litceymos.ru 1

«Гражданское образование школьников Новокузнецка средствами краеведения»

Сетевой проект: МОУ ДОД ДЮЦ «Орион», МОУ СОШ № 12, МОУ СОШ № 97, МОУ СОШ № 26


Разработчики проекта

Цибизова Е.Б, методист кафедры воспитания и дополнительного образования детей,

Руководители образовательных учреждений

Исполнители проекта

МОУ ДОД «ДЮЦ «Орион»: Е.Б. Цибизова; Л.Н. Кочуганова, А.И. Самсонова.

МОУ СОШ № 12: И.А. Александрова, Н.А. Позднякова; Е.В. Соловьева, В.А. Громова.

МОУ СОШ № 26: Е.В. Коренева; Л.В. Рожнова, И.О. Колесников

МОУ СОШ № 97: О.В. Прокудина, В.А. Синеокая, Л.П. Суханова; В.В. Введенский.

Срок действия проекта

2007-2010 гг.

Цель проекта

Выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия реализации целостного педагогического процесса гражданского образования школьников средствами краеведения

Задачи проекта

  1. Раскрыть сущность проблемы гражданского образования школьников средствами краеведения в педагогической теории и практике, выявить пути ее решения.

  2. Разработать педагогический процесс гражданского образования школьников средствами краеведения.

  3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности, разработать способы диагностического исследования.
  4. Экспериментальным путем проверить эффективность формирования гражданственности в педагогическом процессе гражданского образования школьников средствами краеведения.


Гипотеза проекта:

процесс гражданского образования школьников Новокузнецка средствами краеведения будет успешным если:

- осуществлять его как педагогический процесс, направленный на повышение уровня сформированности гражданственности, в котором будут использованы социально-педагогические возможности краеведения краеведения;

- определить подход к разработке и структурированию содержания краеведения на основе взаимосвязи истории, современности и социально-экономического развития города, способствующий формированию нравственной и правовой культуры школьника;

- разработать средства краеведения, обеспечивающие основные виды педагогически организованных деятельностей школьников по изучению и преобразованию родного города и реализовать их в интеграции образовательных процессов общего и дополнительного образования, что будет способствовать взаимосвязи учебной и внеучебной работы;

- в муниципальной образовательной системе создать педагогические условия для реализации процесса гражданского образования школьников крупного города средствами краеведения.


Этапы проекта

  • диагностико-проектировочный (2006 -2007 уч.г.);

  • практический (2007 -2008 уч.г.);

  • аналитический и внедренческий (2008 -2010 уч.г.).

Повышение квалификации педагогов через проведение семинаров

  • 2007-2008 учебный год: «Организация краеведческой работы со школьниками», «Особенности курса «Мой город – Новокузнецк» и его учебно-методическое обеспечение», «Самая близкая к народу власть» (с участием преподавателя кафедры муниципального управления экономического факультета Н. В. Мальковец);
  • 2008-2009 учебный год: «Проектная деятельность школьников», «Олимпиадное и конкурсное краеведческое движение школьников», «Организация учебно-исследовательской работы со школьниками»;


  • ежегодные семинары: «Итоги инновационной работы за учебный год».

Критерии результата гражданского образования средствами краеведения

  • познавательный критерий отражает наличие краеведческих (по истории, современности, социально-экономическому развитию города) и правовых знаний (основ государства, местного самоуправления и его организации в конкретном поселения) интереса к их приобретению;

  • мотивационно-ценностный критерий характеризует ценностное отношении к родному городу как своему местожительству, мотивацию к активному и деятельному участию в жизни города;

  • поведенческий критерий показывает готовность к определенному поведению – наличие готовности к взаимодействию с органами местного самоуправления и общественной жизни города, в сочетании с опытом активного участия в жизни города.

Программа диагностики

  • диагностическая контрольная работа (позволяет оценить уровень овладения знаниями по истории, современности и социально-экономическому развитию Новокузнецка, основам местного самоуправления;

  • анкета по выявлению интереса к приобретению знаний по истории и современности города;

  • анализ сочинений «Мой город - Новокузнецк»;

  • анкета «Мы будущие участники местного самоуправления»;

  • методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, М.В. Сергеева).

  • опросник «Как жители города могут взаимодействовать с органами местного самоуправления»;

  • методика «Диагностика участия в мероприятиях гражданской направленности» (Н.М. Воскресенская).

Представление опыта педагогической общественности
  1. Всероссийская научно-практическая конференция «Кузнецк – Сталинск – Новокузнецк: проблемы города и горожан» (доклад Е.Б. Цибизовой «Воспитание горожанина»).


  2. Х Городские «Дни науки». Презентация проекта «Гражданское образование школьников Новокузнецка средствами краеведения» (см. программу секции).

  3. V Международные чтения, посвященные памяти Р.Л. Яворского (доклад Н.А. Поздняковой, Е.Б. Цибизовой «Краеведческий курс «Мой город – Новокузнецк» в историко-обществоведческом образовании школьников»).

  4. Районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Гражданское образование школьников Новокузнецка средствами краеведения». Открытый педагогический совет «Гражданское образование и патриотическое воспитание в современных условиях» (см. программу семинара).

Учебно-методическое обеспечение проекта

  1. Мой город – Новокузнецк : учебное пособие для учащихся 9 класса / Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка, Муниципальное образовательное учреждение доп. образования детей «Детско-юношеский центр «Орион». – Новокузнецк : [б. и.], 2006. – 163 с.

  2. Мой город – Новокузнецк : рабочая тетрадь для учащихся 9 класса / Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2006. - 49 с.

  3. Программно-методическое обеспечение курса «Мой город – Новокузнецк»: программа курса, рабочая программа, разработки уроков, диагностические материалы.

  4. Образовательные программы дополнительного образования детей: «Твое родословие», «Дом, в котором ты живешь...», «История и архитектура Центрального района», «Основы учебно-исследовательской работы», «Наши проекты – на благо города».

  5. В помощь юному исследователю родного края (учебное пособие) / Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2006. – 67 с.

  6. Проспект Металлургов в истории города (учебное пособие для учащихся 7-8 классов).

Публикации статей и тезисов выступлений о ходе реализации проекта

  1. Цибизова, Е.Б. Воспитание гражданина города / Е.Б. Цибизова // Воспитание школьников. – 2007. - № 10. – С. 13-15.


  1. Цибизова, Е.Б. Краеведение в муниципальной системе образования / Е.Б. Цибизова // Традиции инновации в развитии правового и гражданского образования школьников: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. – Томск, Томский ЦНТИ, 2007. – С. 196-200

  2. Цибизова, Е.Б. Реализация краеведческого курса «Мой город – Новокузнецк» как одно из условий становления гражданской позиции школьника / Е.Б. Цибизова // Социальная ответственность муниципальной системы образования как основа самореализации школьников в обществе XXI века : материалы научно-практической конференции (27-28 августа 2007 года) / под ред. М.В. Артюхова, Т.С. Шахматовой, Т.Н. Ивочкиной. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. – С. 413-417.

  3. Цибизова, Е.Б. Воспитание горожанина / Е.Б. Цибизова // Кузнецк – Сталинск – Новокузнецк. Проблемы города и горожан: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новокузнецк, 2008 –С. 201-209.

  4. Цибизова, Е.Б., Позднякова Н.А. Краеведческий курс «Мой город – Новокузнецк» в историко-обществоведческом образовании школьников» // V Чтения, посвященные памяти Р.Л. Яворского (1925-1995): Материалы Международной научной конференции. – Новокузнецк : РИО КузГПА, 2009. – С. 353-356.

  5. Коренева, Е.В., Цибизова, Е.Б. Формирование гражданственности средствами ???

Выводы (предварительные)

В ходе реализации проекта выявлены и реализованы педагогические условия реализации педагогического процесса гражданского образования школьников Новокузнецка средствами краеведения:

  • формирование положительной мотивации педагогов и школьников к организации и участию в процессе гражданского образования средствами краеведения;
  • интеграция образовательных процессов общего и дополнительного образования через программно-методическое обеспечение взаимосвязи учебной и внеучебной работы;


  • вовлечение школьников в решение социальных проблем местного сообщества через проектную и исследовательскую деятельность.

Разработаны средства краеведения: учебно-методический комплекс, пособие, программы дополнительного образования, методические рекомендации к проведению районных и городских краеведческих мероприятий.

Проблемы

В системе краеведческой работы еще не сложились прочные внешние связи межведомственного взаимодействия между ее участниками – учреждениями образования и культуры, общественными организациями, представителями органов местного самоуправления – в большинстве своем эти связи носят временной характер.

Перспективы

Создание научно-методических рекомендаций по внедрению результатов экспериментальной работы в широкую образовательную практику Новокузнецка и издание сборника научно-методических работ, материалов по обобщению опыта.