litceymos.ru 1


Школьные факторы риска


Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Как показывают исследования, дети, которые попадают на школьную скамью и в 6, и в 7 лет – подвергаются атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры, не всегда корректные высказывания педагогов и обидные выпады одноклассников….Но все это может и мелочи по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на учеников, с постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать, написать, вовремя сдать…. В соответствии с данными Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60 – 70%. Задумаемся, за 8 -9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психологического здоровья, что свидетельствует о том негативном влиянии, которое оказывает именно школа. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.


Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают в конечном счете по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):


  • стрессовая педагогическая тактика;

  • интенсификация учебного процесса;

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • нерациональная организация учебной деятельности;

  • функциональная неграмотность педагога;

  • отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

1. Стрессовая педагогическая тактика

Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика («Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься», «Откуда таких понабирали»…) становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу.


Микрострессы, которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам, действуют практически ежеминутно. В такой системе «педагогических пощечин» и педагоги, и родители часто не видят ничего особенного. Но негативное, враждебное, пренебрежительное, скептическое, а, нередко, подавляющее ребенка отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом « с позиции силы» - является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика. Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников. Поэтому крайне важно «жестко» контролировать работу таких педагогов.

Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким педагогом, воспитателем текущая заболеваемость в 2 раза выше, число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 - 2 раза больше, чем в классах со спокойным и доброжелательным педагогом (при равных условиях обучения).

Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. В постоянном «цейтноте» школьник живет в течение 10 – 11 лет школьного обучения. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. При этом ограничение может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Так в практике современной школы успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). «Испытание секундомером» приводит к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.


2. Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса идет различными путями.

Первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН…) особенно в лицеях, гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2 – 6,7 часов в день, в основной школе 7,2 – 8,3 часов в день, в среднем звене 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9 – 10 часов в начальной школе, 10 – 12 в основной и 13 – 15 в средней. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу…

Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению… Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности…

Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65-70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 – психоневрологические отклонения, в 3 –патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей


Форсирование обучения письму и чтению; методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение, переутомление.

4. Нерациональная организация учебной деятельности

Сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4 – 5 раз изменяется вид деятельности школьника (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода максимальной работоспособности). Школьники всех классов недосыпают 1,5 – 2,0 часа в 80 – 90% случаев.

Какое – то время ребенок может выдержать такую напряженную жизнь, а потом жертвует – или школой (исчезает мотивация: стал лениться, не хочет учиться, не старается…), или здоровьем.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно- психических заболеваний.

5. Функциональная неграмотность педагога

Еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально – комфортное развитие и здоровье школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.


Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Как показывают результаты исследования, проведенного в Южном, Центральном, Северо-Западном регионах России, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования, можно выделить следующие (см. диаграмму):


  • Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что для того, чтобы избежать профессиональных неудач большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате, они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы..(89%)

  • Неудовлетворенность профессиональным статусом.(73%)

  • Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, вследствие снижения уровня рождаемости.(71%)

  • Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений).(67%)

  • Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.(35%)

  • Недостаток положительного стимулирования труда.(89%)




(по материалам доклада В.В. Рубцова на Российско-германском семинаре «Школа без стресса»)


В Московском кадетском музыкальном корпусе (МКМК) мы разработали программу, целью которой является:

создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.


Задачи программы:


  • формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

  • формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;

  • создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

• установочно-мотивационный;

• аналитико-диагностический;

• просветительский;

• коррекционно-консультативный.

В ходе реализации программы по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  • улучшения психологического климата в коллективе;

  • снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;

  • формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

  • повышение самооценки и уверенности в себе.

Для исключения или минимизирования негативных влияний школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье кадет, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Провести анализ образовательной ситуации с целью выявления факторов, определяющих возникновение и действие стрессов в условиях школьного обучения (возможных рисков);

2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений, педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений и родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для обучения и развития современного ребенка;

3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе школьного обучения;

4.Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, администрации, родителям по организации комфортной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей в современной школе.


Анализ образовательной ситуации МКМК показал следующие факторы риска:

1) Кадетский корпус организуется на II и III ступенях общего образования, т.е. с 5-го по 11 класс. Переход ребенка из начальной школы в среднее звено сам по себе является достаточно сложным периодом (вместо одной мамы-учительницы ребенок попадает в ситуацию, когда каждый предмет ведет новый учитель, вместо одного кабинета приходится переходить из кабинета в кабинет, новое здание, предметно-развивающая среда, для многих незнакомый район и т.д.) Трудности адаптации конкретного ребенка к корпусу зависит в данном случае и от сложности налаживания преемственных связей с начальной школой…

2) При поступлении в кадетский корпус дети проходят медико-психологическую комиссию и музыкальное прослушивание, что само по себе уже является ситуацией оценки, своеобразным экзаменом на соответствие.

3) Серьезной психологической травмой для ребенка может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, с другой – в необходимости подстраиваться к новому коллективу и новым педагогам, к незнакомой системе отношений «офицер-воспитатель – кадет», Частично проблема адаптации решается за счет организации летних установочных лагерей, целью которых является знакомство детей друг с другом, со своим офицером-воспитателем, системой взаимоотношений, установленной в кадетском корпусе.

4) Еще одной специфической особенностью кадетского корпуса является построение системы отношений с одноклассниками. С одной стороны, это необходимость подчиняться своему ровеснику, может быть, чуть более удачному и успешному. А с другой, руководить, подчинять себе своих одноклассников, порой не имея для этого реальных рычагов управления, кроме собственного авторитета и поддержки офицера-воспитателя (речь идет о детях 10-11 лет, только перешедших в среднее звено).

5) Следует отметить, что кадетский корпус является школой полного дня (дети находятся с 9.00 до 18.40). В условиях корпуса сочетается реализация программы основного общего образования, с дополнительной программой музыкально-эстетического образования и спецификой кадетской школы (НВП, строевая подготовка, рукопашный бой). Данная особенность имеет две характеристики. С одной стороны, режим дисциплинирует, организует, учит собранности, умению ценить время. С другой стороны, отсутствие свободного времени, занятия по индивидуальному расписанию, иногда ограниченность выбора - вызывает дискомфорт, является одним их факторов повышения тревожности.


6) В качестве еще одного стресс-фактора можно выделить необходимость воспитанников соответствовать званию кадета, Кодексу кадетской чести, как в стенах корпуса, так и за его территорией.

7) Наличие в корпусе фактора соревновательности, выраженного в ориентации кадет на высокие показатели по музыкальным, общеобразовательным, спортивным предметам, показателям дисциплины. Возможность получить звание или знаки отличия в соответствии с Правилами школьной жизни, быть принятым в первый состав оркестра, ансамбль, хор…- также является специфической особенностью кадетского корпуса.

8) Концертная деятельность на разных площадках страны и зарубежья (Япония, Италия) предъявляет особые требования к воспитанникам: быстрая адаптация, высокая работоспособность, собранность, организованность, легкая коммуникативность (дети с 5 по 8 классы)…

9) На настоящий момент в корпусе обучаются мальчики в возрасте 10-14 лет. Актуальным становится вопрос о недостатке межполового общения. Предупреждая возможные стрессы, для учащихся кадетского корпуса организуются совместные балы, вечера, дискотеки.

Все эти особенности могут стать дополнительным факторами риска для кадет, родителей, учителей, администрации. Мы понимаем, что от нашей совместной работы в значительной степени зависит конструктивный подход к решению проблемы стрессов, возникающих и существующих в процессе обучения детей в корпусе. Поэтому основная работа направлена на профилактику стрессовых факторов, повышение стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости всех участников образовательной среды.

Литература:


  1. Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.

  2. М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

  3. М.М.Безруких. Школа – зона риска // Начальная школа. - 2000. – №6.

  4. Вестник практической психологии образования. – Дек. 2004. - № 1.
  5. Здоровье школьника. - Март 2006.