litceymos.ru 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п.Горноправдинск»


Справка

о результатах адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Дата проведения: сентябрь – октябрь 2012 год.

Количество респондентов:

5 «А» - 21

5 «Б» - 20

Всего: 41

Ответственный
: психолог Баранецкая В.Н.

Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезатаптации учащихся.


Задачи исследования:


  1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

  2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

  3. Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи.

  4. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.



В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

  • Анкетирование детей в форме свободных вопросов.

  • Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

  • Методика изучения удовлетворенности обучюащихся школьной жизнью А.А. Андреева

    • Тест школьной тревожности Филипса.

  • Анкетирование родителей;

  • Наблюдение за детьми на уроках и на переменах.

  • Проведение тренинговых занятий.

  • Беседы с учителями – предметниками.
  • Проведение социометрии.



Количественные и качественные данные,

полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации:

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребёнка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

    1. Как ты чувствуешь себя в школе?




      Мне в школе нравится

      Не очень нравится

      Не нравится

      5 «А»

      61%

      39%

      -

      5 «Б»

      68%

      31%

      1%

    2. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?




С хорошим

Бывает по-разному

Чаще хочется остаться дома

5 «А»

16%

61%


23%

5 «Б»

27%

60%

13%

3. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?




Пошёл бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

5 «А»

39%

39%

22%

5 «Б»

31%

27%

42%

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?




Не нравится, когда отменяют уроки

Бывает по-разному

Нравится, когда отменяют уроки

5 «А»

16%%

39%

45%

5 «Б»

26%

27%

72%













5. Как ты относишься к домашним заданиям?

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа




Я хотел бы, что бы д. з. были

Затрудняюсь ответить

Что бы домашних заданий не было.

5 «А»

22%

39%

39%

5 «Б»

31%

31%

38%













6. Хотел бы ты, что бы в школе были одни перемены?




Нет, не хотел бы

Не знаю

Да, хотел бы

5 «А»

55%

11%

34%

5 «Б»

43%

31%


26%





























































7. Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?

Эмоциональное взаимоотношение в семье:




Рассказываю часто

Редко

Не рассказываю

5 «А»

34%

45%

21

5 «Б»

72%

27%

1%











8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

О возможных проблемах свидетельствует выбор третьего варианта.




Мне нравится наш кл руководитель

Затрудняюсь ответить

Хотел бы, что был другой кл руководитель

5 «А»

100%







5 «Б»

100%



















Для выделения детей «группы риска» по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе, свидетельствуют вопросы 9, 10. О полной изоляции или отвержении ребёнка может свидетельствовать выбор третьего варианта.

9. Есть ли, у тебя друзья в классе?




У меня много друзей в классе

У меня мало друзей в классе

У меня нет друзей в классе.

5 «А»

90%

5%

5%

5 «Б»


73%

26%

1%

10. Как ты относишься к своим одноклассникам»




Мне нравятся мои одноклассники


Мне не очень нравится мои одноклассники

Мне не нравятся мои одноклассники.

5 «А»

65%

25%

10%

5 «Б»

84%

10%

6%

























11. Твой любимый предмет:

5 «Б» 5 «А»

1


История

Технология

Музыка



32%


1

Физкультура

55%

2

Математика

ИЗО

Технология


45%

3

Иностранный язык

Музыка

История


16%

3

Физкультура

21%

4

Русский язык

ВСЕ

11%

4

Математика

15%

5













































































12. Самый сложный для тебя предмет.

5 «Б» 5 «А»

1

Русский язык

47%

1

Русский язык

50%

2

Математика

42%

2

Физкультура

16%

3

Физкультура

15%

3

Иностранный язык

Литература

Нет

11%

4

НЕТ

10%

4







13. Есть ли у тебя любимый учитель?

5 «Б» 5 «А»

1

Демеха И.А.


64%

1

Пальянова С.В.

Фуражкина С.И.

56%

2

Все

31%

2

Тимофеева С.А.

Демеха И.А.

27%

3

Нет

5%

3

НЕТ

11%

4







4




14%

Для дифференицирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:

Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуации;

Ответ под номером 3 , свидетельствует об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации.

Выявлено 4 основных уровня школьной мотивации.

КЛАСС

Хороший уровень мотивации

Стремление успешно выполнять предъявляемые школой требования. Добросовестны и ответственны

Средний

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами


Ниже среднего

Посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учёбе, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе

Низкий

Негативное отношение к школе, испытывают трудности в учёбе и в общении. Школа – враждебная среда. Нарушение психического здоровья.




45%

35%

10%

10%




47%

37%

11%

5%

Рекомендации:

Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.

  • Уверенность в себе.

  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности.

  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.

  • Потребность и возможность в самовыражении.

  • Принятие и одобрение значимыми людьми.
  • Актуализация творческой позиции.


  • Осознание значимости происходящего для себя и других.

  • Потребность в социальном признании.

  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.

  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).



2. Психоэмоциональное состояние обучающихся 5-х классов.

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, который свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация человека к социальной среде.



Показатели тревожности

Процентный показатель

Уровень

Норма

%

Повышенный

%

Высокий

%

Тест в целом

79%

19%

1,5%

Общая тревожность

79%

14%

6%

Социальный стресс

74%

16%

1.5%

Фрустрация потребности в достижении успеха


89%

8%

3%

Страх самовыражения

65%

21%

14%

Страх ситуации проверки знаний

65%

14%

21%

Страх несоответствия ожиданиям

79%

14%

4%

Низкая сопротивляемость стрессу

82%

10%

8%

Проблемы в отношениях с учителями

84%

10%

4%

Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (4% пятиклассников) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

  • Страх ситуации проверки знаний (21% пятиклассников) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

  • Страх самовыражения (14% пятиклассников) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  • Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют 8% пятиклассников. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.


При качественном анализе всех факторов тревожности выделяются ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

3. Комфортность обучения

3.1. Отношение к учебным предметам.


Пятиклассникам предлагалось выразить свое отношение к таким предметам, как: математика, русский язык, литература, природоведение, история, иностранный язык, технология, ИЗО, физкультура, музыка. Предлагаемые предметы нужно было оценить как "нравится", "нормально/нейтрально", "не нравится" обозначив эти отношения с помощью значков "плюс", "ноль", "минус" соответственно.

Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроке.

Обобщая полученные данные, делаем вывод, что:

более 70% обучающихся 5-х классов имеют положительное отношение к математике, технологии и физической культуре;

преобладают положительное и нейтральное отношения к таким предметам, как русский язык, литература, биология, история, ИЗО;

наименьший интерес проявляют дети к иностранному языку .

В целом можно сказать, что у пятиклассников преобладает нейтрально-положительное отношение к учебным предметам.

3.2. Самочувствие на уроках.

Для изучения самочувствия на уроках ребятам было предложено ответить на вопрос "Как ты чувствуешь себя на уроке?", отвечая на него: "хорошо", "нормально", "плохо"..

Подводя итог по самочувствию пятиклассников на уроках, уточним, что:

Комфортное самочувствие (более 75% детей отметили позитивное самочувствие) наблюдается на математике, технологии, ИЗО, физкультуре.

Нормальное самочувствие (преобладание положительных и нейтральных выборов) наблюдается на таких уроках, как: русский язык, литература, природоведение, история, музыка.

Некомфортное состояние не наблюдается ни на одном уроке.

Анализируя общую удовлетворенность 55%пятиклассников имеют высокий уровень и 45%средний уровень.

Вывод:

Исходя из приведенных результатов диагностики комфортности обучения, можно сделать вывод, что в целом обучающиеся 5-х классов комфортно чувствуют себя на уроках. Причинами дезадаптация отдельных учеников являются внутренние проблемы, проблемы в межличностном общении этих детей.


Общие выводы:

В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Были определены следующие "группы риска" пятиклассников: "группа риска" детей с низким уровнем школьной мотивации; "группа риска" детей с высоким уровнем тревожности.

Для каждой "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи.

Учителя и родители будут проинформированы о результатах диагностического исследования на родительских собраниях и в ходе индивидуальных консультаций.

Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы с детьми "групп риска" и её реализации.