litceymos.ru 1

Анализ работы ШМО естественно-научного цикла за 2011-2012 учебный год.

Руководитель ШМО: Лагунова Е.П.

В ШМО естественно-научного цикла входят Лагунова Е.П. - учитель математики и информатики, Лапутько О.Н. – учитель математики и физики, Иовлева А.А. – учитель биологии и химии, Пиджакова Г.В. – учитель технологии и ОБЖ, Милькова Т.Г. учитель начальных классов. Три педагога имеют высшее образование, один неполное высшее, один среднее специальное. Все учителя с I квалификационной категорией.

Школьная методическая работа – это система развития творческого потенциала учителя и коллектива в целом.

Главная и основная задача работы учителя – построение учебного процесса таким образом, чтобы ученики не только овладели знаниями и умениями, предусмотренными государственными стандартами, но смогли их творчески применять в своих исследованиях при решении любых учебных задач.

ШМО естественно-научного цикла в 2011-2012 учебном году работало над реализацией следующих задач:


  1. Гуманизация процесса обучения, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащегося.

  2. Целесообразное сочетание различных форм организации учебной деятельности учащихся.

  3. Систематическое проведение индивидуальной работы, как со слабыми учащимися, так и стремление уделять максимальное количество времени для углубления программных знаний более подготовленных учащихся.

  4. Пополнение фонда разноуровневых дидактических материалов.

  5. Овладение методикой работы в классах-комплектах.

Через работу внутришкольного ШМО естественнонаучного цикла, учителя школы повышают свой профессиональный уровень самообразование, знакомятся с достижениями педагогической науки, изучают передовые педагогические технологии, анализируют и оттачивают своё мастерство, свою технологию преподавания предметов, исходя из индивидуальных способностей каждого ребёнка и индивидуальных особенностей класса в целом, материальных возможностей, личного опыта и опыта лучших педагогов города, страны.


В текущем году было проведено пять плановых заседаний. В ходе заседаний изучались нормативно-правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся среднего и старшего звена. Велась работа по повышению квалификации учителей путем обмена опытом, проведения открытых уроков, подготовки сообщений.

На первом заседании были рассмотрены рабочие программы всех педагогов – предметников. Все программы подготовлены на достаточном уровне. Рассмотрели и подкорректировали годовой план работы ШМО естественно - научного цикла. Приняли решение об участии в I этапе Международной Олимпиады по основам наук.

Определили темы проектов и исследовательских работ.

Исследовательские работы

№ п/п

Ф.И. педагога

Тема исследовательской работы

предмет

Ф.И. учащегося

Класс

1

Иовлева А.А.

«Возможности человеческого организма»

биология

Яворская Л.

8

2

Лагунова Е.П.

«Виды пирамид и их влияние на жизнь человека»

математика

Лапутько Н.

10

3

Лапутько О.Н.

«Простые механизмы»

физика

Лагунов Н.

7


4

Милькова Т.Г.

«Геометрические тела в пространстве»

математика

Сибиряков М.

4

5

Пиджакова Г.В.

«Выживание в автономном существовании»

ОБЖ

Бикташев А.

10


Из-за большой загруженности учащихся и детей в этом году НПК не была проведена, хотя работа по рефератам велась и рефераты были почти готовы, поэтому решили провести НПК по заявленным рефератам в декабре 2012 года, чтобы заранее заслушать эти рефераты и поучаствовать в фестивале «Юные интеллектуалы Урала»

Проекты

№ п/п

Ф.И. педагога

Тема исследовательской работы

предмет

Класс

1

Иовлева А.А.

«Жизнь под угрозой»

биология

5-6

2

Лагунова Е.П.

«Производная и её применение»

математика

11

3

Лапутько О.Н.

«Ускорение свободного падения»

физика

11


4

Милькова Т.Г.

«Что означает мое имя»

окружающий мир

4

5

Пиджакова Г.В.

«Жизнь без сигареты»

ОБЖ

10


Работа по методу проектов учителями и учащимися освоена на хорошем уровне. Все проекты выполнены. Открытые заключительные уроки по методу проектов дали: Лагунова Е.П., Иовлева А.А., Пиджакова Г.В.

На втором заседании подробно рассмотрели методику работы в классах-комплектах.

По методике работы выступили все учителя – предметники, работающие в классах – комплектах. Они сделали сообщения по имеющейся литературе и Интернет - источникам по данной теме. В ходе обсуждения пришли к выводу, что при учебе в классах-комплектах учащиеся должны овладеть следующими умениями:


    • сосредотачиваться на выполнении задания;

    • не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса;

    • не слушать ответы учащихся другого класса;

    • быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

Каждый педагог поделился первыми впечатлениями о работе в классах-комплектах, рассказал о применяемых методах и приемах работы в классах – комплектах. По плану работы ШМО в III четверти все учителя старшего звена должны были провести открытие уроки в классах – комплектах.

В конце I четверти наша школа традиционно участвовала в I тура Международной Олимпиады по основам наук. Анализ I тура Международной Олимпиады по основам наук показал, что в этом году в олимпиаде участвовало 11 человек. В 5 кл. 5 человек (100%), в 6 кл. 0 чел. (0%), в 7 кл. 2 чел (29%), в 8 кл. – 1 чел (14%), в 9 кл. 0 чел (0%), в 10 кл. 4 чел. (100%). На диаграмме это выглядит так:




По математике участвовало 5 чел. (45%), по русскому языку – 5 чел (45%), по информатике – 3 чел (27%), по физике – 1 чел (9%), по литературе – 1 чел (9%), по истории – 2чел.(18%), по обществознанию – 3 чел (27%), по МХК – 2 чел (18%). На диаграмме это выглядит следующим образом:



Результаты I этапа VIII Олимпиады по основам наук.

№ п/п

Ф.И.

Предмет

Класс

Сумма баллов

Прохождение во II этап

1

Айнетдинова Ю.

Русский язык

5

43

Премьер-лига

2

Самочернова А.

Русский язык

5

-

Не участвовала

Математика

53

Премьер-лига

3

Щелкунова А.

Русский язык

5

65

Высшая лига

4

Подольская К.


Математика

5

51

Премьер-лига

5

Милькова О.

Русский язык

7

63

Высшая лига

Математика

61

Высшая лига

Информатика

48

Премьер-лига

6

Лагунов Н.

Математика

7

66

Высшая лига

Информатика

84

Высшая лига

7

Сидорин А.

История

8

60

Высшая лига

8

Ахметзянова Д.

История

10

53

Премьер-лига

Общество

57

Премьер-лига

Литература

41

Премьер-лига


9

Бикташев А.

Общество

10

66

Высшая лига

Русский язык

43

Высшая лига

10

Лапутько Н.

Математика

10

64

Высшая лига

Информатика

52

Премьер-лига

Физика

83

Высшая лига

11

Алдабаева К.

Общество

10

38

Премьер-лига


На этом же заседании был проведен анализ месячника ГО (школьный и районный турслет). По этому вопросу выступила Пиджакова Г.В. она рассказала, как проходил районный турслет «Школа безопасности» и выделила распространенные ошибки: 1) нет навыков ориентирования по карте; 2) учащиеся не умеют ориентироваться по времени. Так же она отметила, что в школе нет возможности сделать полосу препятствий для тренировки.

Рассмотрели участие школьников в школьном туре олимпиад. В школьном туре олимпиад по информатике участвовало 3 человека, но наши учащиеся ещё не готовы решать олимпиадные задания по информатике, поэтому на олимпиаду никто не ездил. По математике участвовало 14 человек, на муниципальный тур ездили Лагунов Н. – 7 класс, Лапутько Н. – 10 класс и Храпцова О. – 11 класс. Иовлева А.А.- в олимпиаде по биологии участвовало 10 человек, на муниципальный тур ездила только Иовлева А. – 11 класс. Лапутько О.Н. – в олимпиаде по физике участвовало 8 человек, на муниципальный тур ездили – Лапутько Н. – 10 класс, Гребнев А. – 11 класс. Пиджакова Г.В. – по ОБЖ участвовало 9 человек на муниципальный тур ездила Иовлева А. – 11 класс.


Все учителя-предметники отмечают низкий уровень выполнения олимпиадных заданий, низкую мотивацию при подготовке к олимпиадам.

Во второй четверти учащиеся нашей школы участвовали во II туре Международной олимпиады по основам наук.

Результаты II этапа VIII Олимпиады по основам наук.

№ п/п

Ф.И.

Предмет

Класс

Сумма баллов

Награждение

Прохождение во II этап

1

Айнетдинова Ю.

Русский язык

5

50

Диплом III степени

Премьер-лига

2

Самочернова А.

Математика

5

21

Диплом участника

нет

3

Подольская К.

Математика

5

61

Диплом III степени

Премьер-лига

5

Милькова О.

Русский язык

7

80

Диплом I степени

Высшая лига


Математика

36

Диплом III степени

Премьер-лига

6

Лагунов Н.

Математика

7

64

Диплом II степени

Высшая лига

Информатика

66

Диплом II степени

Высшая лига

7

Сидорин А.

История

8

66

Диплом II степени

Высшая лига

8

Ахметзянова Д.

История

10

69

Диплом II степени

Премьер-лига

Общество

64

Диплом III степени

Премьер-лига

Литература

60

Диплом III степени

Премьер-лига

9

Бикташев А.

Общество

10

49

Диплом III степени


Премьер-лига

10

Лапутько Н.

Математика

10

46

Диплом III степени

Премьер-лига

Информатика

35

Диплом III степени

Премьер-лига

Физика

60

Диплом II степени

Высшая лига

11

Алдабаева К.

Общество

10

46

Диплом III степени

Премьер-лига


Предметные недели - традиционный вид внеклассной, творческой работы, позволяющий как учителям, так и учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Предметные недели проводятся с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроках. Игры, викторины, загадки, соревнования, развивают логическое мышление, внимание, память. Все это делает школьную жизнь детей более интересной, запоминающейся, расширяет кругозор и словарный запас.

В предметных неделях приняли участие все учащиеся с 5 по 11 класс. Неделю биологии и химии провела Иовлева А.А., неделю математики – Лагунова Е.П., Лапутько О.Н.

При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий в неделю математики учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных целей.

В рамках недели математики, физики и информатики, были оформлены стенды:


  • по математике – «Шевельни мозговой извилиной;

  • по физике - «Занимательные задачи»;

  • по информатике - «Кроссворды».

В течение недели были проведены следующие мероприятия:

1. «МатематикоМания» для 5-6 классов (Лапутько О.Н.)

2. «Мир вокруг нас» внеклассное мероприятие по физике для 7-8 классов (Лапутько О.Н.)

3. «Ключи от замка Математика» для 7-8 классов (Лагунова Е.П.)

4. «Кладоискатели» внеклассное мероприятие для 9-10 классов (Лапутько О.Н.)

5. «Звездный час» внеклассное мероприятие для 11 класса (Лагунова Е.П.)

6. «Турнир знатоков информатики» внеклассное мероприятие для 10-11 классов (Лагунова Е.П.)

Все мероприятия предметной недели были подготовлены и проведены на хорошем уровне. На каждом мероприятии демонстрировалась красочная презентация. Учащимся на мероприятиях было интересно, все с азартом включались в работу, равнодушных не было. После каждого мероприятия все участники получали сладкие призы. Охват участия школьников в предметной неделе традиционно 100%. В этом году учащиеся 10-11 классов были подключены к оформлению стенда, посвященного предметной неделе математики, физики и информатики. 10 класс оформили кроссворды по информатике, 11 класс оформили занимательные задачи по математике.

Основная цель проведения недели биологии: повышение познавательной активности, интереса к предмету биология.

Мероприятия недели биологии:

  1. «Путешествие на поезде «Здоровье»» для 1-4 классов.

Цель: Формирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • Учить экологической грамотности и сохраняющему здоровье поведению.

  • Развивать коммуникативные качества личности и творческие способности.

  • Воспитывать культуру поведения, уважительное отношение к одноклассникам и взрослым.

  1. «Люблю тебя, родной Урал» для 5-9 классов.


Цели:

    • Формирование экологического сознания и новых подходов бережного отношения к окружающей среде.

    • Привлечение внимания учащихся к проблемам охраны природы.

    • Формирование активной позиции учащихся по вопросам защиты окружающей среды.

  1. «Летите, летите!» праздник птиц для 1-11 классов.

Цель: Формирование правильной гражданской позиции по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о птицах;

  • Прививать любовь к природе, птицам;

  • Расширять кругозор и словарный запас учащихся;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Развивать коммуникативные качества личности учащихся.

4. Выпуск газеты «Люблю тебя, родной Урал». (9 класс)

Цель: Формирование правильной гражданской позиции по отношению к природе.

Проведение предметных недель в нашей школе осуществляется традиционно. Как форма деятельности они развивают личность учащихся, формируют креативные коммуникативные умения и развивают интеллектуальные способности. А также способствуют росту профессиональных умений учителей, давая возможность проявить себя организатором мероприятия для различных классов или разработчиком заданий.

В этом году в нашей школе скомплектованы классы-комплекты. Были проведены следующие открытые уроки.

№ п/п

Учитель

Предмет

Класс-комплект

Темы уроков

1

Лагунова Е.П.

информатика


8-9

8 класс: «Работа в текстовом редакторе»

9 класс: «Линейные вычислительные алгоритмы»

2

Иовлева А.А.

биология

8-9

8 класс: Обобщающий урок по теме «Пищеварение»

9 класс: «Основные понятия генетики»

Уроки были проведены на хорошем методическом уровне. Каждый учитель дал подробный самоанализ своих уроков.

Заседание ШМО естественно-научного цикла, прошедшее в апреле посвящено преемственности между начальной школой и средним звеном. Все учителя старших классов, которые будут работать в 5 классе, дали уроки в этом классе и посетили рабочие уроки. В этом году 5 класс идет очень слабый. Из 5 человек 1 планируется обучаться на индивидуальном обучении, 2 имеют нарушения в умственном развитии, и только 2 человека смогут осваивать программу 5 класса. Учителя старших классов дали рекомендации учителю 4 класса над, чем надо ещё поработать до конца учебного года и что учащиеся должны знать и уметь при переходе в 5 класс.

  • Лагунова Е.П. (учитель математики)

  1. учащиеся должны знать названия компонентов действий, знать правила нахождения неизвестных в уравнениях;

  2. уметь проводить действия с именованными данными;

  3. знать геометрический материал;

  4. решать простые текстовые задачи;

  5. уметь привлекать при решении задач жизненный опыт;

  6. знать таблицу умножения.

    • Иовлева А.А. (учитель природоведения)

  1. уметь давать развернутый устный ответ;

  2. в ответах должна прослеживаться логика ответа;

  3. уметь составлять вопросы по прочитанному тексту.
    • Пиджакова Г.В. (учитель ОБЖ)


      1. иметь внимание на уроках;

      2. иметь хорошую технику чтения;

      3. уметь выделять главное в тексте, составлять план ответа;

      4. вести тетради по ОБЖ.

В течение всего учебного года учителя ШМО естественно-научного цикла принимали активное участие в методической работе школы, выступали на педсоветах, совещаниях, родительских собраниях, педагогических консилиумах, педагогических чтениях. Регулярно посещали заседания ГМО, вносили посильный вклад в их работу.

Педагогическое мастерство учителей ШМО совершенствовалось через систему взаимопосещений уроков, проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по предмету, проведения индивидуальных методических консультаций.

В прошедшем году вся работа ШМО способствовала развитию творческого потенциала учителей, их профессиональному росту, а в конечном итоге – совершенствованию процесса обучения и воспитания, направленного на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Недостатки в работе ШМО:

  • недостаточная работа по подготовке школьников к предметным олимпиадам;

  • отсутствие системы в работе по обобщению передового педагогического опыта;

  • нет внедрения новых педагогических технологий;

Задачи на новый учебный год:

  • изучить и использовать в своей работе современные педагогические технологии;

  • повышать интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла, привлекая учащихся участвовать в разных конкурсах и проектах;

  • публиковать свои работы не только на школьном сайте, но и на других предметных сайтах в сети Интернет.

  • оказывать методическую помощь в повышении педагогического мастерства учителей;

  • организовать работу с одаренными детьми через групповые занятия, участие в предметных олимпиадах, научно-исследовательских работах;


  • пройти курсы по внедрению ФГОС в средней школе.