети называют 10-15 профессий, их необходимо записать на доске. Если будут названы профессии типа «директор», необходимо рассказать о разнице между профессией и должностью.

А также поговорим: кем работают ваши мамы, папы, старшие братья и сестры. У всех у них разные профессии: учитель, врач водитель, бухгалтер, экономист. А вы кем хотите стать, когда вырастете? Дети рассказывают о профессиях своих родителей и о профессии, о которой мечтают сами.

Профориентационные игры и упражнения.

1. Игра «Самая - самая». А давайте мы с вами сейчас поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар, конфеточница).


Характеристики:

- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.); >

- самая волосатая профессия (парикмахер);

- самая детская профессия (детский врач - педиатр);

- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);

- самая серьезная профессия (программист, военный и др.).

- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);

- самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).

В зависимости от возраста количество характеристик можно уменьшить или увеличить. В более старших классах в игре можно использовать мяч. Участники встают в кружочек, ведущий стоит в середине, называет вопрос и кидает мяч участнику: «Маша, назови мне самую зеленую профессию». Если затрудняется с ответом, помогают все. В 4 классе класс можно разбить на команды: «Первая команда называет самые сладкие профессии, вторая - самые зеленые и т.д.»

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Баллы нужно подсчитывать после каждой игры и объявлять победителя.

2. Игра «Волшебный мешочек». (1-2 классы). В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (ручка, указка, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.

Для детей более старшего возраста можно усложнить: не заглядывая внутрь мешочка,
- только на ощупь - ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то
профессиями. \

3. Игра «Профессия на букву». Цель упражнения - расширение знаний о
мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о
профессиях. '^ ]

Сейчас я назову букву. Кто знает, назовите профессию на данную букву? (Можно буквы написать на доске. Букв не должно быть более 5-6, дети могут устать, им будет не интересно. Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о).


Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит
пояснить, о чем идет речь или корректирует сам представления учеников о тех или иных
профессиях. Совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно
правильных) названий профессий. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту
или иную профессиональную деятельность. !

Ведущий должен фиксировать успешность действий каждого ребенка - за названную
профессию давать 1 балл. 4

4. Игра «Кто есть кто?». Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания '\ учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе.

Инструкция:

1. «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.


Баллы за эту игру дети не получают, ведущий может, при желании, выделить наиболее активных ребят.

5. Игра - рассказ «Один день из жизни...»

Для закрепления знаний, полученных на профориентационном занятии, детям предлагается составить рассказ о профессии, о которой они мечтают. Рассказ называется «Один день из жизни...». На обсуждение класса предлагается послушать рассказы 2-3 ребят. Если в рассказе допущены неточности, ведущий и дети поправляют их. При желании можно классом составить единый рассказ о представителе какой-либо профессии.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Мы с вами сегодня многое узнали о знакомых нам профессиях, а также познакомились с новыми профессиями. (Для закрепления полученных знаний можно повторить еще раз с детьми новые названия профессий).

Мир профессий огромен. И чем больше мы будем знать о различных профессиях, тем точнее сложится образ будущей профессии.

Подводятся итоги соревнования между детьми. Наиболее активные дети (набравшие наибольшее количество баллов) отмечаются ведущим.