litceymos.ru 1

«Реализация Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Кольского района»


Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Обучающимся новые информационно-коммуникационные технологии несут следующие дополнительные возможности:

• доступ к интересным и содержательным учебным материалам;

• практическая и приближенная к действительности подготовка в соответствии с запросами научного сообщества;

• дистанционная совместная работа с другими учащимися - через Ин­тернет;

• наверстывание пропущенных занятий и быстрое включение в учебный процесс, и многое другое.

За последние годы в процессе реализации концепции модернизации российского образования в развитии системы образования Кольского района произошли существенные изменения.

По состоянию на 01.09.2012 года в Кольском районе функционируют всего 44 образовательных учреждений, из них:

- 23 дошкольных образовательных учреждения;

- 12 средних общеобразовательных школ;

- 2 основные общеобразовательные школы;

- 1 начальные общеобразовательные школы;

- 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа;

- 1 специальная (коррекционная) школа - интернат;

- 1 специальная (коррекционная) школа,

- 3 учреждения дополнительного образования детей.

Постановлением администрации Кольского района от 17 .08.2011 г. № 854 утверждена Концепция внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Кольского района Мурманской области на 2011-2013 годы.


Мероприятия Концепции направлены на решение следующих задач: средствами ИКТ ликвидировать существующую проблему «цифрового неравенства; обеспечить всех обучающихся равным доступом к качественному образованию, повысить результативность образовательного процесса.

Мероприятия Концепции были разработаны по следующим направлениям:

Направление 1. Нормативное правовое обеспечение процессов информатизации образования.

Направление 2. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации.

Направление 3. Совершенствование ИКТ-компетенции педагогических и административных работников.

Направление 4. Совершенствование использования ИКТ в образовательном процессе.

Направление 5. Совершенствование и развитие информационных систем управления деятельностью общеобразовательных учреждений.

Направление 6. Перевод первоочередных муниципальных услуг в сфере образования, предоставляемых муниципальными общеобразовательными учреждениями, в электронный вид.

Направление 7. Построение системы информационной и учебно-методической поддержки образовательных процессов на основе использования ИКТ.

Направление 8. Развитие организационной инфраструктуры системы информатизации образования района.

В ходе выполнения плана мероприятий по реализации Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Кольского района Мурманской области была проведена значительная работа по информатизации системы образования.

Оснащенность общеобразовательных учреждений проводилась через реализацию мероприятий Приоритетного национального проекта «Образование», ДЦП "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы», реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования Кольского района, в рамках реализации ДЦП «Развитие образования в Кольском районе на 2011-2015 годы» .


Только за последний год приобретено:

- компьютерное оборудование для 15 ОУ (на сумму 2 348,500 тыс. рублей)

- инновационное оборудование для ресурсных центров – (на сумму 500 тыс. рублей)

- лингафонные кабинеты для 14 ОУ (на сумма 7 280 тыс. рублей)


С целью определения степени соответствия информационного обеспечения системы образования современным требованиям ежеквартально проводятся мониторинговые исследования, позволяющие составить объективную картину информационного обеспечения системы образования Кольского района.

Так по состоянию на 01 октября 2012 года Уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся 1-11 классов составляет 7,5 человек на компьютер (для сравнения, в 2010 году значение данного показателя составлял 12,9 ПК/чел.). Областной показатель – 8,9 человек на 1 компьютер.

В среднем, на 100 обучающихся приходится 13,3 компьютеров. (2010-год – 7,8 шт.). Значение областного показателя – 11,2 ПК на 100 человек.

В 2012 году проведено значительное обновление компьютерной техники ОУ Кольского района. В 2011 году доля компьютерных классов старше 5 лет составляла 66,7%. В 2012 году этот показатель уменьшился до 52,2%

В 2011 году в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы» для общеобразовательных учреждений Кольского района поставлено 8 компьютерных классов для 8 ОУ.

18,4% компьютеров приобретены за последний год.

Доля учреждений, имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники в общеобразовательных учреждениях, составляет 89% (80% - в 2010 году).

Мобильные компьютерные классы имеются в 16,7% школ (3 ОУ), мультимедийные лингафонные классы – в 83,3% школ (15 ОУ). 93,8% общеобразовательных учреждений оснащены современным оборудованием для лингафонных кабинетов.


Вырос уровень оснащенности школ мультимедийным оборудованием.

Средняя обеспеченность интерактивными досками составляет 2,8 шт. на 1 школу (в 2010 году - 1,2 шт. на 1 школу).

Ежегодно увеличивается количество мультимедийных проекторов и ноутбуков.

По состоянию на 01 октября 2012 года 44,4% общеобразовательных учреждений имеют единые школьные локальные вычислительные сети (в мае 2012 года – 32,8%, в 2010 году - в 27,7% ОУ).

В ЛВС находятся:

- 59,6% всех школьных компьютеров (56,8% - в 2010 году);

- 60,9% компьютеров, занятых в образовательном процессе.

В 77,8% школ имеются выделенные серверы (в 1 квартале 2012 года – 65%).

100% школ обеспечены широкополосным доступом к сети интернет, из них 1 ОУ - по спутниковым каналам, 17 - по наземным каналам. Доступ к ресурсам сети Интернет обеспечен на скоростях: 128 Кбит/с - 1 ОУ; 256 Кбит/с – 0 ОУ, 512 Кбит/с – 1 ОУ; 1024 Кбит/с –0 ОУ; 2048 Кбит/с – 14 ОУ; 4096 Кбит/с – 2 ОУ.

К сети Интернет подключены 66,5% от общего количества ПК (в 2010 году – 45,8%) и 56,5% ПК занятых в образовательном процессе.

На 1 компьютер, подключенный к сети Интернет, приходится 9 обучающихся (областной показатель – 11,3 чел/1 ПК), в 2010 году значение данного показателя – 20 чел./1 ПК.

Как показывает мониторинг использования Интернет-ресурсов, больше всего (в % от общего количества часов в квартал) уроков с использованием Интернет-ресурсов проводится по информатике (59,6%), истории (21,1%), технологии (17,9%), искусству (18,5%), биологии (17,7%). По сравнению с 2010 годом количество уроков с использованием ресурсов Интернет по каждому предмету увеличилось на 1,2%.

51% учащихся получили доступ к школьному Интернету на уроках (31% - в 2010 году) и 32% учащихся - во внеурочное время (18% - в 2010 году). Данный показатель вырос практически в два раза.

В среднем на 19% увеличилось количество работников ОУ, которые имели возможность воспользоваться Интернет-ресурсами.


Внедрению Интернет-ресурсов в организацию учебного процесса способствовало увеличение в общеобразовательных учреждениях количества компьютеров, подключенных к сети Интернет, на 20,6%. Соответственно увеличился и средний месячный объем потребляемого трафика. В сентябре 2012 года он составил 34,4 Гбайт, в аналогичном периоде 2010 – 2,9 Гбайт.


Основной задачей Концепции внедрения современных ИКТ является ликвидация существующей проблемы «цифрового неравенства» средствами ИКТ и обеспечение всех обучающихся равным доступом к современным информационным технологиям.

Особенность образовательной сети Кольского района заключается в том, что 50% ОУ расположены вдали от районного центра.

Из 18 общеобразовательных учреждений Кольского района 2 ОУ удалены более чем на 25 км., 5 ОУ – более чем на 50 км. и 2 ОУ – более чем на 100 км.

44,4% ОУ расположены в сельской местности.

Результаты мониторинга оснащенности сельских и отдаленных школ показали высокий уровень информатизации данных учебных заведений.

Так, на 1 ПК, занятый в образовательном процессе приходится 5,4 человека в сельской местности, 4,9 ученика в отдаленных школах. Для сравнения в городских ОУ, данный показатель составляет 8,6 человек на 1 ПК (областной показатель – 8,9 человек).

Количество ПК, приходящееся на 100 учащихся в отдаленных ОУ, в среднем составляет 20,6 шт. В общеобразовательных учреждениях, расположенных вблизи районного центра – 11,1 шт. Областной показатель составляет 11,2 ПК на 100 человек.

Если сравнивать городские школы и сельские, то данные будут следующими: в сельских ОУ на 100 учеников приходится 18,5 компьютеров, в городских школах этот показатель составляет 11,6 шт.

Оснащенность ОУ Кольского района мультимедийным оборудованием достигла следующего уровня:

В сельских школах обеспеченность мультимедийными проекторами в среднем составляет 6,8 шт. на 1 ОУ, интерактивными досками – 2,9 шт. на 1 ОУ, современные лингафонные кабинеты есть в 8 сельских ОУ. В крупных городских школах соответственно – 6,1 проекторов на 1 ОУ и 2,8 мультимедийных доски на 1 ОУ и в 8 учреждениях установлены лингафонные кабинеты.


При сравнении отдаленных школ и учреждений, расположенных вблизи районного центра, уровень оснащения техникой находится примерно на таком же высоком уровне.

В 2012 году 12% ОУ (областной показатель – 10%) реализуют образовательные программы с использованием дистанционных технологий.

Кроме того, наличие современных средств ИКТ позволяет осуществлять дистанционное обучение и во внеурочной деятельности в отдаленных и сельских учреждениях.

686 обучающихся из 9 ОУ Кольского района активно участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня:


  • Всероссийский заочный математический конкурс «Золотой ключик» проводимый совместно с Московским физико-техническим институтом;

  • Всероссийский математический Интернет-конкурс «Волшебный сундучок» проводимый электронной физико-технической школой совместно с Московским физико-техническим институтом

  • Всероссийская олимпиада по английскому языку

  • Дистанционная эколого-лингвистическая олимпиада, проводимая МОУ Мурманский политехнический лицей

  • Дистанционная развивающая олимпиада для младших школьников «Кленовичок», проводимая АНО "Просветительский центр "Новая школа"

  • Всероссийская игра-конкурс «Кит» (ООО «Центр педагогических измерений»)

  • Проведение диагностических работ по учебным предметам в системе дистанционной подготовки СтатГрад

  • Участие в 15 Всероссийских дистанционных викторинах и дистанционный блиц-турнирах проводимых Центром дистанционных мероприятий «Фактор Роста»

  • Восьмая Международная Олимпиада по химии в РФ

  • Всероссийский дистанционный фото-конкурс «Остановись, мгновение» (Центр развития мышления и интеллекта. г. Самара)

  • Всероссийский творческий конкурс « Мы и будущее: зеленый взгляд» в рамках Года Германии в России (Немецкий культурный центр им.Гетте)
  • Всероссийский дистанционный конкурс «Турнир первоклассников» (ЧОУ «Центр дополнительного образования «Снейл»)


  • Сетевые олимпиады по математике, биологии, литературе и истории (ЧОУ «Центр дополнительного образования «Снейл»)

  • Международный проект Земля 2012. Международный конкурс среди школьников « Всемирный день охраны окружающей среды – 2012».

  • Отраслевая олимпиада ВУЗов Рыболовства по химии, биологии на базе МГТУ

  • Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов Всероссийского Интернет-портала для школьников, педагогов и родителей ООО «МИНОБР.ОРГ»

  • Открытый международный проект интернет-конкурс по биологии и химии для учащихся «ELEMENTUM»

  • Всероссийская дистанционная олимпиада школьников по литературе «Юный литературовед» (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»)

  • Международный чемпионат математических и логических игр (Институт Развития Школьного Образования)

  • Всероссийская дистанционная игра – конкурс «Единство формул и пера. По материалам ЕГЭ и ГИА» (Мир конкурсов от «Уникум»)

  • Дистанционные образовательные проекты по математике, информатике, истории, обществознанию, русскому языку, биологии (Московский институт открытого образования)

  • Открытая олимпиада школьников "Информационные технологии" (Санкт-Петербург университет информационных технологий, механики и оптики)

  • Участие в 4 Командном чемпионате по веб-дизайну среди школьников Мурманской области

  • дистанционные курсы, организованные ГАОУ ДОД МОЦДОиЮ "Лапландия"

  • Участие в проекте «Школа цифрового века»

Оснащенность современными средствами ИКТ позволило привлечь учащихся к изданию газет ОУ и организовать работу школьного телевидения (Кольская СОШ №2). В Лодейнинской СОШ развито дистанционное сотрудничество с преподавателями Мурманского государственного технического университета по подготовке учащихся к поступлению в данное учреждение.


В 100% общеобразовательных учреждений ведутся и своевременно наполняется контентом официальные сайты ОУ. В 2010 году данный показатель составлял 85%.

В 2012 году на 22,2% (по сравнению с 2010 годом) выросла доля учителей, систематически использующих ИКТ в образовательном процессе и составила 78,3%.

Данный показатель наглядно иллюстрирует уровень участия педагогов ОУ Кольского района в дистанционных курсах, конкурсах, проектах:


  • Всероссийская педагогическая видеоконференция «Управление качеством образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов»

  • Видеоконференция педагогическая конференция «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации»

  • Видеоконференция педагогическая конференция «Современные интерактивные педагогические технологии»

  • Видеоконференция педагогическая конференция «Выпускники школ: на пороге зрелости»

  • Видеоконференция педагогическая конференция «Организация творческого обучения в школе»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Информационно-гуманитарный подход в современном образовании"

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Философия образования»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Инновационно-педагогическая деятельность учителя»

  • Всероссийский видеоконференция по теме «Метапредметный подход как методология проектирования образовательного процесса».

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Масерство эффективной коммуникации»

  • Видеоконференция из города Анталия (Турция) по теме «Организация творческого обучения в школе» (из опыта работы Международной русской школы в Анталии)

  • Всероссийский видеоконференция по теме «Теория и практика социально-педагогического и организационного проектирования»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Критическое мышление: технология и приемы»
  • Всероссийская видеоконференция по теме «Игровые методики в обучении»


  • Всероссийская видеоконференция по теме «Уроки Сколкова (Результаты конкурса проектов на создание образовательного комплекса в г. Сколкова)»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Педагогика успеха ребенка»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Образовательные технологии в современной школе»

  • Всероссийская видеоконференция по теме «Опыт оценки результатов при реализации ФГОС.»

  • дистанционные курсы при АНМЦ (аналитический научно – методический центр): «Развитие и коррекция» (г. Москва) по теме: «Внедрение коррекционно-развивающих технологий обучения, развития воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов»;

  • Участие работе Виртуального круглого стола по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» с международным участием, МГГУ. Г Мурманск

  • Всероссийская виртуальная научно-практическая конференция по теме: «Традиционные и инновационные подходы к организации психолого- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья» г Мурманск, МГГУ, кафедра СПиП( специальной педагогики и психологии);

  • участие в виртуальном конкурсе «Методическая копилка учителей технологии» ГБОУ ДПО «МОИПКРОи К»;

  • Обучение на дистанционных курсах, проводимых ГБОУ ДПО «МОИПКРОи К»:

    • «Развитие качества начального образования» с модулями «ФГОС НШ» и « Формирование общеучебных умений навыков в начальной школе»

    • «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечивания», в) «Развитие качества преподавания истории и обществознания»
    • «Современные методики обучения письменной и устной речи на уроках иностранного языка», «Современный урок иностранного языка: цели, содержание, методика.


    • «Охрана труда для работодателей и работников учреждения и др.

  • Обучение на дистанционных курсах в Санкт-Петербургском университете им. Ломоносова


В целях поддержки, развития и распространения педагогического опыта и инициатив в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в Кольском районе проводились муниципальные этапы региональных конкурсов:

  • «Лучший ИКТ-урок».

  • конкурса официальных Web сайтов образовательных учреждений

  • «Лучший электронный образовательный ресурс»

Работы победителей направлены для участия на региональном уровне.


Вместе с тем, в деятельности по внедрению информационно- компьютерных технологий в образовательный процесс имеются определен­ные трудности и проблемы:

- Несоответствие линий связи в некоторых сельских районах требованиям к телекоммуникациям, предъявляемым в связи с подключением школ к сети Интернет по технологии широкополосного доступа;

- В связи с отдаленностью большинства ОУ Кольского района имеет место нехватка квалифицированных специалистов в области администрирования компьютерных классов, установки программного обеспечения и оборудования. Чаще всего эти функции выполняет учитель информатики, причем не всегда профессионально и грамотно.

По-прежнему, невысокими остаются показатели:

- количество школ, имеющих общешкольные локальные вычислительные сети;

- доля уроков, проводимых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- доля ОУ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий.

В связи с этим предстоит большая организационная и методическая работа. При успешном решении данных задач школа будет качественно готовить полноценных членов информационного общества.