litceymos.ru 1 2 3



Тема методической рабты «Совершенствование силовых способностей» выбрана не случайно. Это связано с моей спортивной специализацией, так как со школьного возраста сам занимаюсь силовыми видами спорта – силовым троеборьем (пауэрлифтингом), тяжелой атлетикой, восточными единоборствами. Последние десять лет серьезно занимаюсь гиревым спортом, активно участвую в соревнованиях разного уровня, являюсь действующим чемпионом Ярославской области по гиревому спорту. И личным примером стараюсь показать значимость развития силовых способностей своим ученикам, привить интерес к занятиям силовыми видами спорта. В последние годы я наблюдаю постепенный процесс снижения интереса к занятиям физической культурой и спортом у юношей, и в первую очередь, к серьезным занятиям, предполагающим достижение определенного результата.

За последние годы повысился уровень заболеваемости детей, все больше выпускников школы получают отсрочки или не служат в армии по состоянию здоровья.

Кроме того, развития силовых способностей – это процесс многогранный, который касается не только силовых видов, но практикуемый во всех видах спорта. Это неотъемлемая часть общей подготовки спортсменов, подготовки юношей к последующей службе в рядах вооруженных силах. Хорошо развитые силовые способности являются также необходимым условием ряда профессий.

Главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны – здоровье подрастающего поколения.

Одной из важнейших проблем на данный момент является: как повысить интерес подрастающего поколения к осознанным занятиям физической культурой и спортом, как снизить уровень заболеваемости, как отвлечь подростков от противоправной деятельности, от употребления психоактивных веществ.


Цель методической разработки:

Дать теоретическое и практическое обоснование актуальности совершенствования силовых способностей в процессе физического воспитания юношей старших классов.



Для реализации цели были поставлены следующие задачи:


  • изучить методическую, специальную литературу по данной теме;

  • рассмотреть теоретические и практические аспекты активизации занятий физической культурой и спортом юношами старшего школьного возраста;

  • обобщить собственный опыт по развитию и совершенствованию силовых способностей в процессе урока физической культуры, а также во внеурочной и во внеклассной деятельности.


Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, экспериментальная деятельность, наблюдения в ходе уроков, анализ результатов образовательно-воспитательного процесса, анализ педагогического процесса физического совершенствования учащихся, направленного на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.


В заключение хочется сказать, что нет абсолютно одинаковых людей, поэтому, соблюдая общие принципы воспитания силы, обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности воспитанников: возрастные, анатомические, психологические, состояние здоровья и даже бытовые условия, в которых подросток растет и развивается. Нередко случается так, что ребенок из неблагополучной семьи желает заниматься силовыми видами спорта, но у него нет условий для элементарного отдыха и полноценного питания. В таких случаях, наверное, не имеет смысла давать большой объем нагрузок, а следует ограничиться разумным сочетанием количества подходов, подбором непредельных отягощений.

В другом случае дети из более обеспеченных семей, имеющие возможность хорошо питаться, одеваться, насмотревшись лживых реклам о чудо-тренажерах, приходят в зал и ждут быстрого результата при минимуме затрат. Приходится объяснять, что чудес не бывает, и все достигается только кропотливым систематическим трудом.

Зная индивидуальные особенности своих воспитанников можно плодотворно работать, творить, избирательно воздействуя на организм, определенные мышечные группы, развивая нужные качества, добиваться результатов, воспитывать способность трудиться, растить здоровое поколение.



Глава 2. Совершенствование силовых способностей в процессе физического воспитания в школе


2.1. Совершенствование силовых способностей на уроках физической культуры

На уроках физической культуры в старших классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной дружеского воспитания, которая вытекает из цели общего образования – содействие всестороннему развитию личности на основе обладания каждым учащимся личной физической культурой.

В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков осуществляется работа по разностороннему развитию физических качеств.

В работе со старшеклассниками я делаю упор на развитие и совершенствование силовых способностей, так как силовые качества в большей или меньшей степени являются составной частью подготовки большинства видов спорта, а в школьной программе по физической культуре – разделов учебной программы.

У юношей в возрасте с 15 до 17 лет отмечается резкий скачек в показателях абсолютной силе всех младших групп. К 18 годам интенсивность прироста заметно снижается, а иногда и прекращается полностью. Поэтому очень важно не упустить этот момент и постараться максимально развить силовые способности, так как достаточный эффект может сохраняться ещё достаточно продолжительное время. Кроме того, при организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии.

Содержание программного материала по физической культуре даёт возможность всесторонне воздействовать на организм ребёнка. Но в своей последовательности разделы программ оторваны друг от друга, и это не даёт возможности получить стойкий эффект от занятий потому или иному виду программ. Например: начинается учебный год с легкой атлетики. Сначала учащиеся показывают результаты после летнего отдыха, затем происходит «врабатывание» организма, адаптация к нагрузкам, и как только организм готов к дальнейшему совершенствованию, в видах лёгкой атлетики наметились сдвиги в прыжках, метаниях, беге на скорость и выносливость, мы переходим к спортивным играм, где обучение проходит в основном техническим элементам и практическим действиям, а к лёгкой атлетике возвращаемся лишь в 4 четверти, где преподаватель добивается точности выполнения движений, красоты и грациозности, и когда у учащихся начинает формироваться «гимнастический стиль» исполнения, заметно укрепляются определенные мышечные группы, следует, после каникул переход к лыжной подготовке, а это абсолютно другой вид деятельности и т.д. Тем самым нарушается один из принципов достижения результата систематичность.


Отдавая приоритет развитию и совершенствованию силовых способностей я практикую следующую методику:


  1. Развитию силовых способностей уделяется внимание на каждом уроке физической культуры, независимо от раздела программы.

  2. Процесс развития силовых способностей должен быть максимально разнообразным и эмоциональным.

В идеале развитие силовых способностей наиболее эффективно на фоне оптимально «свежего» состояния центральной нервной системы (В.М. Зациорский)

Силовые упражнения наиболее эффективны, если их выполнение отнесено к началу основной части занятия. На уроке физкультуры решаются, помимо воспитания силы, многие другие задачи. Выполнение силовых упражнение естественно, вызывает утомление, что снижает работу по воспитанию других качеств, поэтому силовые упражнения выполняются в конце основной части урока.

Упражнения, используемые для развития силовых способностей в разделах программного материала:

Легкая атлетика

Здесь преимущество отдается развитию скоростно-силовых качеств. Для этого используются следующие упражнения:

  1. Прыжки на одной ноге (поочередно на правой, левой).

  2. Прыжок в длину с места толчком двух ног.

  3. Тройные, пяти и десятикратные прыжки на одной и двух ногах.

  4. Бег в подъем и под уклон.

  5. Запрыгивание на препятствие разной высоты.

  6. Прыжки в глубину.

  7. Перепрыгивание через скамейки (по типу «Прыжки через нарты» у народов севера).

Выполнение упражнений № 4,5,6,7 обусловлено месторасположением школы; рядом расположен парк культуры и отдыха, где имеется много подъемов и спусков разной высоты, летний театр с рядами скамеек и сценой.

  1. Метание снарядов разног веса и формы (мячи, ядра разного веса, гири от разбитых гантелей с рукоятью и без нее, камни разного веса).
  2. Толкание ядра и тяжелых камней одной и двумя руками (индивидуально и в парах).


  3. Различные варианты метание набивных мячей.


Гимнастика

(с включением элементов «единоборств»)

Этот раздел программного материала позволяет подходить к развитию силовых способностей комплексно, всесторонне и разнообразно. Для этого используются:

  1. Подтягивание на перекладине различными хватами.

  2. Отжимание в упоре лежа (различные варианты).

  3. Отжимание в упоре на брусьях.

  4. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях на махе вперед, махе назад.

  5. Подъем переворотом, подъем в упор силой.

  6. Подъем ног к перекладине, до прямого угла на гимнастической стенке.

  7. Подъем туловища из положения лежа на спине.

В полной мере используются средства атлетической гимнастики:

    • В подготовительной части общеразвивающие упражнения с легкими гантелями.

    • В основной части урока – комплекс упражнений со штангой, гирями для развития основных групп мышц.


Комплекс упражнений со штангой

  1. Жим штанги стоя.

  2. Жим штанги лежа.

  3. сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

  4. Тяга штанги к груди в наклоне.

  5. Становая тяга.

  6. Приседание со штангой на плечах.

  7. Подъем на носки (штанга на плечах или за спиной в опущенных руках).

Вес штанги небольшой, что бы учащиеся смогли выполнить 8-12 повторов в 3-4 подходах. Предельные и околопредельные веса на уроках не используются.


Комплекс упражнений с гирями

  1. Подъем гири на грудь с кача (размахивание), одной или двумя руками.

  2. Классический рывок гири.

  3. Классический толчок гири; одной или двух одновременно.
  4. Жим гирь двумя руками стоя одновременно или попеременно.


  5. Жим гирь лежа на горизонтальной или наклонной скамье.

  6. Разведение гирь в стороны лежа на скамье.

  7. Тяга гири двумя руками к подбородку.

  8. Сгибание рук в локтевых суставах.

  9. Приседание с одной или двумя гирями из положения: гири на груди, гири на плечах, гири за спиной в отпущенных руках.

  10. Поднимание на носки с различным расположением гирь

Вес гирь 16-24-32 кг, подбирается в зависимости от подготовленности

учащихся, от выполняемого упражнения.

Комплекс упражнений с гантелями

  1. Имитация прямых ударов в боксе.

  2. Жим гантелей стоя, лежа.

  3. Поднимание рук через стороны и перед собой.

  4. Разведение рук с гантелями в положении лежа.

  5. Сгибание рук с гантелями в локтевых суставах.

  6. Приседания и полуприседы с гантелями в различных вариантах.

  7. Прыжки с гантелями в опущенных или согнутых руках.

Вес используемых гантелей от 2 до 12 кг, количество повторений

зависит от подготовленности обучаемых.


Спортивные игры (волейбол)

В конце основной части урока выполняются:

  • Прыжки в длину с места.

  • Выпрыгивания вверх с отягощениями и без отягощений.

  • Прыжки на месте до касания коленями груди или ладоней согнутых

под 90* рук .

  • Приседание за 20 сек.

  • Приседание на одной ноге (пистолет) с опорой и без опоры.

  • Подтягивание на перекладине.

  • Отжимание в упоре лежа, в упоре на брусьях.


Лыжная подготовка

Труднее всего продолжать процесс совершенствования силовых качеств во время занятий лыжной подготовкой. Этот вид очень энергоемкий, а в конце основной части урока выполняется или гонка на время или прохождение определенной дистанции, то есть воспитание выносливости. Поэтому силовые упражнения выполняются, в основном, в те в дни, когда по погодным условиям на улице заниматься нет возможности (сильный ветер, мороз и пр.). Выполняются имитационные упражнения с резиновыми бинтами и гантелями, прыжки на одной и двух ногах, многоскоки, подтягивание на перекладине, отжимание от пола и брусьев. Обязательным условием каждого урока является выполнение хотя бы одного подхода в подтягивании на перекладине как самого доступного вида, а также основного в оценке силовых способностей.


Таким подходом я пользуюсь в последние три года работы. Для того, что бы определить ее эффективность я провел сравнительный анализ показателей развития юношей – выпускников 11 класса нашей школы 2006 года, занимавшихся по обычной программе и выпускников 2007 года, при обучении которых использовалась методика приоритетного развития силовых способностей.

Для обработки данных тестирование проводится по четырем видам: подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лежа (до касания грудью поролонового коврика), прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин.

Результаты фиксируются в таблице в начале учебного года - сентябрь, и в мае – в конце учебного года.


Результаты тестирования





2006 год


2007 год




I тестир


II тестир

Прирост

результата в %

I тестир

II тестир

Прирост

результата в %

подтягивание на перекладине

11

14

27

9

12

33

отжимание в упоре лежа

22

27

22

20

29


40

прыжок в длину с места

198

212

7

192

211

9

поднимание туловища из положения лежа за

1 мин

48

59

22

46

58

26










19,5








27



Вывод: во второй группе прирост результатов в течение учебного года более высокий, что подтверждает состоятельность выбранной методики.


В связи с уменьшением количества учащихся в школе стало невозможным

сравнить результаты в группах одного возраста, поэтому предметом следующего эксперимента стало сравнение результатов тестирования выпускников нашей школы 2008 года с результатами тестирования выпускников соседней Семеновской СОШ. С учителем физической культуры Столбовым О.Г. мы уже много лет работаем в тесном сотрудничестве. В данном случае учащиеся Семеновской СОШ занимались по обычному учебному плану, учащиеся Первомайской школы – с приоритетным развитием силовых способностей.


Результаты тестирования



Семеновская СОШ

2007-2008


Первомайская СОШ

2007-2008




I тестир


II тестир

Прирост

результата в %

I тестир

II тестир

Прирост

результата в %

подтягивание на перекладине

8

9

12,5

12

18

50

отжимание в упоре лежа

18

21

16

19

28

47

прыжок в длину с места

191

198

3

205

219

6

поднимание туловища из положения лежа за

1 мин

43

44

2

51

60

17










8,3






30



Вывод: По исходным данным модно судить о том, что учащиеся Первомайской школы физически подготовлены значительно лучше. Это связано с тем, что большинство из них занимались в секции гиревого спорта. Прирост результатов в течении учебного года также очевиден, намного превышает показатели Семеновской СОШ. Выбранная методика полностью себя оправдывает.


После обработки данных учитель физической культуры Семеновской СОШ согласился участвовать в эксперименте и в течение 2008-2009 учебного года работать по предложенной методике развития и совершенствования силовых способностей. В эксперименте участвовали и юноши 10-х классов обеих школ.


Результаты тестирования





Семеновская СОШ

2008-2009

Первомайская СОШ

2008-2009




I тестир


II тестир

Прирост

результата в %

I тестир

II тестир

Прирост

результата в %

подтягивание на перекладине

8

12

50

11

13

18

отжимание в упоре лежа

21

31

47


25

31

24

прыжок в длину с места

197

207

5

218

222

2

поднимание туловища из положения лежа за

1 мин

45

56

24

46

59

28










31,5







18



следующая страница >>