litceymos.ru 1

Сомова Н. Л. канд.псих.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена


Основные психологические закономерности восприятия информации, цвета и шрифтов

1. Психологические особенности восприятия информации



Исследователи, изучая пороги чувствительности и уровни раздражителей, сформулировали следующее правило: «При увеличении уровня раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущений возрастает в арифметической». Это правило известно в психологии с конца прошлого века как закон Фехнера, который еще называют основным психофизическим законом. Ранние исследования показали, что ощущения изменяются гораздо медленнее, чем растет сила раздражителя. В данном случае, для того, чтобы добиться некоторого приращения ощущения, надо намного больше увеличить силу раздражителя. Однако здесь, прежде всего, должно быть и чувство меры, так как при достижении определенной силы раздражителя может возникнуть неадекватность восприятия, причем в самых различных формах, вплоть до появления болевых ощущений, скажем, при мощном световом или звуковом воздействии. В известной мере это справедливо и по отношению к фактическим размерам стимула, раздражителя.

К интересным выводам пришли исследователи рекламы. В мировой рекламной практике для определения последовательности психологического воздействия, приводящего к желаемому результату - покупке товара,- применяется формула AIDA, где: А - внимание (attention), I- интерес (Interest), D - желание (desire), А - действие, активность (activity). Иногда в нее добавляют М - мотив, тогда получается аббревиатура AIDMA. Естественно, рекламе необходимо обладать таким уровнем раздражения, ниже которого каждый компонент этой формулы «не работает». Можно сказать, что в этой формуле и содержатся секреты, как привлечь внимание ученика, вызвать у него интерес, побудить к действию. Первая составляющая приведенной выше формулы - необходимость привлечь внимание1.

Общие правила создания текстов для эффективного восприятия:


1. Для доказательства определенных положений чаще всего достаточно 2-3 аргумента.

2. Заголовки должны содержать менее 6 слов, тогда они хорошо запоминаются.

3. Информация на цветном (оранжевый, желтый фон) более эффективно воздействует на зрителя.

4. Следует подобрать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта. Черные буквы на белом фоне - не лучший вариант. Хорошо смотрятся зеленые на белом, красные на белом.

5. Текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге.

6. Европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд). Верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием.

7. Человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны.

8. Строка учебного модуля для лучшего восприятия должна быть не длиннее восьми сантиметров.

9. Начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина.

10. Повторение - наиболее эффективное средство воздействия (четыре-семь повторов).


2. Основные психологические закономерности восприятия цвета


В результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики.

- для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным;

- быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета;

- по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;

- при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый);

- цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета. Желтый цвет всегда воздействует как наиболее яркий, затем следует белый, за ним красный, зеленый, синий и черный;


- необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый.

- наиболее удачным признано использование на желтом фоне красного цвета и на белом красного, зеленого, синего и черного.

Все указанные сочетания цветов служат для привлечения внимания, но наиболее различимым является сочетание красного и желтого цветов. Красный - наиболее агрессивный среди остальных цветов, наиболее блестящий, яркий.

- белый цвет используется в основном как фон, усиливающий чистоту и выразительность другого цвета. Сам по себе белый цвет нейтрален, невыразителен, не схватывается глазом и не привлекает внимания, как цвет хроматической гаммы;

- светлые изображения на темном фоне оптически увеличиваются, темные на светлом уменьшаются, но воздействуют массивнее, полнее и заметнее.

Легче прочитываются: желтая надпись на черном фоне, белая - на черном, черная - на оранжевом, черная - на желтом, оранжевая - на черном; с самого далекого расстояния - надписи черного цвета на желтом фоне, синего - на белом, красного - на белом, белого - на синем, черного - на белом.


Красный цвет. Красный, из всех цветовых тонов, самый броский и привлекающий к себе внимание. Ярко-красные детали заставляют обратить внимание даже на самое нейтральное окружение. Красный психологически является раздражающе-возбуждающим, в зависимости от человека и обстановки он или активизирует и придает силы, делает жизнерадостным и способствует общению, или вызывает обеспокоенность и нервозность.

Благодаря стимулирующему раздражению красный цвет создает прекрасную атмосферу для возникновения идей, но не для их претворения в жизнь. Атмосферу для серьезных размышлений создают холодные тона красного. Спокойным считается темно-красный.

Желтый цвет. Даже небольшая добавка синего делает его зеленым, добавление красного сдвигает к оранжевому, а добавка черного желтый делает тускло-зеленым. В общем случае более приемлем желтый, склоняющийся к оранжевому, который признается теплым, легким и дружелюбным. Благодаря своей легкости желтый как бы приподнимает предметы и поверхности, делает их легче. Желтый цвет возбуждает мозговую деятельность и способствует усвоению нового материала. Он привлекает внимание и повышает готовность человека к общению, улучшает восприятие новой информации. Одновременно, желтый действует утомительно на глаза, а при его длительном воздействием снижается способность к сосредоточению.


Синий цвет. Поскольку диапазон синих тонов варьируется от нежно голубых до глубокой ночной синевы, широк диапазон и его воздействия. Исследования показали, что люди хорошо себя чувствуют, находясь в помещении с синими тонами. Синий хорош в рабочей обстановке также тем, что не утомляет глаза. Синий цвет психологически создает хорошую рабочую атмосферу — успокаивает, расслабляет нервную систему, способствует сосредоточенности. В хрупких синих тонах возникает фон для глубоких размышлений и реализации идей. Поскольку движения человека становятся медленнее, время для него укорачивается. Синее окружение помогает легче справиться с душевными заботами. При перевозбуждении синий успокаивает и действует сдерживающим образом.

Зеленый цвет. Средний зеленый цвет действует спокойно и нейтрально, он успокаивает, хотя и не так сильно, как синий. Общая зеленая тональность помещения передает спокойствие и способствует концентрации, однако может вызывать ощущение монотонности. Синеватые зеленые тона создают атмосферу деловитости и хороши для глаз, не утомляют их и не слепят. Зеленый цвет может выразить чувство комфортабельности или, наоборот, создать плохое настроение, в зависимости от поверхности и интенсивности, конкретной личности и обстановки. В психологическом отношении зеленый вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Зеленый цвет при длительном воздействии утомляет. Зеленый создает хорошую обстановку при сидячей работе. Способствует сосредоточенности и размышлениям.

3. Психологические ассоциации, вызываемые различными шрифтами.



В условиях сокращения объема рукописных документов люди вынуждены искать новые подходы для передачи своих мыслей с использованием электронных средств печати. Компьютерная техника дает почти неограниченные возможности самовыражения. Подчас важно обратить на себя внимание за счет употребления необычного шрифта, а иногда следует придерживаться существующих норм и правил.

Мы только начинаем осмысливать психологическое воздействие шрифта. Шрифт служит формой кодирования. Для анализа воздействия шрифтов применимы некоторые графологические принципы, но такой подход будет не совсем корректным. Почерк принадлежит конкретной личности, а шрифты производятся и распространяются третьими лицами. Для оценки критериев, влияющих на выбор шрифтов для достижения различных психологических эффектов, было проведено специальное исследование. Опрошены разработчики шрифтов, консультанты по созданию графических символов, книгоиздатели и пользователи текстовых процессоров. Цель — выявление традиций, принципов и тенденций предпочтения шрифтов; помощь в выборе типов шрифтов, наилучшим образом отвечающих конкретным задачам; выяснение эмоциональных или психологических ассоциаций, вызываемых шрифтовыми наборами.

Выбор стиля шрифта сопровождается передачей некоего собственного значения, независимо от того, используется эффект намеренно или нет. Считается, что эффект применения конкретного шрифта в известном смысле зависит от контекста, а также от характеристик воспринимающей личности. Это влияние подсознательно. В идеале печатный текст и само сообщение должны дополнять друг друга.

Размер шрифта. Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт (например 11 пунктов) создает ощущение большей доверительности и важности информации. Более сильное воздействие достигается при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.

Гарнитуры Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица. Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino — это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия.


Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало.

Шрифты рукописного стиля — это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи».



1 Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Оно является функцией психики и представляет собой динамическую характеристику деятельности. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным (в последнем случае поддерживается не усилием воли, а интересом). Основные характеристики внимания: распределение, переключение, концентрация, отвлечение. Важно помнить, что внимание всегда изменяется во времени.