litceymos.ru 1

«Осужден я на каторге чувств...»

Любовь в жизни и творчестве С.Есенина


1-й ведущий. У Сергея Есенина было свое миро­ощущение, и потому чуткое сердце поэта так неповтори­мо ведет поэтический диалог с природой, любимой жен­щиной, матерью, т.е. со всем таким родным и близким для каждого из нас.

Чтец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.


Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать.


2-й ведущий. Сила лиризма С. Есенина исходит из его любви, он не мыслит себя без этого чувства - идет ли речь о возлюбленной или о всем человечестве. Сегодня мы хотим рассказать вам о тех женщинах, с кем сводила его судьба.

Каждая из них неповторимо, по-своему соприкосну­лась с любовью, дружбой поэта, оставила след в его серд­це.

У С. Есенина любовь всегда непременно находила выражение в стихах.

Чтец.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»


Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили.

Но, значит, любили и нас.


3-й ведущий. Кто же она, девушка в «белой накид­ке»? Имя этой девушки - Анюта Сардановская. Она была внучкой священника, училась вместе с С.Есени­ным в епархиальном училище. Ей, Анюте, поэт посвятил стихотворения «За горами, за желтыми долами...'», «Зачем зовешь...».

Чтец: ст-ие «За горами, за желтыми долами...»

1-й ведущий. Это было юношеское увлечение, юношеская влюбленность. Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. Позже С. Есенин напишет поэму «Анна Снегина», и нет сомнения в том, что это сердечная память об Анюте Сардановской.



2-й ведущий. В образе Анны Снегиной воплоти­лись и черты помещицы Лидии Кашиной, которой поэт был увлечен, чьей дружбой очень дорожил. Лидия Ива­новна была молодая, интересная и образованная женщи­на, владевшая несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами.

С. Есенин часто бывал в доме Кашиной, когда приез­жал летом в деревню. В лице Лидии Ивановны он нахо­дил умную собеседницу, заинтересованную его творче­скими успехами.

Светлым аккордом звучит в поэме воспоминание о мо­лодости, об ушедшей юности.

Чтец.

Приехали.

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.


3-й ведущий. Поэту было девятнадцать лет, когда он, полный надежд, приехал в Москву. Здесь, в типогра­фии, поэт подружился с Анной Изрядновой. Анна была человеком удивительной скромности и чистоты. Он нашел в ней понимающую слушательницу своих стихов. Вместе они ходили в университет Шанявского, говорили о литературе, а вечером, пешком через всю Москву, Есе­нин провожал ее домой. Анна Изряднова приютила у себя бездомного поэта, стала его гражданской женой. В 1914 го­ду у них родился сын Юрий, которого очень любил Сер­гей Есенин и о котором очень заботился.


1-й ведущий. Две вечные подруги - любовь и раз­лука - всегда идут рядом. Так случилось, что поэтичес­кая муза увела его в литературный Петроград. Но Анна Романовна была, пожалуй, едва не единственным челове­ком, которому он безгранично доверял. Память о ней поэт берег в своем сердце.


2-й ведущий. К ней он приходил жечь рукописи, к ней он пришел в роковой день отъезда в Ленинград, в декабре 1925 года. Прощаясь, сказал: «Береги сына», как будто предчувствовал беду.

Судьба обошлась жестоко и с Юрием; он был незави­симым, смелым в суждениях, тоже писал стихи. Страш­ный 1937 год не обошел их семью. Юрий был арестован и после садистских пыток расстрелян.



3-й ведущий. Летом 1917 года в редакции газеты «Дело народа», где печатались стихи С. Есенина, он по­знакомился с работавшей здесь Зинаидой Райх, радост­ной, живой, бойкой девушкой. Она была привлекатель­на, женственна, нежна, поэтична.

В Есенина нельзя было не влюбиться. Облик его той поры представлял что-то неземное, нежное, васильковое. Он был молод, счастлив, этот белокурый Лель, он был в плену любви. Вместе с 3.Райх и поэтом Алексеем Ганиным он отправился в путешествие на Север, Соловки и в Мурманск.


1-й ведущий. Было море чувств, пароходишко на зыбкой волне бесконечного счастья. Купили обручаль­ные кольца, нарядили невесту. Но на букет, который же­ниху надлежало преподнести невесте, денег не хватило. Есенин по пути в церковь нарвал полевых цветов. Обвен­чались на родине Алексея Ганина, под Вологдой. Оба были бесконечно счастливы. В то мгновенье они предста­вить себе не могли, как сложится их совместная жизнь.


2-й ведущий. Поначалу ничего не предвещало бу­дущей размолвки. Супруги снимали квартиру на Литей­ном. Первые ссоры были навеяны поэзией. Однажды они выбросили в темное окно обручальные кольца и тут же помчались их искать. Лучшие месяцы их жизни кончи­лись с переездом в Москву. Три окна на Литейном потух­ли. Тогда Есенин не придал этому значения, но впослед­ствии они странным образом завораживали поэта, и он, проходя мимо, рыдал, вспоминая прошлое.

В мае 1918 года в семье рождается дочь Татьяна, рази­тельно похожая на отца, а в марте 1920 - сын Константин, названный в честь Бальмонта. Но счастье было недолгим.

3-й ведущий. В какой-то степени этому способство­вали вспыльчивость и резкая прямота Зинаиды Никола­евны, неустроенность быта, переменчивость и беспокойность характера поэта - все это вело к развязке. Они раз­велись в 1921 году, вскоре Зинаида Николаевна стала студенткой Высших театральных мастерских, затем ак­трисой, а потом вышла замуж за знаменитого режиссера Мейерхольда.


Она сильно переживала разрыв, тяжело болела, про­шлое вспоминала с восхищением, могла быть радостной, но в глубине глаз навсегда поселилась грусть и боль.


1-й ведущий. Зинаида Райх была самой любимой из близких Есенину женщин. Да и сама Зинаида Никола­евна очень любила Есенина, как утверждают очевидцы их отношений.

В стихах Есенина нет прямого упоминания имени Зи­наиды Николаевны, но стихотворения, которые он напи­шет ей, будут одно лучше другого: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Цветы мне говорят - прощай...».

Чтец.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и не всяких было.

Но та, что всех безмолвней и милей,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.


2-й ведущий. И стихотворение «Цветы мне гово­рят - прощай...», написанное за два месяца до гибели по­эта, обращено к ней, к Зинаиде Райх.

Аудиофрагмент. «Цветы мне говорят – прощай»

«Письмо женщине»


2-й ведущий. В жизни Сергея Есенина был еще один человек, связанный с ним роковыми, трагическими узами, - это Галина Артуровна Бениславская.

Галина Артуровна Бениславская - журналистка, ко­торая вплоть до самой смерти работала в московской га­зете «Беднота», была сотрудницей ВЧК. Интересна ее родословная: по матери - грузинка, по отцу - францу­женка. Галина Бениславская рано осталась без родите­лей, воспитывалась в семье Бениславских, образование получила в гимназии. Она глубоко интересовалась лите­ратурой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в нача­ле 20-х годов собирались лучшие московские поэты чи­тать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поли­тические манифесты. Осенью 1920 года на вечере литера­турных групп, где Есенин читал стихи, они встретились.


Чтец {читает отрывок из стихотворения С. Есе­нина «Хулиган»).

Дождик мокрыми метлами чистит

Ивняковый помет по лугам.

Плюйся, ветер, охапками листьев,

Я такой же, как ты, хулиган.

Я люблю, когда синие чащи,

Как с тяжелой походкой волы,

Животами, листвой хрипящими,

По коленкам марают стволы.

Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам,

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.


3-й ведущий. Он - весь стихия, озорная, непокор­ная, безудержная стихия, с совершенно золотой охапкой волос. На одном из вечеров Бениславская увидела Есени­на, ее потрясло проникновенное чтение поэтом своих сти­хов. Через некоторое время они познакомились. «С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи, - вспоминала Бениславская. - Я жила этими встречами - от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».


1-й ведущий. Находясь на Кавказе, Есенин посы­лал Бениславской письмо за письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревога­ми, порой исповедовался, ругая себя за житейские про­махи.

«Батум, 20 декабря 1924 года.

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обра­довало... Дорогая, делайте все так, как найдете сами. Я слишком ушел в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия...».

В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чув­ство глубокого понимания его таланта.

Именно поэтому она и решила посвятить себя изда­тельским делам Есенина и заботе о нем и его близких, что, безусловно, позволило поэту сосредоточиться ис­ключительно на творчестве. Сохранились письма, свиде­тельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему «ангелу-хранителю».


«Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного... Это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни настолько близки, что и выразить нельзя». (Из письма Есенина к Бениславской, 15 апреля 1924 г.)


2-й ведущий. Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминал, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: «Вот ты сейчас и Галю уви­дишь! Она красивая! Ну так вот! Галя - мой друг! Боль­ше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!».


3-й ведущий. «Эта девушка, умная и глубокая, лю­била Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Он встретился с Бенис­лавской еще до знакомства с Дункан, но никогда не гово­рил о ней. Галина Артуровна молча пережила и его брак с Дункан, и отъезд за границу», - вспоминал И. Шнейдер.

В марте 1925 года, когда, казалось, ничто не угрожа­ло дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо.

«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину».


1-й ведущий. Это был тяжелый удар, но, несмотря на это, Бениславская продолжала заботиться о поэте, по­могала ему в издательских делах. Но чувство нестерпи­мой, неотступающей боли, дикой тоски все больше охва­тывало ее. Сюда же примешивалось еще одно обстоя­тельство: несостоявшийся брак с Львом Седовым (сыном Л.Д. Троцкого).


2-й ведущий. Через год после смерти поэта (3 де­кабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку:

«Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое!..» По ее завещанию она похоронена рядом с могилой так страстно любимого ею человека. На памятнике выграви­рована надпись: «Верная Галя. Люди смертны, бессмерт­на любовь».


Аудиофрагмент «До свиданья, друг мой, до сви­данья»


1-й ведущий. Судьба подарила Есенину дружбу с очень интерес­ным человеком - Надеждой Давыдовной Вольпин, жен­щиной интеллектуальной, культурной. Той самой На­денькой, которая безумно любила поэта, а он же любил ее «холодком», по-своему, желая остудить жар в девичьем сердце.

У нее родился сын, Александр Сергеевич Вольпин-Есенин. Впоследствии он стал талантливым матема­тиком, организатором правозащитного движения. Судь­ба не баловала этого человека. Он был в ссылке, отсидел в тюремной психиатрической больнице, а в 1972 году Александр Сергеевич был выдворен в США.

Летом 1925 года, встретив знакомого Надежды Воль­пин, Есенин спросил: «Какой он, сын наш, черный или беленький?». И услышал ответ: «Не только беленький, а просто вот таким ты был мальчонкой». Есенин загру­стил и сказал: «Так и должно быть - эта женщина очень меня любила».


3-й ведущий. Поэт встречался с обожавшей его На­деждой Вольпин и с Галиной Бениславской, когда в Рос­сии появилась прославленная актриса, танцовщица с ми­ровым именем Айседора Дункан, решившая открыть в Рос­сии танцевальную школу.

Есенин поразил ее воображение. Зная по-русски несколь­ко слов, она произнесла: «Ан-гел, ан-гел», гладила его волосы, заглядывая в васильковые глаза. Они должны были встретиться, два художника, две импульсивные души.


1-й ведущий. Ее судьба как матери была ужасна. Еще до встречи с Есениным ее дети - сын и дочка - по­гибли в автомобильной катастрофе. Айседора мучитель­но переживала эту невосполнимую утрату, хотела покон­чить с собой. Может быть, в любви 44-летней танцовщи­цы было и материнское чувство к молодому, 26-летнему поэту, так как она находила в нем сходство с ее погиб­шим белокурым сыном. Весной 1922 года, зарегистриро­вав брак, Есенин и Дункан выехали за рубеж.

3-й ведущий. Есенина все больше тяготило пребы­вание за границей; он устал быть мужем прославленной актрисы, к тому же участились семейные ссоры, сканда­лы, виновником которых был не только он, но и Айседора.


Роман с Дункан не имел будущего. В этой истории не было виноватых, но она не обошлась без душевных потерь для каждой из сторон. Айседора тяжело пережи­вала разрыв с Есениным. Он жалел ее, обещал даже вер­нуться, но не вернулся, и она навсегда покинула Россию.


2-й ведущий. Ранняя золотая осень 1923 года пода­рила Есенину встречу с женщиной, которая оставила глу­бокий след в душе поэта, которой он посвятил шедевры любовной лирики, прекрасные лирические стихотворе­ния.

Вот одно из них: «Мне грустно на тебя смотреть».

Чтец: ст-ие «Мне грустно на тебя смотреть».

Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Камер­ного театра, красивая, добрая, нежная женщина. Ей по­святил Сергей Есенин эти строки:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.


2-й ведущий. У нее была репутация женщины строгой и гордой. В театре часто появлялся за кулисами элегантный Вертинский, стучал к актрисам и спрашивал: «Миклашевская здесь?» Если слышал в ответ «да», гово­рил: «Значит, войти нельзя».

Августа Леонидовна вспоминала: «...помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: "Красивая, красивая... Я буду писать вам стихи..."».


Чтец.

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синей.


Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо

Что ж так имя твое звенит,

Словно августовская прохлада?..

3-й ведущий. По свидетельству друзей, Есенин этой поры - умиротворенный, непривычно спокойный, и рядом с ним Миклашевская под тонкой синеватой ву­алью - зрелище блоковское. Поэт оставил нам порази­тельную по искренности «историю болезни» в испове­дальных стихах, рожденных «чудным мгновеньем»:


Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

Первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.


1-й ведущий. В 1923 году состоялась помолвка Августы Миклашевской с Есениным, но к вечному союзу она не привела. Увы, судьба распорядилась иначе.


Чтец.

Прозрачно я смотрю вокруг

И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,

Что ты одна, сестра и друг,

Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,

Воспитываясь в постоянстве,

Пропеть о сумерках дорог

И уходящем хулиганстве.


2-й ведущий.

Августа Леонидовна надолго пережила поэта, уйдя из жизни в 1977 году. Эта женщина оставила нам бесценные воспоминания о С. Есенине. «Щедрый он был. Душой своей щедрый был. Мне вот бессмертие он подарил... Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьет­ся, плачет, радуется, смеется, озорничает... Как в жизни, так и в стихах выплеснулась...».


3-й ведущий. Самые яркие, глубокие, светлые чувства и мысли поэта вписаны в изумительный цикл ли­рических стихотворений «Персидские мотивы», написан­ных Есениным на Кавказе в 1924-1925 годах.

В «Персидских мотивах» любовь - это теплота и неж­ность есенинского сердца, обращенные к восточной кра­савице.

Чтец: ст-ие «Я спросил сегодня у менялы...».

В декабре 1924 года в Батуми С. Есенин познакомил­ся с армянской учительницей Шаганэ Нерсесовной Тертерян (Тальен), ставшей прототипом романтического женского образа в поэтическом цикле «Персидские моти­вы» . Между ними завязалась дружба. Поэт рассказывал ей о России, о родном селе Константинове, о матери и сестрах, читал стихи. Она много рассказывала поэ­ту о себе. Одиннадцати лет Шаганэ лишилась матери, де­вятнадцати - отца. Вышла замуж, мужа очень любила, но счастье длилось недолго: муж умер, и она осталась одна с ребенком на руках.


1-й ведущий. Ее рассказ о своей жизни взволновал Есенина. Эта женщина нравилась ему, с ней было легко, спокойно, интересно.

Душевная чистота, рассудительность, высокая нрав­ственность предостерегали эту женщину от более близ­ких отношений с поэтом. Есенин создал целый цикл сти­хотворений о Шаганэ.

Аудиофрагмент «Шаганэ, ты моя Шаганэ...».

С. Есенин и Шаганэ расстались в феврале 1925 года, сохранив в сердцах добрые воспоминания друг о друге. Через два месяца поэт вернулся в Москву.


2-й ведущий. Он пытается решительно переменить свою жизнь. В начале марта 1925 года С. Есенин знако­мится с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей Андреевной. Она заведовала библиотекой Союза писате­лей. Друзья, близко знавшие Софью Андреевну, вспоми­нали, что она всегда была на редкость скромным и отзыв­чивым человеком. В июне С. Есенин переехал к ней на квартиру. После совместной поездки на Кавказ в сентяб­ре они зарегистрировали свой брак.


3-й ведущий. «Я очень счастлива и очень люб­лю», - писала в те дни С. Толстая-Есенина одному из ленинградских знакомых. В другом письме сообщала: «...Мне очень хорошо жить на свете, потому что я очень люблю своего мужа... У меня очень хорошо на душе, и я знаю, что становлюсь лучше и мягче душой».


1-й ведущий. Многие друзья считали женитьбу Есенина шагом опрометчивым, да и сам поэт не был уве­рен, что поступает верно.

Из воспоминаний Софьи Виноградской: «В один из таких дней тоски он пришел прощаться.

Было лето 1925 года. Лицо его было скомканное, он часто поглаживал волосы и большая внутренняя боль глядела из глаз.


  • Сергей Александрович, что с вами, отчего вы та­кой?

  • Да, знаете, живу с нелюбимой.

  • Зачем же вы женились?

- Ну-у-у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушел от Гали, а идти некуда».

2-й ведущий. За короткую совместную жизнь с по­этом Софья Андреевна попыталась оторвать его от нездо­ровой среды, окружить заботой, под диктовку записыва­ла стихи, бережно относилась к его наброскам, чернови­кам.


Но счастье их так и не сложилось. С. Есенину трудно было привыкнуть к новому, упорядоченному быту, тре­бовательному характеру супруги, соблюдению этикета и к беспрекословному согласию с мнением супруги. Эти качества были прямо противоположны простоте, велико­душию, благородству, веселости, озорству поэта. Дело шло к разрыву.


Чтец.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая –

Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.

Сняв с руки, я дал его тебе,

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть...


3-й ведущий. 18 декабря Софья Андреевна пришла в клинику навестить лечившегося там Есенина, и тот не за­хотел ее видеть. Вернувшись домой, она написала матери и брату письмо-завещание, где были такие строки: «Я хо­тела жить только для него... Я себя всю отдала ему... Те­перь я ему больше не нужна, и у меня ничего не остается. Он ушел от меня, и я убиваю себя».


1-й ведущий. Софья Андреевна все же нашла в се­бе силы, чтобы уйти от трагической развязки. А через несколько дней на нее обрушился новый удар: ей сооб­щили о страшной смерти Есенина в Ленинграде. «Что я тогда пережила... Страшно подумать...» - признава­лась она позже.


2-й ведущий. Наш рассказ о женщинах, которые любили и были любимы поэтом, был бы неполным, если б мы не рассказали о его нежной, святой сыновней любви к матери, к сестрам.

Он был очень добрым, заботливым сыном и братом. Он помогал сестрам учиться в Москве, помогал деньга­ми, делал подарки, был духовным наставником.

Сестре Шуре посвятил он стихотворение "Я красивых таких не видел..."

Чтец.

Я красивых таких не видел,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде –

Повторяешь ты юность мою.


1-й ведущий. В другом стихотворении он просит сестру Шуру:


Чтец.

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.


1-й ведущий. Трепетно, священно для поэта чув­ство к матери.


Чтец.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


1-й ведущий. Щемящая грусть пронизывает эти строки. В самые трудные минуты жизни Есенин обраща­ется к матери:

Чтец.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет...


2-й ведущий. Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном. Она отве­тила: «Меня все Монашкой зовут, да я не потому в чер­ном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд». Вздохнув, добавила: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой...».

Чтец.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай - под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

3-й ведущий. Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, вол­новало, радовало его душу.