litceymos.ru 1


Экзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии

факультета ВСО


1. Предмет, задачи и методы гигиены, значение её в системе медицинских наук

2. Основные этапы развития гигиенической науки. Вклад отечественных ученых в развитие гигиены (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, Г.В. Хлопин и др.).

3. Профилактика – основополагающий принцип охраны здоровья населения. Уровни профилактики.

4. Здоровье населения как интегральный критерий оценки состояния окружающей природной среды.

5. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Задачи Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по осуществлению первичной профилактики.

6. Региональные особенности демоэкологической ситуации. Экологическая обстановка и состояние здоровья населения Н.Новгорода.

7. Экология как наука. Основные законы экологии. Гигиенические проблемы в экологии.

8. Основные причины и характерные особенности экологического кризиса.

9. Эколого-гигиеническая характеристика природоохранных мероприятий по предупреждению загрязнения объектов окружающей среды.

10. Природный химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Глобальные изменения качества атмосферного воздуха.

11. Атмосферный воздух как фактор риска здоровью населения.

12. Микроэлементы окружающей среды. Биогеохимические эндемии и их профилактика.

13. Эколого-гигиеническая характеристика источников загрязнения почвы.

14. Гигиеническая характеристика основных методов утилизации и обезвреживания твердых промышленных и бытовых отходов.

15. Климат и погода. Акклиматизация человека к новым климатическим условиям.

16. Классификация и гигиеническая характеристика типов погоды по влиянию на организм человека.

17. Понятие о гелиометеопатических реакциях и метеотропных заболеваниях. Профилактика.


18. Здоровый образ жизни, его формирование. Основы личной гигиены.

19. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия среди населения на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией.

20. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Ультрафиолетовая недостаточность как экологическая проблема. Методы ее компенсации. Профилактические дозы.

21. Физиолого-гигиеническое значение воды.

22. Гигиеническое значение органолептических показателей качества питьевой воды, их нормирование.

23. Гигиеническое значение химических показателей качества питьевой воды при централизованном водоснабжении, их нормирование.

24. Гигиеническое значение микробиологических показателей качества питьевой воды при централизованном водоснабжении, их нормирование.

25. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

26. Сравнительная оценка методов обеззараживания питьевой воды при централизованном водоснабжении.

27. Понятие о здоровом питании. Основные принципы.

28. Рекомендуемые физиологические потребности населения в основных пищевых веществах и энергии.

29. Витамины, их пищевая и биологическая ценность. Методы контроля за витаминной насыщенностью организма. Профилактика гиповитаминозов.

30. Макро- и микроэлементы пищи, гипо- и гиперэлементозы.

31. Алиментарные заболевания, их классификация, профилактика.

32. Пищевые отравления, их классификация. Тактика врача в очаге пищевого отравления.

33. Пищевые токсикоинфекции, их профилактика.

34. Пищевые микробные токсикозы, их профилактика.

35.Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию пищеблока больницы, к кулинарной обработке пищевых продуктов и реализации готовой пищи.

36. Понятие о статусе питания населения. Методы оценки.

37. Основные виды ионизирующих излучений и их радиационно-гигиеническая характеристика. Понятие о закрытых и открытых источниках ионизирующих излучений, их применение в медицинских учреждениях.


38. Принципы гигиенического нормирования ионизирующих излучений.

39. Профилактика вредного влияния ионизирующих излучений при работе с закрытыми и открытыми источниками.

40. Гигиена труда медицинских работников (терапевтов, педиатров, хирургов, анестезиологов, акушеров-гинекологов, инфекционистов, рентгенологов и радиологов).

41. Неблагоприятные факторы производственной среды. Профессиональные заболевания, принципы профилактики.

42. Гигиеническая характеристика микроклиматических факторов. Комплексные показатели микроклимата. Профилактика заболеваний, связанных с охлаждением и перегреванием организма.

43. Естественная и искусственная вентиляция. Гигиенические требования. Методы контроля.

44. Шум и вибрация как факторы производственной среды. Профилактика.

45. Пыль как фактор производственной среды. Принципы гигиенического нормирования. Профилактика профессиональной патологии, вызываемой пылью.

46. Гигиенические требования к земельному участку, зданию школы.

47. Гигиенические требования к устройству и оборудованию помещений общеобразовательной школы.

48. Работа медицинского персонала по первичной заболеваний в школе.

49. Физическое развитие детей и подростков, методы его исследования и оценки.

50. Секулярный тренд, акселерация и децелерация физического развития детей и подростков.

51. "Школьные болезни", их профилактика.

52. Комплексная оценка состояния здоровья у детей и подростков, критерии, группы здоровья.

53. Физиолого-гигиенические основы режима дня школьника.

54. Гигиенические требования к земельным участкам больниц, роль зеленых насаждений и их размещение на участке.

55. Гигиенические требования к планировке и оборудованию детских отделений. Профилактика внутрибольничных инфекций.

56. Гигиенические особенности внутренней планировки и санитарного режима инфекционного отделения больницы. Боксы, полубоксы, боксированные палаты.


57. Особенности планировки и санитарного режима хирургического отделения больницы и их гигиеническое обоснование.

58. Палатная секция – основное структурное подразделение больницы.

59. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений лечебно-профилактических учреждений. Методы контроля.

60. Гигиенические мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций.