litceymos.ru 1

«Метод песочной терапии»

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет замечательные свойства «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея «терапии с песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), основателем аналитической терапии.

В Японии существует специальный парк, в котором даже взрослые получают редкую возможность поваляться не только в песке, но и в грязи. Психологи считают, что это великолепное средство профилактики стресса, возможность снять бремя перфекционизма – стремление всегда быть безупречно хорошим, правильным, освободить эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого.

Игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для развития и самореализации.

Возиться в песке – не каприз, а потребность ребенка. Рыть ямки и насыпать горки необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто капается в песке – он строит. С помощью совочка и формочек ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять смоделировать все, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят возню детей в песочнице, построение замков к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника, пренебрегать ими нельзя. С помощью игр с песком малыш творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он очень активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.

Действия в песке и с песком:


  • закапывание друг друга в теплый песок;

  • ходьба босиком по песку;

  • строительство из влажного песка замка и башни;

  • рытье колодца, тоннелей;


  • прокладывание дороги для игрушечных автомобилей;

  • лепка куличиков, пирожков, тортиков и их украшение;

Немного математики в воде и песке

Играя в песочнице или на пляже, вы можете формировать или закреплять некоторые важные начальные математические представления. На наглядных примерах выясните вместе с ребенком, что такое размер и форма предметов, что означают понятия «много», «мало». Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. На малышей производит сильное впечатление огромный кулич, сделанный с помощью «настоящего» десятилитрового ведра, наполненного песком. По ходу работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого- мало. Используйте слова «пустой», «полный».

Можно предложить детям «испечь» печенье разной формы: треугольное, круглое, квадратное. Для этого могут пригодиться детали крупной геометрической мозаики. Предложите ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке нужен большой куличик, а мышке – маленький. В песке можно вырыть для медвежонка большую берлогу, а для мышонка – маленькую норку. Колодец может быть глубоким или мелким. Дорога, проложенная в песочнице, может быть длинной или короткой. Мальчикам понравится строить гаражи для больших и маленьких машин.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Родители получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. В ходе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения общаться.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:


  • обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

  • познавательные (познается многогранность окружающего мира);

  • проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Обучающие игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в вышей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении;

  • «отпечатки наших рук»;

  • «отпечатки наших кулачков, пальцев»;

  • «скользить ладонями по поверхности песка»;

  • «пройтись пальцами по поверхности песка как на пианино»;

  • «оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами» и т.д.

Ценностью этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно- кинестетической чувствительностью и мелкой моторики ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивать речь, произвольное внимание и память. Формируются такие личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Дошкольник много узнает о свойствах песка и воды.

Также можно организовать игры с водой: «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Наливаем воду», «Кораблик» и т.д. Для этого необходимо стаканчики, трубочки, игрушки и фартуки.